Последнее десятилетие ХХ века в большинстве развитых стран мира было ознаменовано повышенным вниманием к вопросам образования и как никогда ранее высоким спросом на дипломированных специалистов любого профиля. Таков главный вывод очередного отчета OECD (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию) “Взгляд на образование”. В отчете прямо говорится: ни один другой фактор не имеет сегодня более существенного влияния на экономику большинства стран – членов OECD, нежели фактор образовательный. Даже уровень инфляции или инвестиции уступают по своему влиянию на показатель роста экономики – фактору образовательного ценза населения. Отчет OECD за 2001 год особенно интересен еще и тем, что впервые дает возможность обзора тенденций в области образования на протяжении целого десятилетия. Наша страна не является членом OECD, а посему ссылок на нее в данном отчете не содержится. Однако ряд стран, не входящих в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, предоставил свои данные, касающиеся образования, через специальную программу OECD/UNESCO “World Education Indicators”. Ниже мы публикуем основные положения отчета OECD за 2001 год “Взгляд на образование”. Нашим специалистам будет нетрудно сравнить российские показатели с приведенными в докладе.
Инвестиции – в сферу образования
Все страны OECD инвестируют в образование значительную долю своих национальных доходов.
С учетом вложения совокупно средств госбюджета и средств частного сектора страны OECD тратят 5,7% их общего ВНП на нужды образования. Наиболее высокие доли отчисляют в эту сферу Дания, Исландия, Корея, Норвегия и Швеция: около 7% и выше. Однако примерно треть стран OECD тратит менее 5% ВНП. Наиболее низкие показатели отчислений в сферу образования у Чехии, Нидерландов и Турции: от 3,5% до 4,7%. Британия выделяет на образование 4,9% ВНП.
В среднем государства – члены OECD выделяют около 13% своих госбюджетных средств на образование. Корея, Мексика и Норвегия лидируют по этим показателям: их отчисления составляют от 16 до 22%. Чехия, Германия и Греция отстают: их отчисления составляют менее 10%.
В целом страны OECD тратят в год на одного учащегося начальной школы 3915 долл. США. На одного учащегося общеобразовательной школы – 5625 долларов. На студента высшего учебного заведения – 11720 долларов. Однако вышеприведенные средние показатели весьма слабо отражают реальные траты на учащихся в каждой отдельно взятой стране. Так, к примеру, Мексика тратит на ученика начальной школы 863 долл. США, тогда как Дания – 6713 долларов. Разница в затратах на ученика общеобразовательной школы еще очевиднее: 1438 долл. тратит Польша, тогда как 9348 долл. – Швейцария. На студентов высшего учебного заведения также приходится отнюдь не равная доля затрат: 3800 долл. – в Мексике, 19802 долл. – в Соединенных Штатах Америки.
В пяти членских странах OECD – Австрии, Чешской республике, Дании, Венгрии и Великобритании расходы на университетское образование в пересчете на одного студента в период между 1995 – 1998 годами сократились более чем на 10%, что объяснялось стремительным увеличением числа студентов.
Однако сама по себе цифра затрат на душу учащегося не отражает фактических вложений в его образование, так как продолжительность учебного процесса в различных странах разная, а стало быть, разной становится и годовая сумма затрат. Ежегодные траты на одного студента университета в Нидерландах и в Австрии составляют одну и ту же сумму – 11000 долларов. Однако в силу различий в продолжительности и структуре университетского образования затраты на полное обучение австрийского студента на 50% выше, нежели на обучение студента голландского (72000 долл. и 42000 долл. соответственно).
Между тем прямой зависимости между величиной финансовых затрат на обучение студента и показателями его успеваемости, как ни странно, нет. Так, к примеру, Япония, Корея и Нидерланды при своих относительно скромных затратах на обучение студента имеют одни из наивысших показателей по уровню знаний в математике.
В одиннадцати странах OECD инвестиции в сферу образования возросли между 1995 и 1998 годами более чем на 5%. В Дании, Ирландии и Португалии этот рост составил более 15%, в Турции – более 60%. Однако в ряде стран – Австрии, Канаде, Германии, Венгрии, Мексике – затраты на образование остались в период между 1995 – 1998 годами на том же уровне. В Чехии эти затраты сократились.
