Современные дети живут в постоянно меняющемся мире. Это дети, которых нужно научить учиться, развить их мягкие и жесткие навыки, критическое мышление.
Как обучать таких детей? Какие возможности им необходимы? Какие ресурсы есть для этого у нашего города? Какие формы работы наиболее эффективны?
Большое количество городских ресурсов, ресурсов самой школы предоставило множество возможностей и создало условия избыточного выбора для учеников московских школ. Цифровая среда открыла доступ к разнообразию в использовании форм и способов взаимодействия с ребятами во время уроков.
Мы с коллегами постоянно задаемся вопросами: как заинтересовать современных детей, какие формы взаимодействия будут наиболее интересными и эффективными?
Уже сейчас, отвечая на эти вопросы, мы можем дать множество советов.
Выходи за рамки и удивляй
Урок не обязательно должен быть разделен на классические этапы, а учитель не обязательно должен стоять у доски и что-то объяснять. Вы можете объединиться с коллегой группами для проведения урока, переодеться в ковбоев, разделить детей на команды, сказать им, что они сегодня на целый урок превращаются в скаутов, раздать им значки, подтверждающие новый статус, и отправить их в путешествие по Йеллоустонскому национальному парку в США. Выполняя этот квест, дети в командах будут узнавать самостоятельно новые слова, переводить тексты, составлять предложения и выполнять упражнения. Вроде все то же самое, что мы делаем во время уроков, но форма совсем другая. Таким образом, 100% детей вовлечены в процесс, проявляют интерес.
Дайте детям пару интересных фактов или ресурсов, которые они никогда бы не нашли сами в Интернете. Поставьте на одну парту чистое мусорное ведро, а на другую парту картину и спросите у них: «Почему и ведро, и картина имеют отношение к искусству и что между ними общего?»
Поставьте перед ними компьютеры, раздайте им планшеты, объедините в команды и попросите сделать презентацию, таблицу, плакат, интеллектуальную карту, инфографику в электронном формате.
Урок – это поле для творчества, вдохновения и поиска нового.
Результат урока – это продукт
Лучше всего организовывать занятия так, чтобы результатом этих занятий становился образовательный продукт, который ребята сделают сами. Это может быть все что угодно: стихотворение, рисунок, интеллектуальная карта, презентация, плакат в электронном или бумажном формате, буклет, текст, видео, настольная игра, карта, открытка. Так у ребят будет возможность увидеть результат своей деятельности, а еще они намного лучше запомнят и усвоят материал, так как будут делать продукт самостоятельно.
Не запрещай и уважай личные границы ребенка
Во время урока бесполезно запрещать современным детям сидеть в телефонах. Используйте телефон как ваше преимущество. Разрешайте детям пользоваться телефонами, но только для выполнения заданий. Пусть они напишут пост или снимут ролик по теме урока, отсканируют QR-код и откроют необходимый файл или ресурс в электронном формате, который будет полезен для них и нужен во время урока.
Также старайтесь не пересаживать детей во время урока. Лучше, чтобы они чаще работали в группах или парах или и в парах, и в группах. Такие формы работы предполагают перемещение.
Не запрещайте детям говорить во время урока. Если в классе во время урока тишина, то это может быть только потому, что идет самостоятельная или контрольная работа либо дети делают индивидуальную работу. В остальное время они могут и должны между собой общаться, создавая так называемый правильный, рабочий шум. Пусть дети вместе решают поставленные перед ними задачи и вопросы, готовят образовательный продукт для презентации или просто распределяют обязанности внутри команд.
Есть золотое правило: «Свобода в обмен на ответственность». Дети чувствуют это и ощущают очень тонко, если регулярно давать им понять правила игры.
Двойки не работают!
Гораздо важнее для детей и родителей получать правильную и качественную обратную связь. Двойка – это, по сути, не обратная связь. Да, важно отмечать ошибки ребенка, но не менее важно не просто отдать тетрадь, а объяснить, что конкретно было сделано не так. Старайтесь отмечать зеленой ручкой удачные моменты в работе, а ошибки – карандашом. При этом лучше всего не исправлять ошибки обучающихся самостоятельно, их лучше обсуждать, давать обратную связь, а после просить исправить ошибку дома самостоятельно. Практика показывает, что это более действенный способ, чем просто заваливание ребенка двойками без объяснения причин.
Меняй роли
Учитель не всегда должен стоять у доски и что-то объяснять или постоянно занимать экспертную позицию. Учитель может менять свои роли во время урока в зависимости от того, что от него требуется в данный момент. Он может быть экспертом, фасилитатором, коучем, консультантом, наставником.
Домашние задания
Золотое правило: не давай домашку, которую никто не будет делать. Мы, учителя, прекрасно понимаем, в каком классе, кто и как делает домашнее задание. Не нужно давать задание, которое детям будет легко списать из Интернета или которое никто не будет выполнять. Домашнее задание должно быть не менее полезным и/или интересным, чем урок. При этом важно понимать особенности каждого класса или группы.
Каждый в своем темпе
Да, учителю очень сложно, но возможно организовать индивидуальный подход к обучающимся во время урока. Зачастую детям необходимо работать в своем темпе и не спешить за другими или, наоборот, выполнять более сложные задачи. Каждый учитель должен помнить об особенностях обучающихся его класса или группы и стараться создать комфортные условия для каждого. Эта проблема решается индивидуальными заданиями или проектами, работой в группах или парах, где каждая из них работает в своем темпе и получает разные задания на дом по итогу урока.
В такой системе взаимодействий, применяя современные формы работы, возможно будет увидеть современных детей совсем другими – увлеченными, пытливыми, независимыми, умными, старающимися. Самое главное – это любить свою работу, учиться и стараться всегда находить что-то новое.
Дарья НУРМАТОВА, учитель английского языка школы №1570
Комментарии