Воспитанники Вероники Кустовой все как один любят рисовать, лепить, видеть во время прогулок только им ведомые особенности в живых картинках природы. Порой они подмечают такие детали, находят такие сравнения, которые уже не свойственны взрослым. Настолько плодотворны занятия, которые проводит с малышами Вероника Викторовна. Она учит детей видеть в линиях образ предмета, развивает их творческие способности, эмоциональный интерес к окружающему миру. Обычно они сами выбирают материалы, с помощью которых создают художественный образ. Занятия проходят в изостудии, в музыкальном зале (дети рисуют под музыку или саму музыку), на открытом воздухе. Родители не только рассматривают рисунки своих детей, но и часто рисуют вместе с ними.
Занятия изобразительным искусством в детском саду не сводятся только к рисованию: важно научить детей наблюдать окружающую их действительность, развить важные для художественного творчества способности – умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей среде и первичное освоение художественных материалов – основные задачи этого периода. С помощью карандаша, красок, пластилина ребенок рисует, создает предметы, которые он много раз видел в жизни или в книгах.
Надо детям объяснить, что рисунки должны выполняться на листах различного формата, фактуры и цвета, так как выбранный размер зависит от художественной техники, в которой выполняется рисунок. Например, для работы в технике живописи лучше использовать большие листы бумаги, а для рисунков, выполняемых в графических техниках (карандаш, тушь, палочка, восковые мелки), больше подходят небольшие. В объемной пластике применяются такие материалы, как глина, пластилин, при конструировании и аппликации – бумага, картон, клей и т.д.
Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы и мелкие мышцы кисти руки, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объема и глубины способствует использование пластилина, глины и бумаги (объемное моделирование). Малыши этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объеме, чем на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один вид деятельности с другим. Очень эффектно выглядят работы с применением природного материала (его надо заготавливать летом и ранней осенью), а также так называемого неожиданного материала (любого, находящегося под руками).
Из всего вышесказанного видно, что занятия изодеятельностью развивают в детях такие качества, как культура и этика поведения в коллективе, отзывчивость, чистота души, пространственное воображение, фантазия, творческий подход к работе, к любому начатому делу, то есть те качества, без которых не состоится человек любой профессии.
Но, к большому сожалению, занятия изобразительным искусством в некоторых детских садах бывают один или два раза в неделю. А подчас заменяются другими.
В последние годы прогрессивные педагоги, художники и музыканты разработали и внедрили новые экспериментальные программы по изодеятельности (например, программы Бориса Неменского и Дмитрия Кобаневского и их учеников). В детских садах и школах эти программы успешно прошли испытания, широко используются нашими педагогами и воспитателями и дают успешные результаты для всестороннего развития детей.
Художник Борис Михайлович Неменский наблюдал, как обучают детей изобразительному искусству в Японии. Японцы много времени уделяют развитию творческой фантазии и пространственного воображения у детей. Ведь недаром Страна восходящего солнца производит товары очень высокого качества. Возможно, это происходит потому, что у них на любом предприятии и учреждении есть эстетически высокоразвитые люди, с большим художественным вкусом. Японские дети с трехлетнего возраста в детских садах, а потом и в школах занимаются изобразительным искусством пять раз в неделю. В результате этого они к 10-11 годам различают более 260 цветовых оттенков, прекрасно разбираются во всех видах изобразительной деятельности, знают мировую художественную культуру, и это способствует массовому рационализаторству и изобретательству.
Вот одно из занятий по развитию фантазии. Перед каждым ребенком стоит несколько коробок с кубиками различных цветовых оттенков. Ему предстоит с помощью цветовой гаммы (холодной, теплой, глухой, звонкой) выразить чувства, навеянные наблюдением за природой, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, или создать композицию любой психологической картины на тему «Что тебе сегодня сказали небо, солнце, трава, ветер и т.д.?» или «Какие оттенки настроения ты сегодня заметил в природе?». Для выполнения задания ребенок выбирает из коробок кубики нужного цвета и создает цветовую композицию своего настроения. Затем, сохранив как основу полученные цветосочетания, рисует красками на листе бумаги нужные образы и мотивы.
Среди огромного количества изобразительных средств у японского ребенка есть многоцветный многостержневой фломастер. То есть в одном футляре фломастера находятся несколько стержней определенного оттенка начиная с самого темного цвета и заканчивая самым светлым. И ребенок получает сразу огромное количество цветов одновременно. Все это доставляет ему большое наслаждение при наблюдении процесса рождения красоты в его работе. Подобного рода занятия развивают у малыша эмоциональные чувства, широту мышления, фантазию, способность тонко и точно передавать свои мысли и чувства.
Всем известно, что в каждом без исключения малыше заложены задатки разных дарований. Но под влиянием различных жизненных обстоятельств в ком-то они угасают, а в ком-то, наоборот, бурно развиваются. И поэтому педагоги-художники любой страны считают своей первостепенной задачей, заботясь о здоровом поколении и о будущем своего общества, большое внимание уделить прежде всего развитию духовности, эмоционального и художественного восприятия мира, воспитанию разносторонней личности.