В странах OECD наблюдается ярко выраженная тенденция к увеличению доли частного сектора в образовательной сфере. На уровне начальной и общеобразовательной школ в странах OECD примерно 9% от суммы общего финансирования поступает сегодня из частного сектора. В Австрии, Германии, Корее и Турции этот показатель составляет более 15%. Особенно очевидна вышеуказанная тенденция в сфере высшего образования. В Японии более половины всех средств высших учебных заведений поступает к ним из частного сектора, в Корее – более 80%. В США, Великобритании, Австралии, Канаде более одной трети бюджетов университетов составляют средства частных компаний и индивидуальных спонсоров. Однако в Австрии и Швейцарии высшее образование почти полностью финансируется государством: частник “оккупировал” здесь менее 2% университетских бюджетов.
В ряде стран частный капитал стал, напротив, из сферы образования уходить. За указанный период в Австрии, Чехии и Мексике частные средства сократились в университетских бюджетах почти наполовину. Вследствие этого оттока доля частного капитала, составлявшая в вузах Чехии в 1995 году почти 30%, упала к 1998 году до 15%. В Мексике она сократилась от 23 до 12%.
Вовлечение частного сектора в сферу образования не ограничивается одним лишь финансовым участием. В ряде случаев школы продолжают оставаться как раз-таки на госбюджетном финансировании, но уходят под менеджмент частных фирм и компаний. В Нидерландах данный тип менеджмента охватывает 76% школ.
В целом же в странах OECD 13,5% учащихся начальных и общеобразовательных школ посещают учебные заведения частного профиля.
Возврат инвестиций, вложенных в образование
Более высокий уровень образования открывает для его обладателя значительно более широкие возможности на рынке труда и обеспечивает более высокие заработки.
Уровень безработных среди 30 – 44-летних мужчин, не получивших среднего образования, в среднем по странам OECD в три раза выше, чем среди дипломированных специалистов.
30 – 34-летний обладатель университетского диплома зарабатывает в среднем на 60% больше, чем тот его сверстник, чье образование завершилось в средней школе, и вдвое больше, чем сверстник, не получивший даже школьного аттестата зрелости.
Образование приносит дивиденды не только отдельным индивидуумам, но и обществу в целом. Почти 0,4% ежегодного экономического прироста в пересчете на душу населения в последние два десятилетия в большинстве стран OECD достигается за счет повышения образовательного уровня. В Греции, Ирландии, Италии и Испании этот показатель еще больше – 0,5%.
Доступ к образованию
Каждый четвертый ребенок в странах OECD завершает свое образование получением университетского диплома. Разрыв между странами OECD по данному показателю весьма существенен: так, если в Британии, Новой Зеландии, Нидерландах, Финляндии и США университетский диплом получает каждый третий, то в Мексике, Турции, Австрии, Чехии, Италии и Германии – лишь каждый шестой.
В Великобритании сегодня приходится больше университетских дипломов на душу населения, чем в любой другой стране OECD, – 55,6% молодых людей заканчивают высшие учебные заведения. Эта картина была в начале 90-х годов абсолютно иной: только 20% молодежи имели университетские дипломы.
За исключением Канады, Франции и Германии, приток студентов в высшие учебные заведения вырос во всех странах OECD за период между 1995 – 1999 годами более чем на 15%. В Венгрии, Корее и Польше – от 40 до 84%.
Вопрос о перепроизводстве дипломированных специалистов на повестке дня в странах OECD не стоит. Напротив, в большинстве этих стран спрос на выпускников высших учебных заведений растет быстрее, чем их “производство”.
Социологические исследования утверждают, что, если родители имеют университетский диплом, шансы их детей на получение высшего образования возрастают вдвое по сравнению с теми детьми, чьи родители университетов не заканчивали.
Продолжительность обучения в различных странах OECD разная. В 25 из этих стран процесс обучения занимает в среднем от 15 до 20 лет.
В 2/3 стран OECD более 80% населения имеют аттестат об окончании общеобразовательной школы. В Дании, Германии, Венгрии, Японии, Корее, Нидерландах и Словакии – 90% и более.
Между тем в ряде стран OECD процент молодого населения (возрастная группа 25 – 34 года), не закончивших общеобразовательную школу, остается высоким: в Турции, Мексике, Португалии, Испании и Италии этот показатель составляет от 45 до 75 процентов.
Сравнение образовательного уровня населения в возрастной группе 25 – 34-летних с возрастной группой 55 – 64-летних показывает, что число тех, кто не завершил общеобразовательную школу, резко сократилось во всех странах OECD.
В среднем по странам OECD 25% выпускников школ получили в 1999 году университетские дипломы.
