Чем ближе тебя касается предмет разговора, тем понятнее его общая суть. Это утверждение как нельзя лучше характеризует введение регионального компонента в общие стандарты образования. Узнавая больше о том, что рядом, школьники стремятся и лучше узнать обо всем остальном. Только почувствовав на конкретном примере смысл познания, они готовы идти дальше. В связи с разносторонним изучением региона – его истории, природы, населения, хозяйства, культуры – конкретное содержание в региональном компоненте находят и учителя географии, биологии, литературы.
Базисный план
Обновление содержания образования в соответствии с новыми потребностями регионов России потребовало разработки регионального компонента содержания образования с учетом специфики условий Подмосковья.
Программа «Родное Подмосковье» разработана как компонент базисного учебного плана для школ Московской области. Этот самостоятельный учебный курс вводится с 7-го класса по одному часу в неделю. Программа и методическая система ее реализации основываются на комплексном изучении региона: вычленении существенных черт природы, особенностей расселения, традиций, быта, культуры населения, экономики, проблем взаимодействия природы и общества. Естественно-научные сведения о Подмосковье рассматриваются в историческом плане. Сведения из гуманитарных дисциплин раскрывают те стороны Подмосковья, которые связаны с населением, культурой. Таким образом, предметом изучения в курсе «Родное Подмосковье» становится многообразие форм и способов взаимодействия человека с природной и социокультурной средой на конкретной территории Московской области.
В настоящий момент в областной компонент государственного стандарта общего образования введены четыре предмета. В 7 – 8-х классах проходят географию и историю родного региона. Для 9-го класса разработан граждановедческий курс «Московская область – субъект Российской Федерации». В 10 – 11-х классах в рамках программы осваивают культуру русского речевого общения.
О далеком и близком
Всю структуру курса пронизывает несколько направляющих линий: непосредственная обращенность к личности ученика, необходимость сохранения и развития культурно-исторического наследия родной для школьников земли.
Содержание курса 7-го класса ориентировано на краеведческий аспект изучения. Это предполагает развитие познавательного интереса учеников к окружающей действительности, поисковой деятельности в условиях конкретной окружающей природной и социокультурной среды. Подобранный материал в пособии для школьников создает такие возможности. Наряду с научными сведениями о Подмосковье содержание представлено в виде путешествий, экскурсий, заочного знакомства с территориями по историческим книгам и художественным произведениям. Тексты подкрепляются художественным описанием местностей из произведений писателей. Каждую тему и параграф пособия открывают стихи.
На следующих этапах, в 8 – 9-х классах, изучения курса ставятся более широкие задачи. Приобщение школьников к разнодисциплинарному знанию природы, населения, исторических предпосылок и современного состояния хозяйства, особенностей городов на социокультурном пространстве Московской области на основе собственного практического взаимодействия, диалога с природной и социальной средой. Развитие умений оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности. Стимулирование развития познавательных интересов и творческого потенциала личности.
По региональному учебному курсу «Родное Подмосковье» создан учебно-методический комплект. В него входят пособие для школьников, учебные материалы и рабочая тетрадь, атлас Московской области.
Задания в пособии, материалах и тетради направлены на проверку усвоения знаний. Большинство рубрик в них – «Проверь себя», «Запомни главное», «Готовимся к исследовательской работе» – рассчитано на самостоятельное выполнение, ориентировано на творческую деятельность. Значительную часть информации ребята добывают самостоятельно на экскурсиях, практикумах, из литературы.
Главное в работе учителя – организовать самостоятельную работу, не допускать простого, механического заучивания. По ходу изучения материала ученики выполняют индивидуальные и групповые творческие задания, исследовательские работы, проекты. Задания для таких видов деятельности размещены в пособии для школьника и методичке для учителя. По завершении курса может быть проведен смотр знаний, на котором, кроме самих ребят, присутствуют родители, представители органов местного самоуправления.
В методическом пособии для учителей показаны возможные пути организации деятельности педагога по изучению регионального содержания. Теоретические положения о региональном компоненте подкреплены практическими рекомендациями. Методическая система изучения регионального содержания по программе предполагает включение современных педагогических технологий, приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Материалы для организации экскурсий, походов, наблюдений ориентированы на организацию практической, исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время, имеют природоохранную и занимательную направленность. Экскурсии, практические занятия, полевые практикумы, исследовательские проекты приводят к накоплению у ребят разностороннего опыта поведения в обществе.