На занятиях изобразительной деятельностью каждому ребенку постепенно, в зависимости от его возраста, должны сообщаться сведения об искусстве в целом.
Искусство – это форма общественного собрания, где проявляется способность талантливых людей к самовыражению. Направления искусства: литература, музыка, театр, изобразительное искусство и т.д. Каждое из этих направлений имеет свои выразительные средства: в литературе это слово, в музыке – звук, в театре – движение, жест, в изобразительном искусстве – цвет, линия, пятно. В последнем художник стремится передать настроение с помощью композиции цвета, заставить зрителя сопереживать и чувствовать то, что испытывал сам художник в момент создания произведения. Художники часто шутят: «Надо брать нужную краску и класть ее на нужное место!» Чтобы ребенок, став взрослым, испытывал потребность в красоте и творчестве, получал истинное наслаждение от встречи с картиной, скульптурой, этому нужно учить с самого раннего детства.
Изобразительное искусство делится на несколько видов: живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство – это искусство создавать и украшать предметы домашнего быта. Все виды прикладного искусства трудно перечислить, поскольку каждая область – селение, город, кроме общественных видов, создает что-то новое, свое. Наиболее известные виды декоративно-прикладного искусства начиная с северного края: резьба по кости, камню, бересте, художественная обработка дерева, меха, изделия из драгоценных металлов, ковроткачество, ткачество, кружево, вышивка, платки, шали, изделия из ивовых прутьев, соломы, чеканка, керамика, лаковая миниатюра, игрушки и т.д.
Каждый вид изобразительного искусства подразделяется на жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, батальный, историко-патриотический, сказочно-былинный.
Все они представлены во всех видах искусства.
Портрет – изображение образа человека как главного героя в окружающей среде. Портрет бывает нескольких видов: голова, поясной, во весь рост.
Натюрморт – дословно – неодушевленная натура. Композиция натюрморта составляется не хаотично, а подбирается по цвету и замыслу. Основной задачей натюрморта является соблюдение равновесия и наиболее эффективный показ образа каждого предмета. Все это достигается с помощью видоискателя – маленькой картонной рамочки с натянутыми через центр перекрещивающимися нитками.
Пейзаж – изображение уголка природы без присутствия человека как главного героя. Самое важное – певучесть линий, колорит, композиция. Допускается изображение мелких фигур людей и животных, но только с целью определения масштаба или достижения равновесия композиции картины. К пейзажу предъявляются требования: соблюдение плановости, соблюдение двух видов перспективы – линейной и воздушной.
Линейная перспектива – это уменьшение расстояния между предметами, устремление в общую точку схода. Воздушная перспектива – удаляющиеся предметы теряют свой цвет и конкретные очертания.
Батальное, сказочно-былинное изображение – действие одной или нескольких фигур, связанных между собой единым замыслом, целью.
А теперь мы разберем каждый вид отдельно.
Живопись: в буквальном смысле – пишу живо, как в жизни. Это изображение на плоскости красками, полной цветовой гаммой. Греческое слово «хромос» означает «цвет», то есть изображение в хроматической гамме. Живопись подразделяется на шесть видов.
Монументальная – роспись фасада или стен здания, интерьера помещения.
Декоративно-театральная – роспись декораций, афиш в театре.
Станковая – переносные картины на холсте в подрамниках.
Витражная – составление цветовой композиции с помощью прозрачных цветных стекол или роспись стекол на просвет.
Мозаичная – составление цветовых композиций с помощью непрозрачных цветных пластинок смальты. Подвид – аппликация.
Миниатюрная – репродукции с картин, иллюстрации с книг, марки, открытки и т.д.
Графика – от слова «графо» – «черчу». Язык графики – черно-белые, ахроматические, цвета. Выразительность графики достигается переходом от черного цвета к белому с помощью штрихов, пятен, линий и силуэтов. Виды графики – линогравюра, гипсогравюра, монотипия и т.п.
Скульптура – (греческое слово «скульпо» – высекать) – это трехмерное изображение в пространстве. Скульптура бывает круглая (которую можно обойти вокруг) и плоская (в виде лепнины на большой плоскости). В свою очередь плоская скульптура бывает высокого рельефа (горельеф) и низкого (барельеф). Ярким примером всех видов скульптуры является скульптурный портрет Ивана Андреевича Крылова.
Архитектура – любое архитектурное сооружение, которое создается с учетом трех основных сторон: функциональной, конструктивной и художественной. Особенности этих сторон архитектуры позволяют выделить в ней несколько видов и стилей. Архитектурные формы зависят от тех или иных общественных потребностей человека. Поэтому по целевому назначению архитектуру делят на жилищную, общественно-гражданскую, промышленную, декоративную и т.д.
На своих занятиях я стараюсь воспитать у малышей способность восхищаться красотой и многообразием природных форм, развиваю наблюдательность, творческую индивидуальность, интерес и внимание к работам других детей, умение создавать композиции и решать их в цвете, в определенной цветовой гамме.
Вероника КУСТОВА, педагог дополнительного образования детского сада №862, Зеленоград
Комментарии