Педагогическая философия… Это взгляд на мою работу, работу, которая занимает большую часть суток. Эта работа неотделима от всего остального, она составляет единое целое со всей моей жизнью.
Так ли я ее делаю? Ведь от каждого моего слова, взгляда, внимания или невнимания, даже интонации зависит то, что может случиться с человеком не сегодня, а, возможно, через много лет.Воспитатель работает с особой возрастной группой: дошкольник видит в своем воспитателе идеального человека. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное накопление детьми положительного нравственного опыта, без целенаправленного формирования которого невозможно воспитание у детей стойких убеждений, умения жить и работать по нормам морали.Душевные богатства детей множатся через душевное богатство воспитателя, они, как маленькое зеркальце, во всем стремятся подражать и копировать своего наставника. Поэтому главные качества воспитателя – это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребенком. А главное дело воспитателя – целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души, помогая ему стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения.Я считаю, что ребенок должен стать творцом своей деятельности, поэтому необходимо строить воспитание и обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет более деятельной, а результат более радостным. Особое внимание я уделяю применению различных игр. Именно в играх дети лучше усваивают социальные отношения, нормы поведения, учатся корректировать свое поведение. А для развития воображения особенно важна игровая деятельность, которую организует сам ребенок. Ее главный элемент – творческое начало. Ребенок должен получать право на инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.Всякий ребенок от природы талантлив, и я очень стараюсь помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: диагностику, образовательно-воспитательные маршруты, полифункциональную среду группы как средство коррекционно-развивающей работы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, прогулки, занятия творчеством, театрализованные представления. Дети дошкольного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, они все время, каждый день должны получать и создавать что-то новое.При этом необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет воспитателю свою душу и оправдает все его надежды.Но как бы мы, воспитатели, ни старались, понятно, личность в первую очередь формируется в семье, это аксиома. Так вот хотелось бы, чтобы был создан такой государственный институт семьи, где пропагандировалась бы полная ответственность родителей за будущее не только своих детей, но, прежде всего, за свое собственное. Чтобы родители рассчитывали в будущем только на то, что они вложили в своих детей (скажем, в виде «накопительной пенсии»: воспитал порядочного человека, обеспечил его полноценным образованием, значит, тебе будут обеспечены любовь и внимание). И не надо будет унижаться, выпрашивать льготы у государства, винить в своей нищете и беспомощности всех и вся. Может быть, кому-то мои мысли покажутся жестокими, но я твердо уверена: что посеешь, то и пожнешь. Нельзя быть во всем потребителем: чтобы что-то получать, нужно в первую очередь научиться отдавать.Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому работа с семьей – одна из главных задач детского сада, воспитателей, а значит, моя задача.Жизнь вокруг нас очень быстро меняется, и дети совсем другие. А что же надо современному ребенку?Да то же самое, что нужно ребенку во все времена: его надо полюбить, постараться понять и, возможно, простить. Только часто это бывает сделать очень трудно, тебя не всегда хотят пускать в свой мир. Да, без разрешения этого делать ни в коем случае не стоит. А вот если ребенок увидит, что конкретно для него просто так сделали что-то доброе, хорошее или хотя бы поговорили с ним, тогда диалог может начаться.У Шалвы Амонашвили есть замечательная притча:«Провели учителя совещание и пришли к выводу: чтобы сеять добро в учениках, надо, чтобы те открыли им свои Сердца.Но как добиться этого?- Может быть, наука нам поможет? – сказали они и направились на курсы повышения квалификации.Там профессора объясняли им принципы, методы, формы обучения, говорили о целях и методах воспитания, рассказывали о стандартах образования, о реформах и концепциях. Потом выдали свидетельства о повышении квалификации и сказали: «Дерзайте!»Применили учителя полученные знания на практике, но ученики не открыли им свои Сердца.- Не хватает нам психологических знаний! – решили они.И поспешили получить вторую специальность.Наполнили свой ум массой психологических понятий, смешали их с массой педагогических понятий и приступили к практике.Но ученики все же не дали им заглянуть в свои Сердца.- Наверное, поможет Запад!И пригласили из-за океана специалистов по «новым технологиям образования». Те приняли менторскую позу и научили их неким туманным «интерактивным технологиям», которые, как они уверяли, сверхсовременные или даже из будущего.Но эти сверхновые технологии тоже не сработали.Опечалились учителя, не могут найти путь к Сердцам своих учеников, чтобы сеять в них семена добра.- Может быть, спасет Мудрость? – сказали они.И нашли Мудреца, сидевшего в пещере.- О, Мудрец, – взмолились они, – укажи нам путь к Сердцам наших учеников, чтобы сеять в них зерна добра, иначе поколение становится жестоким!Сказал им Мудрец:- Дам вам путь к Сердцам ваших учеников, но отдайте мне взамен «дар» ваш!Учителя переглянулись: какого «дара» от них требует Мудрец?Тогда Мудрец сказал:- Если у кого есть раздражение,Дай мне раздражение.Если у кого есть гнев,Дай мне гнев.Если у кого есть жестокость,Дай мне жестокость.Если у кого есть грубость,Дай мне грубость.Если у кого есть сомнение,Дай мне сомнение.Если у кого есть ненависть,Дай мне ненависть.Если у кого есть злоба,Дай мне злобу.Если у кого есть страх,Дай мне страх.Если у кого есть предательство,Дай мне предательство.Если у кого есть суеверие,Дай мне суеверие.Если у кого есть саранча мыслей,Дай мне саранчу мыслей.А если дадите пригоршню дурных привычек,Я приму и эти пыльные погремушки.Но не забудьте, чего достоин тот,Кто отнимет однажды подаренное.Итак, я принял всю грязь вашего Сердца,И Оно становится чистым.А вам открываю Мудрость:Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя».Ирина ВИНОГРАДОВА, воспитатель детского сада №37, Красногорский муниципальный район, Московская область
Комментарии