В соответствии с концепцией модернизации российского образования стратегические цели образовательного учреждения могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с родителями, представителями социальных институтов.
Дошкольное образовательное учреждение, как любое другое, становится открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно: – осуществляет взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования; – реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности; – предоставляет широкий спектр образовательных услуг. Эффективный механизм такого взаимодействия – система социального партнерства. Социальное партнерство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Можно выделить два направления социального партнерства: – использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении; – активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами, например учреждениями культуры, спорта, где образовательное учреждение выступает заказчиком. Один из важных и ближайших партнеров – семья наших воспитанников. Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях созданы управляющие советы – коллегиальные органы самоуправления, имеющие управленческие полномочия, закрепленные в уставе, включая полномочия по участию в распределении стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений. В системе дошкольного образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием происходит медленно. Закрытость системы дошкольного образования от внешнего влияния, ограниченная способность быстро и эффективно реагировать на запросы родителей – все это снижает эффективность управленческой и экономической деятельности. Существующие в дошкольных образовательных учреждениях такие органы общественного самоуправления, как советы, родительские комитеты, не стали реальными субъектами системы управления учреждением, они имеют, как правило, совещательные функции. Позиция участников образовательного процесса не учитывается при принятии ключевых управленческих решений о стратегии развития учреждения, содержании и условиях организации образовательного процесса. Реализация комплексного проекта модернизации образования стала стимулом к активизации работы по расширению общественного участия в управлении дошкольными образовательными учреждениями. Участие учредителя в работе управляющего совета осуществляется посредством участия лица, наделенного учредителем правом представлять его интересы в работе этого совета. Функции учредителя в работе управляющего совета: представляет в установленном порядке в пределах своей компетенции интересы Департамента образования по вопросам образования; контролирует исполнение федеральных государственных требований в системе работы образовательного учреждения; осуществляет координацию работы образовательного учреждения и окружного управления образования. Обязанности представителя учредителя: принятие мер по защите интересов учредителя при осуществлении деятельности управляющего совета; информирование учредителя о состоянии дел и результативности работы управляющего совета; обеспечение соответствия образовательной деятельности управляющего совета содержанию образовательной политики; контроль за соблюдением законности при осуществлении управляющим советом своих полномочий; неразглашение конфиденциальной информации о деятельности управляющего совета, недопущение иных действий, которые могут нанести ущерб управляющему совету и учреждению непосредственно. Для реализации всех этих обязанностей представитель учредителя должен: следить за соблюдением управляющим советом регламента работы; знакомиться с протоколами родительских собраний, педагогических советов, совещаний при руководителе, заседаний методических объединений и инициировать в случае необходимости включение в повестку заседаний управляющего совета вопросов, входящих в компетенцию управляющего совета; участвовать в рассмотрении управляющим советом жалоб и заявлений родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала, которые поступили в управление образования и руководителю образовательного учреждения; представлять руководителю управления устные (не реже 1 раза в месяц) и письменные (не реже 1 раза в полугодие) отчеты о работе управляющего совета. Права представителя учредителя: в порядке, предусмотренном законодательством РФ и уставом ДОУ, требовать проведения внеочередного заседания управляющего совета и внеплановой проверки деятельности образовательного учреждения; получать от руководителя образовательного учреждения информацию о деятельности учреждения, а также документы, регламентирующие деятельность учреждения; получать у руководителя и специалистов управления образования консультации по вопросам, связанным с реализацией полномочий представителя учредителя; ходатайствовать перед руководителем управления о необходимости решения на окружном уровне вопросов, влияющих на качество образования в образовательном учреждении. Н.КОРОЛЕВА, начальник дошкольного отдела Управления образования ЗАО
Комментарии