Концептуальной особенностью курса граждановедения является его образовательно-воспитательная направленность. Автор программы, кандидат педагогических наук Я. Соколов вполне сознательно выводит за рамки граждановедения “все, что в принципе не может быть усвоено детьми, даже если это базисные положения общественных наук”. Главный предмет изучения в граждановедении – человек в системе общественных отношений. Эффективное освоение курса возможно только через доступность материала, чередование содержательных блоков, направленность на развитие личности (а не передачу суммы знаний). Ведь эрудиция сама по себе не может гарантировать социальную компетентность! Значительная часть учебного времени в курсе “Граждановедение” должна быть отведена, по мнению авторов, социальной практике (в самых разнообразных формах). Потому и темы занятий предлагаются с таким расчетом, чтобы деятельность школьников выходила за рамки урока, за рамки класса.
Одной из подобных тем как раз и является изучение прав человека, и, в частности, прав ребенка в современном обществе. Эта тема встречается учениками впервые в программе 5-го класса, углубляется в 6-м, а в 8-9-м классах изучается целый модуль “Права и свободы человека и гражданина”. Если учесть, что права несовершеннолетних подробно освещены в разделах “Современная семья” и “Гражданское право”, можно сделать вывод о том, что тема прав ребенка – одна из ключевых в граждановедческом курсе, тем более что как никакая другая позволяет выйти на организацию социальной практики учащихся, создание (при активной поддержке педагогов и родителей) в образовательном учреждении правового пространства. Подобная форма социальной практики может стать общим делом детей и взрослых, поэтому целесообразно изучение прав ребенка проводить параллельно среди родителей, педагогов и детей.
Варианты занятий по теме
“Права ребенка”
Тема “Права ребенка”
Цель: первоначальное знакомство шестиклассников с международными правовыми актами о правах ребенка; развитие навыков критического мышления рефлексии; умение работать в группе, брать на себя роль лидера или исполнителя, способность отстаивать собственное мнение.
Оборудование: учебник Соколова Я. “Граждановедение” 6-й класс (╖ 2); магнитная доска; бланки командно-лицевых счетов; тексты Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка; набор карточек с ситуациями для анализа; маркеры.
Занятие 1-е: “Ребенок – тоже человек!”
План занятия:
(выносится на доску)
1. Кого считать ребенком?
2. Должен ли ребенок иметь особые права?
3. Международно-правовые акты о правах ребенка.
4. Мы и наши права.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Занятие проводится в форме работы в группах. Они создаются заранее, методом случайного подбора, по 4-5 человек. Столы в классе располагаются в форме “ромашки”, “лепестки” которой “открыты” друг другу. Ученики должны быть проинформированы о порядке заполнения командно-лицевых счетов и тех вещах работы, которые им придется выполнять (эта часть урока должна быть выведена за его временные рамки как подготовительный этап).
II. Начало занятия – постановка проблемы “кого считать ребенком”.
Игра: “Учимся договариваться” (6 минут).
Описание игры: Каждому ученику предлагается на отдельном листе бумаги ярким фломастером написать слово “ребенок”. Учитель предлагает в течение 2 минут подобрать и записать определения к этому понятию. Затем ребята приступают к обсуждению своих работ внутри группы (составляют “общий” список “примет” ребенка) – регламент 2 минуты. На последнем этапе предлагается путем голосования оставить в списке только три главные характеристики. Эти три качества и выносятся маркером на лист бумаги и помещаются на магнитную доску. Теперь очевидно, какие качества, характеризующие ребенка, выделяют ваши ученики. Остается задать им ряд вопросов: какие качества называются чаще всего? Какие противоречия вы видите в разных работах? Чем они (противоречия), на ваш взгляд, вызваны? Так что же в первую очередь свойственно ребенку? (На основании анализа работ групп делается вывод о беззащитности, неопытности, любознательности ребенка и необходимости создания для него особых условий).
III. Изучение нового материала – особые права ребенка и международно-правовые акты.
Игра “Ромашка” (8 минут).
На магнитную доску помещается стилизованная “ромашка”, в центре которой надпись “Декларация прав ребенка. 1959 г.”, а на 10 отрывных “лепестках” размещены 10 принципов защиты прав ребенка. Учитель предлагает группам познакомиться с первым международным документом о правах ребенка и оторвать от “ромашки” “лепестки” (по 2 для каждой из 5 команд). Учащиеся, прочитав положение декларации, должны выразить его одним-двумя ключевыми словами или графическим символом, нарисовав (написав) этот символ (ключевое слово) маркером на обратной, чистой стороне лепестка. 4 минуты. Лепестки возвращаются на место, “Ромашка” должна стать “живой”, яркой – представитель от каждой группы рассказывает, о каких правах ребенка они узнали. Учитель информирует класс о том, что спустя 30 лет после принятия Декларации о правах ребенка, ООН подготовила еще один документ – Конвенцию о правах ребенка (1989 г.). На доске появляется соответствующая запись (плакат) и объяснение терминов “декларация” и “конвенция”:
Декларация (заявление, объявление) – торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены (не имеет обязательной силы, рекомендует).
Конвенция (договор, соглашение) – международный договор, по какому-либо вопросу (имеет обязательную силу для стран, которые его подписали).
Вопросы: 1. В чем главное отличие конвенции от декларации?
2. Сравните содержание одного документа с текстом другого (стр. 16 учебника “Граждановедение”, 6 кл.). В чем сходство? В чем различие?
