Тема занятия: решение проблемных ситуаций.Цели занятия. Мне бы хотелось, чтобы члены профсоюза умели слышать и понимать друг друга, налаживать коммуникацию, отстаивать свою точку зрения. Я пришла к выводу, что это можно сделать через развитие у них умения решать проблемные ситуации. Ведь, как сказал мудрец: «Проблемы нам даны не для того, чтобы на них жаловаться, а для того чтобы их решать». Занятия по решению проблемных ситуаций также:- позволяют снизить стресс у педагогов;- развивают гибкость, самостоятельность, оригинальность мышления;- содержат психотерапевтический потенциал.
Обоснованность темыМышление возникает с проблемной ситуации, которая побуждает человека искать новые, ранее неизвестные ему знания или способы действия. Именно поэтому в тестах способность видеть проблему и формулировать ее в виде вопросов выступает как один из важнейших критериев диагностики творческих возможностей. Еще мыслители античности заметили, что увидеть проблему и сформулировать ее в вопрос иногда бывает труднее, чем решить ее. «Самая трудная проблема заключается в формулировании проблем», – пишет Эдвард де Боно в книге «Рождение новой идеи». Обучение решению проблемных ситуаций должно стать необходимым элементом коммуникативного процесса.Методы и приемы работыС проблемными ситуациями люди сталкиваются в различных сферах жизни. Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что сначала необходимо: вычленить ее суть; переформулировать проблему в задачу; спланировать шаги по решению этой задачи; осуществить необходимые шаги; проанализировать проблему; оценить результат с точки зрения поставленной цели.Типы проблемных ситуаций и подходы к их решению представлены в таблице.Для развития умения решать проблемы используются специальные подходы и методы, к которым, в частности, относятся:- дидактический театр;- мозговой штурм;- игровое моделирование;- синкриз и диайрезис;- сократические диалоги;- «плюс, минус, интересно».Дидактический театр – это когда человек сам воспроизводит, проживает ситуацию. Мудрая китайская пословица гласит:Я слышу, и я забываю.Я вижу, и я запоминаю.Я делаю, и я понимаю.Членам кружка дается задание «оживить» историю, создать мини-спектакли на заданную тему.Для решения проблем можно применять также метод мозгового штурма – бремсторминга, основные положения которого принадлежат Ф. Осборну. Все участники садятся в круг и по очереди высказывают все, что им приходит в голову по поводу заданной темы. Многие психологические исследования показывают, что первые мысли и идеи, которые приходят к нам в голову при решении какой-либо проблемы, редко бывают оригинальными. Существует положительная коррекция между числом ответов и их оригинальностью. Следовательно, предлагая находить множество возможных решений тех или иных ситуаций, мы учимся решать проблему.Метод игрового моделирования также помогает развивать умение решать проблемные ситуации. Ученые утверждают, что игра освобождает человека от скованности, а это очень важно для появления новых идей. Я также заметила, что на занятиях создается особая эмоциональная атмосфера доброжелательности, участники раскрепощены. Игра будит творчество, мотивирует речевую деятельность, вызывает желание высказаться.К приемам решения проблемных ситуаций относят и самые разнообразные дискуссии. Эти формы очень важны, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи. На занятиях кружка я использую такую форму работы, как сократические диалоги.Структура диалога (в традиции Сократа): выбор предмета, темы обсуждения; фиксация апории (противоречия, затруднения); устранение апории.Способы устранения апории могут быть представлены как своеобразные техники. Анамнезис – припоминание, поиск аналогий в решении затруднений. Это зачастую поиск подходящего мифа или легенды.Диайрезис – разделение задачи на подзадачи, анализ затруднений и попытка решить проблему не целиком, а по частям.Синкриз – сопоставление различных точек зрения на предмет затруднения.И, наконец, обязательный поиск согласия на каждой ступени диалога, что позволяет идти дальше, сохраняя взаимопонимание. Система вопросов планируется таким образом, чтобы каждый последующий вытекал из предыдущего. Задаются вопросы, требующие мыслительной активности участников, поиска причин, связей, закономерностей, последствий, прогнозирования результатов.Подобные занятия имеют ряд преимуществ:- позволяют участникам самим решать трудные проблемы;- создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;- психологически привлекательны для участников кружка.Перед проведением занятия я знакомлю участников с правилами ведения дискуссии. К ним относятся: Нет «актеров» и «зрителей», все участники. Каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются уточняющие вопросы, и только после этого делаются выводы. Критикуются идеи, а не личность участника. Цель дискуссии не в победе какого-либо одного мнения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные точки зрения.Кроме дискуссий я использую и такой прием, как «плюс, минус, интересно». Членам кружка предлагается на рассмотрение любая проблема: «Как, на ваш взгляд, развивались бы события, если бы не произошло то-то и то-то». Участники должны выделить в проблемной ситуации все возможные достоинства (плюсы), недостатки (минусы) и такие особенности, которые на данном этапе трудно оценить (для этого и выделена категория «интересно»).Результатами своей работы я считаю:1. Стабильное посещение коллегами занятий кружка.2. Охотное вступление в диалог.3. Чтение дополнительной литературы по данной теме.4. Улучшение психологического климата в коллективе.Для всех участников кружка должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций, возникающих в жизни.Надежда ШЕВЧЕНКО, педагог-психолог средней школы №1 р.п.Базарный Карабулак, Саратовская область
Комментарии