Или как «должен» превратить в «хочу»
Школа в деревне располагалась на центральной асфальтированной дороге. Здание было не в лучшем виде: обшарпанный вид, стены ободранные, парты доисторические. Когда случалось мне с подружкой заходить в школу, меня охватывал страх: как здесь вообще можно учиться? У нас в городе все иначе – чистота, уют, новая мебель, оборудование…
Городской житель, я очень много времени проводила в деревне, что находилась в Оренбуржье. Моя мама родом из этих мест, дедушка приехал сюда на освоение целинных земель, познакомился с моей бабушкой, здесь они и осели. Мама выросла и поменяла село на город. А бабушка с дедушкой продолжали свое спокойное житье в деревне. Летом меня привозили на все каникулы к ним. Соседки бабушки часто шутили надо мной, мол, подрасту, найду себе работящего деревенского парня и останусь в деревне. Но я только смеялась. Я и представить не могла, что в этих шутках была доля правды.
У моей деревенской подруги мама работала учителем начальных классов. Много читала, постоянно сидела с книгами, тетрадями. Я слышала, взрослые про нее говорили, что она очень грамотная, строгая, хорошо учит детей и дом содержит в порядке. И когда она все успевала делать? В классе было двадцать детей, а дома ее ждали свои шестеро: дочка и пятеро сыновей. Еще было хозяйство: куры, гуси, кролики. Словом, в школе и дома жизнь учительская была напряженной. Но что мне нравилось, что у детей были праздники, интересно проходили уроки, им нравилась школа. В школе была замечательная библиотека с детской литературой, периодическими журналами и газетами для учителей. Несмотря на все трудности, школа продолжала выживать без ремонта, без красивой мебели, без новых учебников.
В начале 2000‑х в деревне построили новую школу. Кабинеты просторные, уютные, с большими окнами и удобными партами, все оборудованы новой техникой, есть Интернет. Мечта!
Почему же все-таки сегодня большая когда-то деревня вымирает? Зияют разбитыми глазницами окон пустые дома. Крапива и бурьян вдоль дороги – уже привычная глазу картина. Кругом пьянство – страшное, беспробудное. А ведь было, что работали ночами, когда сеяли и собирали урожай. Где все это?
Ныне часто любой серьезный разговор венчает шукшинский вопрос: «Что с нами происходит?» Работала я долгое время в городской школе. Новый кабинет, шкафчики и полочки, ноутбук, Интернет, в общем, в кабинете есть все, что может облегчить труд учителя и сделать интересным урок для детей. Но мне не нравилась обстановка. Нас, учителей, набрали отовсюду, друг друга и не знаем. Все запрятались в своих кабинетах, как мыши, не слышно и не видно никого. Общение мое с коллегами свелось к нулю, вроде есть коллектив и одновременно все врозь. Встречались на мероприятиях и на линейках в актовом зале, да еще спасибо WhatsApp, где все активно переписывались.
Меня не покидала мысль сбежать из этой школы, хоть куда. И в это время мне предложили должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя русского языка и литературы в сельской школе. Я, конечно, сразу согласилась. И нисколько не пожалела.
Село оказалось в двадцати пяти километрах от города, население в деревне чуть больше двух тысяч. Школа представляет собой типичное здание из эпохи пятидесятых, небольшие классы, большие окна, уютно, правда, бедненько, но чисто и светло. Коллектив очень хороший.
Когда сегодня обсуждают проблемы сельских школ, то прекрасно понимают, все упирается в финансирование. В большинстве сельских школ за партами сидят не более 15‑20 человек, что делает их нерентабельными. Молодых педагогов трудно привлечь на работу. В деревне, как в зеркале, отражены беды нашего народа: низкая зарплата, пьянство, безработица.
Сейчас в нашей школе молодой инициативный директор, и я считаю, что за этот год жизнь школы очень резко изменилась. Мы стали больше принимать участие в конкурсах, учителя посещают региональные и областные семинары, бывают на международных образовательных выставках в Москве, родители стали проявлять больше интереса к учебе и занятости своих детей. Сейчас сельские школы тесно сотрудничают с домами культуры, культурными центрами, вместе проводят акции, конкурсы, фестивали. Дети с удовольствием в них участвуют. В нашем селе активно работает Дом культуры. Дети с удовольствием посещают кружки, ходят на экскурсии и представления.
Я считаю, что сельский учитель должен быть всегда и везде первым и примером во всем. Слово «должен» здесь превращается в «хочу». Нам ни в коем случае нельзя останавливаться, так как наша деятельность требует знания новых технологий, работы над собой, своим «я», чтобы не быть «плавающим мусором в нашем океане». Мы должны знать, чем дышат наши дети, что им интересно. Поэтому нужно не упасть в глазах учеников: «Мама, а Марья Ивановна сказала, что надо сделать вот так!» Важно не потерять уважение родителей: «Марья Ивановна, поздравляем вас с повышением квалификационной категории!» Важно иметь авторитет в глазах коллег: «Марья Ивановна, и когда вы все успеваете?!»
Уверена, слова Максима Горького, сказанные в прошлом веке, сегодня не потеряли своей актуальности: «Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича».
Елена ЛАЧУГИНА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР Чуриловской средней школы, Московская область
Комментарии