Высказывания генералиссимуса А.В. Суворова и по сей день служат вескими, бесспорными аргументами в спорах на военные темы. Вот уж полтора столетия они “не выходят из моды”. Однако все ли, апеллирующие к суворовской науке побеждать, знакомы с ней по первоисточникам? Мы предоставляем нашим читателям возможность узнать, что же говорил генералиссимус, из первых уст.
Вкратце напомним вехи биографии великого русского полководца. Александр Васильевич Суворов участвовал в Семилетней войне 1756-1763 гг. В русско-турецкую войну 1787-1891 гг. одержал крупные победы у Фокшан и при Рымнике, штурмом овладел крепостью Измаил. В ходе Итальянского похода 1799 г. командовал союзной русско-австрийской армией. Вершиной полководческого искусства Суворова явился Швейцарский поход 1799 г.
Генералиссимус Суворов создал прогрессивную систему взглядов на способы обучения и воспитания войск, стал он одним из основоположников русского военного искусства. Как полководец-практик, он формулировал имеющие непреходящее значение постулаты военного искусства не только в наставлениях, но и в приказах, посвященных конкретным событиям, задачам возглавляемых им войск.
Словесное поучение
солдатам о знании,
для них необходимом
…Береги пулю на три дня, а иногда и целую кампанию, когда негде взять. – Стреляй редко, да метко, – штыком коли крепко; пуля обмишулится, а штык не обмишулится; пуля дура, а штык молодец! – коли один раз! – бросай бусурмана со штыка; – мертв на штыке, царапает саблей шею; – сабля на шею! – отскокни шаг, – ударь опять! – коли другого, коли третьего! – богатырь заколет полдюжины, а я видел и больше. Береги пулю в дуле! – трое наскочат! – первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!..
Квартирование. Обывателя не обижай! – он нас поит и кормит. – Солдат не разбойник. – Святая добычь! – возьми лагерь! – все ваше. – Возьми крепость! – все ваше. В Измаиле, кроме инаго, делили золото и серебро пригоршнями. – Так и во многих местах. – Без приказа отнюдь не ходи на добычь!..
Искусство военное. Три воинския искусства. – Первое, глазомер, как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить; (так же) для занятия местоположения, примернаго суждения о силах неприятельских, для узнания его предприятий. Второе, быстрота…
Нападение. Третье – натиск! – нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет! – В пальбе много людей гибнет! – у неприятеля те же руки! – да русского штыка не знает! – Вытяни линию, тот час атакуй холодным ружьем! – Недосуг вытягивать линии, подвиг из закрытого, из тесного места. Коли пехота в штыки, – конница тут и есть. Ущелья на версту нет, картечь на голову, – пушки твои. – Обыкновенно конница врубается прежде, пехота за ней бежит, – только везде строй. Конница должна действовать всюду, как пехота; – кони на поводах! – Казаки везде пролезут. В окончательной победе, конница гони, руби! – конница займется, пехота не отстанет. – В двух шеренгах сила, в трех полторы силы; передняя рвет, вторая – валит, третья довершает.
Больницы… Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву. Молись Богу! От него победа! Чудо, Богатыри! Бог нас водит, – он нам Генерал! – за немогузнайку офицеру арест, штаб-офицеру от старшего штаб-офицера арест квартерный. Ученье свет, неученье тьма! Дело мастера боится, и крестьян (если) не умеет сохою владеть, хлеб не родится! За ученого трех неученых дают. Нам мало трех! Давай нам шесть! Давай нам десять на одного! Всех побьем, повалим, в полон возьмем! Последнюю кампанию неприятель потерял щетных семьдесят пять тысяч, только что не сто: – а мы и одной полной тысячи не потеряли, – вот, братцы! Воинское обучение!..
Полковое учреждение
(1764-1765 гг.).
О экзерцировании
Понеже праздность корень всему злу, особливо военному человеку, напротив того, постоянное трудолюбие ведет каждого к знанию его должности в ее совершенстве, ничто же так не приводит в исправность солдат, как его искусство в экзерции, в чем ему для побеждения неприятеля необходимая нужда. Для того надлежит ему оной обучену быть в тонкость, и в начале господам обер-офицерам должно оную весьма знать и уметь показать, дабы, убегая праздности, подчиненных своих в надлежащее время и часы, чтобы ее не забывали, в ней свидетельствовать и без изнурения подробно обучать могли, так, чтоб оное упражнение вообще всем забавою служило.
О должности ротного командира
1
Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято. Того ради никакой подчиненной пред своим вышним на отдаваемой какой приказ да не дерзает не токмо спорить или прекословить, но и рассуждать, а паче оной опорочивать после в каком бы месте то ни было, но токмо повеленное неукоснительно исполнять. Иное есть представление, которое всюду в пристойное время, какого бы чину кто ни был, пред своим начальником к лутчему и кратко чинить похвально, однако и то чинить с великим рассмотрением, дабы не имело виду какого непослушания. От послушания родитца попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве; а в сем замыкается весь воинский распорядок.
6
…Ежели кто из новоопределенных в роту имеет какой порок, якото: склонен к пьянству или иному злому обращению, неприличному честному солдату, то старатца оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать.
Умеренное военное наказание, смешанное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние.
23
…В обучении экзерциции и протчего наблюдать, чтоб поступаемо было без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием всех частей особо и показанием одного за другим.
* * *
Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над неприятелем победу, но единственно смешенное с оною военное искусство. Чего ради не должно ли пещися единожды в нем полученное знание не токмо содержать в незабвенной памяти, но к тому ежедневными опытами нечто присовокуплять?
…Содержать себя во всегдашней исправности, наблюдать свою должность в тонкость, жертвовать мнимым леностным успокоением истинному успокоению духа, состоящем в трудолюбивой охоте к военной службе, и заслужить тем себе бессмертную славу.
А.В. Суворов. “Полковое учреждение”
Приказ
А.В. Суворова
об обучении солдат
и о тактике действий
против конфедератов
1770 г., июнь
Господам штаб-офицерам, комендантам на постах и протчим офицерам в праздное время обучать на постах их команды и деташементы в тонкость, сколько основанием разных экзерцициев, столько паче большим конным и пехотным и несколько линий и частей маневрам, эволюции и атакам с жестоким и поспешным нападением, толкуя и приучая к ним по различию их состоящим. В различии положения мест равных, низких и высоких, перерезанных, лесистых, болотных – доходит до истинного имущества как в силе ударения холодным оружием коннице и пехоте, особо и совокупно, так и по положениям мест каждого звания реченного войска, полагая за единственное правило, что хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны, ежели не будут истекать от искусства, которое возрастает от испытаний при внушениях и затверждениях каждому должности его…
Приказ генерал-фельдмаршала
А.В. Суворова Рымникского
по обучению австрийской
армии в 1799 г.
3
Штыком может один человек заколоть троих, где четверых, а сотня пуль летит на воздух.
Казаки должны всегда держаться за кавалерией; их быстрота довершает победу… и как только неприятель сбит, то ни один человек не спасется.
Быстрота и натиск – душа настоящей войны. Бегущего неприятеля истребляет одно преследование.
Победителю прилично великодушие. Бегущий неприятель охотно принимает пардон. Смерть или плен – все одно.
7
План операционный: – в главную армию, в корпус, в колонну. Ясное распределение полков. Везде расчет времени.
В переписке между начальниками войск следует излагать настоящее дело ясно и кратко, в виде записок, без больших титулов; будущие же предприятия определять вперед на сутки или двое.
Не довольно, чтобы одни главные начальники были извещены о плане действий. Необходимо и младшим начальникам постоянно иметь его в мыслях, чтобы вести войска согласно с ним. Мало того: даже батальонные, эскадронные, ротные командиры должны знать его по той же причине: даже унтер-офицеры и рядовые. Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог больше вредный, чем полезный: болтун и без того будет наказан.
Вместе с планом должен быть приложен небольшой чертеж, на котором нет нужды назначать множество деревушек, а только главные и ближайшие места, в той мере, сколько может быть нужно для простого воина; притом нужно дать некоторое понятие о возвышениях (горах).
Письмо А.В. Суворова
австрийскому
генералу
барону Краю
…Ни одного поста не должно считать крепостью; нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю; напротив того, в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери; упорное же сопротивление для удержания иного стоило бы сильной потери; между тем как впоследствии пришлось бы все-таки уступить пост превосходному неприятелю; как и случилось с храбрым полковником. Уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима; нередко один человек дороже самого поста. Все донесения должно писать ясно, определительно и, сколько возможно, избегать всякой неточности, длинноты и красотою выражений не затмевать смысл…
Наставление
А.В. Суворова
И.О. Курису
Получил, быть может, что обретется в тягость. Для того приобретать достоинства генеральские.
1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в содержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении.
2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество. Выше всего – глазомер, т.е. пользование положением места, трудолюбие, бдение и постижение.
3. Непрестанная наука из чтениев.
Комментарии