Проверка понимания изучаемой темы “Мы и наши права”.
Учитель предлагает классу разобрать ситуацию, сложившуюся в США с 13-летней девочкой, подавшей в суд на собственных родителей (стр. 11 учебника “Граждановедение”, 6 класс, ╖ 2). Ученики перечисляют, какие противоречия возникают между детьми и взрослыми, приводят примеры из собственной жизни.
Игра “В Комиссии по правам ребенка” (15 минут).
Каждая группа “превращается” в Комиссию по правам ребенка. Рассматривает поступившую жалобу на нарушение прав ребенка, на которую нужно подготовить устный ответ.
Примерное содержание “жалоб” (должно быть “привязано” к реальной ситуации в данном классе, школе; их могут составить учащиеся параллельного класса, старшеклассники, родители.
=> Уважаемая комиссия, мама постоянно проверяет мою сумку и карманы, боится, что я начну курить, мне надоели эти обыски, я даже специально один раз покурил в раздевалке, назло ей. Имеет ли она право не доверять мне? Слава.
=> Я обращаюсь в Комиссию по правам ребенка с жалобой на учеников 6-го класса. Моя дочь, после тяжелой болезни, говорит заикаясь, волнуется, а весь класс над ней смеется, одноклассники ее дразнят. Неужели нам придется сменить школу?
=> Что мне делать, если за каждую полученную тройку родители не разрешают мне гулять, а за двойку вообще бьют. Есть ли какой-нибудь закон, который может меня защитить?
=> Бабушка заставляет меня поститься, читать молитвы и ходить на воскресную службу в церковь. А я хочу заниматься своими делами, ходить в спортивную секцию, кино, цирк. А бабушка считает, что смотреть цирковые представления – грех…
=> Папа и мама развелись, я осталась с мамой, но папу все равно люблю, а он совсем ко мне не приходит.
Комиссия выносит решение, опираясь на содержание Конвенции о правах ребенка (стр. 16), Семейного кодекса (стр. 13), УК РФ (стр. 15-16) из ╖ 2 учебника “Граждановедение”, 6 класс.
Рефлексия (5 минут). Группы подводят итоги работы, заполняют оценочные листы.
Домашнее задание: придумать и нарисовать обложку к Декларации прав ребенка или Конвенции о правах ребенка.
Тема “Где права, там и ответственность”
План: 1. Защита идеи обложки для Декларации прав ребенка.
2. Имею право? Что сказал Конфуций?
3. Наша декларация.
Оборудование: магнитная доска, учебник граждановедения, оценочные листы, маркеры.
Ход занятия:
I. Класс продолжает работу в группах. Проверка домашнего задания.
Конкурс макетов обложки для Конвенции о правах ребенка (Декларации прав ребенка).
На перемене команды вывешивают свои рисунки на магнитную доску. Макеты шифруются литерами “А”, “Б”, “В”, “Г”, “Д” и т.д. (или латинскими цифрами). После объявления начала конкурса проходит первое тайное голосование – каждая команда заполняет бюллетень N 1. (См. таблицу).
Бюллетени опускаются в ящик для голосования или передаются счетной комиссии (3 человека выбрать заранее).
Команды “расшифровывают” и поясняют свою работу, отвечают на вопросы (5 минут). Проходит повторное голосование.
(Интересно проанализировать в дальнейшем, повлияло ли объяснение команды на оценку шестиклассников).
Счетная комиссия составляет сводный протокол (см. таблицу), побеждает команда, набравшая в 2 голосованиях наименьшую сумму мест.
II. Пока комиссия подсчитывает сумму мест и определяет победителя, учитель возвращает класс к теме предыдущего занятия. На доске должны быть представлены все материалы прошлого урока.
Вопросы для беседы:
Что такое Декларация прав ребенка?
Что такое Конвенция о правах ребенка?
Когда они приняты?
В чем их отличие друг от друга?
Какими главными правами наделен ребенок?
До какого возраста он будет находиться под особой защитой закона?
Тема “Право и ответственность”
Игра “В Комиссии по правам ребенка”.
Учитель предлагает членам пяти “комиссий” разобрать проблемную ситуацию (задание 1 к ╖ 2, учебник “Граждановедение”, 6 класс, стр. 14). Обсуждение – 3 минуты, а затем, не задавая вопросов, приступить к упражнению “Стакан воды”, в тонкий прозрачный стакан с гранями наливается вода.
Что было бы с водой, не будь тонких прозрачных стенок стакана?
Почему люди предпочитают наливать воду в стакан, чашку, кружку и т.д.?
Какую аналогию можно провести между водой, налитой в стакан, и той ситуацией, которую рассматривала ваша комиссия?
В моем стакане 6 граней и 7-е – дно, всего 7 ограничителей свободы воды, а сколько ограничителей и каких должно быть, по-вашему, у свободы ребенка?
Все эти вопросы обсуждаются фронтально, в течение 5 минут. Подводя итог, учитель напоминает, что на самом деле ограничитель всего один – это “золотое правило морали” или “правило Конфуция” – “Никогда не делай другому того, что не пожелал бы себе”.
Этап рефлексии. Учитель спрашивает, как от слов о правах ребенка перейти к делу? Выслушав ответы, предлагает на основе “правила Конфуция” и международных принципов прав ребенка составить собственный правовой акт, действительный на территории класса.
Елена ПОПОВА,
учитель граждановедения
Тамбов
Комментарии