В значительной степени обучение по курсу строится на актуализации и систематизации уже имеющегося у ребят практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде.
Систематическое и целенаправленное включение регионального содержания повышает уровень знаний и познавательной активности учеников. Изучение курса «Родное Подмосковье» позволяет расширить знания о родной местности, формировать нравственные убеждения школьников. Овладение многими умениями позволяет теснее увязать преподавание с жизнью, включать ребят в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым формировать их жизненную позицию, любовь к своему краю, своей Родине.
Кабинет на природе
Для поддержания интереса школьников проводятся проблемные уроки с разрешением поставленных разноуровневых задач. Вопросы этнографии, например, изучались поэтапно. Ребята знакомились с предметами крестьянского быта, изучали жилье, хозяйственные постройки, орудия труда, охоты, обычаи, традиции народов, проживающих в своей местности и в регионе в целом по литературным источникам. Весь материал ученики собирали в школьном музее, они же его обрабатывали. Соприкосновение с богатейшей культурой родного края сделало обучение не только более привлекательным, конкретизировав, оно не только обогатило учеников местным фактическим материалом, но и сформировало у них гордость за свою малую родину, чувство ответственности за достойное продолжение культурных традиций края. Изучение курса с опорой на специфику среды обитания, окружающего мира, обычаи, традиции вызывает у детей желание познать историю, культуру своего народа и, следовательно, воспитывает нравственные качества школьника.
Ценность исследовательских проектов, практических занятий школьников состоит прежде всего в том, что через такую работу осуществляется один из важнейших принципов обучения и воспитания – принцип взаимосвязи теории и практики, связи обучения с жизнью. Теоретические знания, полученные на уроках, в походах и на экскурсиях, находили практическое применение в творческой работе.
Ребята учились раскрывать причинно-следственные связи в природе и социальной жизни. Работать со статистическим материалом, справочниками. Исследовательская работа школьников по методу «кабинет на природе» направлена на изучение взаимоотношений человека и природы на конкретном участке земли. Находясь непосредственно на месте, соприкасаясь с живой природой, дети знакомятся с ее тайнами, познают ее законы. Такие наблюдения развивают не только наблюдательность, но и воображение, эстетические чувства, способствуют экологическому и экономическому воспитанию.
Шаг за шагом
Включение регионального компонента содержания образования в учебно-воспитательный процесс школ Московской области проходит в такой последовательности. Во-первых, создано научно-методическое обеспечение, связанное с отбором содержания и разработкой программы изучения региона в рамках регионального базисного плана. Во-вторых, осуществлено проектирование и разработка методической системы изучения регионального содержания, подготовлены пособия для учителей и учеников. И, наконец, организовано опытно-экспериментальное обучение по региональной программе на основе разработанной методической системы и по подготовленным пособиям. В процессе эксперимента прошло изучение эффективности этой работы, выявился тот педагогический опыт, на который изначально и делалась ставка.
Курс «Родное Подмосковье» создан с учетом специфических условий территории и опирается на структурирующую и междисциплинарно-интегрирующую роль географии.
Региональный компонент способствует воспитанию личности ребенка как достойного представителя своей области, умелого хранителя, пользователя и создателя ее социокультурных ценностей и традиций. Так закладываются основы формирования у каждого школьника системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению гражданина, небезразличного к своей малой родине – Московии.
Проведенное анкетирование школьников показало, что их заботит в первую очередь здоровье, свое и родных, которое они ставят в прямую зависимость от экологии района, где живут. Вместе с тем они желают знать культурное наследие своих отцов, чтобы яснее выявить для себя и свои эстетические ценности. Вот эти-то предпосылки позволяют надеяться на то, что курс «Родное Подмосковье» – это то попадание в яблочко, которое поможет развитию нового человека.
Лидия ГРЕХАНКИНА, заведующая кафедрой естественно-экологического образования Педагогической академии последипломного образования Московской области
Комментарии