От учебы – к работе
Получение работы после завершения образования продолжает оставаться для многих молодых людей серьезной проблемой. Даже для успешных выпускников время получения работы часто затягивается и наступает позднее, чем это происходило в прежние годы. Однако продолжительность периода незанятости в сравнении с периодом десятилетней давности, напротив, сократилась. Средняя продолжительность безработицы для молодежи сегодня составляет менее полугода в Дании, Люксембурге, Мексике, Швейцарии и Соединенных Штатах Америки. Между тем в Чехии, Греции, Италии, Польше и Испании она составляет более 18 месяцев.
Более чем в половине стран – членов OECD молодые люди в возрасте до 19 лет совмещают работу с учебой. Процент учащейся и одновременно работающей молодежи составляет от 60 до 80.
Политика в отношении преподавательских кадров
В членских странах OECD установленные законом годовые зарплаты учителей начальных школ со стажем работы 15 лет находятся в диапазоне от 10000 долл. США (Чехия, Венгрия, Турция) до 50000 долл. (Швейцария). Эти различия в заработной плате даже с поправкой на покупательную способность населения оказывают большое влияние на стоимость обучения (в расчете на одного студента) в каждой отдельно взятой стране OECD.
Как правило, зарплаты преподавателей становятся выше в школах более высокой ступени. Так, средняя годовая зарплата в начальных школах составляет 27500 долл. США, в старших классах средних школ – 31900 долларов. Однако разница в заработках учителей младших и старших классов в каждой стране своя. Например, в Англии, Норвегии, Новой Зеландии, Португалии и Шотландии у учителей начальных школ и классов высшей ступени при одном и том же преподавательском стаже зарплата существенно не отличается друг от друга, зато в Нидерландах и Швейцарии зарплата педагогов, работающих на уровне выпускных классов, в 1,5 и в 1,4 раза выше, чем у их коллег из начальных школ.
Большинство стран OECD предусматривают надбавки к зарплатам школьным преподавателям в случае, если они обладают более высокой квалификацией; имеют дополнительные нагрузки в работе; преподают учащимся с особыми образовательными требованиями (детям-инвалидам, детям с ослабленным зрением и слухом и т.д.). Отдельные страны предусматривают надбавку к зарплате за выдающиеся показатели в успеваемости.
Как правило, в большинстве стран зарплата преподавателей начальных школ значительно ниже, чем у прочих госслужащих. Это расхождение особенно велико в Австралии, Канаде, Дании, Франции, Исландии и Италии. Однако существуют и исключения. В Греции, Мексике и Португалии заработки преподавателей начальных школ как минимум на 10% выше, чем у прочих госбюджетников.
В большинстве стран OECD зарплата учителей, рассчитанная относительно такого показателя, как ВНП на душу населения, уменьшилась в 1999 году в сравнении с 1994 годом. Данное положение не относится лишь к Греции и Новой Зеландии.
В большинстве стран OECD профессия учителя стремительно стареет. Подавляющее число учеников начальных и средних школ имеют сегодня преподавателей в возрасте 40 лет и старше. В Канаде, Германии, Италии, Нидерландах и Швеции более 60% преподавателей начальных школ имеют возраст свыше 40 лет. С другой стороны, Бельгия и Корея имеют сравнительно молодой преподавательский состав начальных школ: более 50% их учителей моложе 40 лет.
В целом по странам OECD количество учителей начальных школ старше 50 лет возросло за период между 1996 и 1999 годами на 4%. В Германии, Нидерландах и Британии этот показатель составил 5%.
Учительская профессия продолжает оставаться преимущественно женской, в особенности если речь идет о детских дошкольных учреждениях и начальных школах. Значительно меньше женщин-преподавателей в школах высшей ступени. В вузах преобладает мужской контингент преподавателей. Исключение из этого правила составляет лишь Чехия.
Компьютеризация школ
Компьютеризация школ в странах OECD носит на сегодня весьма неравномерный характер. В то время как в Италии компьютеры используются в 25% начальных школ, в Канаде, Финляндии и Новой Зеландии компьютерами оборудованы более 90% аналогичных школ.
Более 75% начальных школ Канады, Финляндии, Исландии и Новой Зеландии уже в 1999 году были подключены к Интернету. Что касается остальных стран OECD, то все они, за исключением Италии, имели в 1999 году подключение к Интернету в половине своих начальных школ. В Италии этот показатель равнялся 28%.
Однако многие страны, не имевшие до недавнего времени широкого подключения школ к Интернету, планируют совершить в этом направлении существенный прорыв. Так, Италия пообещала к 2001 году обеспечить Интернетом 71% своих начальных школ.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии