Выход в большую жизнь для выпускников детских домов и школ-интернатов можно сравнить с выходом неподготовленных космонавтов в открытый космос. И те и другие не знают, как вести себя в нештатной для них ситуации и, естественно, теряются, даже погибают. И те и другие не могут существовать в чуждых для них условиях.
Известно, что только 10 процентов выпускников детских домов и школ-интернатов более или менее нормально устраиваются в жизни. Остальные не могут найти свое место в нашем суровом, часто меняющемся, яростном мире, становятся безработными, попадают в дурные компании, пополняют ряды алкоголиков и наркоманов.
Почему так происходит? Как правило, эти подростки не обучены никакому труду, самостоятельно ничего не умеют делать. Они живут на всем готовом, по определенному распорядку, исключающему всякую инициативу, не требующему обслуживать самих себя. Странное противоречие в педагогике – мы побуждаем родителей: «Приучайте детей к труду, к самостоятельности во всем, к самообслуживанию, не воспитывайте из них неумех, лентяев и захребетников», но, когда речь заходит о сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей и содержащихся в интернатах и детских домах, нас (а особенно чиновников из управлений образования) заботит почему-то совершенно другое: как бы не лишили воспитанников детства, как бы не заставили их работать, ведь государство их обеспечивает всем необходимым, они сыты, одеты и обуты, лишь бы росли и хорошо учились. Вся жизнь под лозунгом: «Изгнать из жизни детей всякий труд! И никакой физической нагрузки, кроме физкультуры!» Воспитатели не могут привлечь подопечных к помощи на кухне, к уборке помещения, территории, это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. В итоге из этих ребят вырастают митрофанушки, не готовые к жизни, не умеющие обслуживать себя: многие не умеют ни готовить, ни убирать за собой, ни даже пуговицу пришить. Их главные черты – привычка к иждивенчеству, отсутствие желания и неспособность к деятельности, лень, а она ведет к искажению личности. Перешагнув порог детдома, они сталкиваются с обществом, которое ждет от них инициативы, а ее нет, они даже не понимают, чего от них хотят, для них социум – враждебная среда. Вот такая печальная действительность.
И тем не менее не все так безнадежно. На душе становится отрадно, когда вдруг узнаешь, что есть у нас и такие детские дома и интернаты, где не боятся труда. Оказывается, жизнь в детдоме можно сделать счастливой, деятельной, интересной, кипучей, если дети будут не зрителями и статистами, а действующими лицами. Годы, проведенные здесь, не проходят для детей даром: вырастая и покидая родные стены, они выходят в большую жизнь уверенными и независимыми, знают, чего хотят и чем будут заниматься. Это поражает всех, кто знакомится со Старолеушковской коррекционной школой-интернатом в Краснодарском крае. Здесь изначально была поставлена задача: подготовить детей к самостоятельной жизни, социализации, профессии. В соответствии со спецификой края выбраны профессии животноводов и растениеводов.
Здесь живут и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении, среди них есть и дети из неблагополучных семей, есть опекаемые дети. Для них созданы все условия, чтобы подготовить к взрослой жизни, чтобы они были самостоятельными людьми, имели профессию к моменту выпуска.
Как говорит директор этой школы Александр Жогло: «Система коррекционного образования Краснодарского края (говорю об этом без бахвальства и со знанием ситуации в России) является в этом смысле очень продвинутой. Благодаря, кстати, усилиям таких чиновников, как заместитель министра просвещения России Татьяна Юрьевна Синюгина, которая не так давно работала министром образования и науки Краснодарского края и смогла создать столь крепкую, а главное – эффективную в плане труда воспитанников и социализации систему, за что дети, родители и педагоги ей очень благодарны».
Старолеушковская школа-интернат уникальна в этом отношении. Она единственная в России, больше нигде не учат детей с ограниченными возможностями здоровья такой профессии, как животновод. Надо сказать, что и Александр Александрович Жогло тоже уникальный руководитель и человек. Это благодаря его стараниям была создана необходимая база с тремя животноводческими фермами. На ферме крупного рогатого скота, между прочим, выращивают коров не простых, а заморских, из Голландии родом. «Как удалось заполучить таких дорогих коров?» – спросила я у Александра Александровича. Оказывается, он вел переговоры с руководителями крупных хозяйств, с которыми хорошо был знаком по своей прежней работе, и попросил подарить интернату «голландок». Теперь на школьной ферме четырнадцать таких буренок.
Конечно, на фермах работают старшие воспитанники. В 1‑4‑х классах дети овладевают элементарными трудовыми приемами, умениями, навыками. С 10‑11‑го начинается углубленная подготовка к выбранной профессии. Воспитанники получают специальности оператора машинного доения, растениевода, каменщика, штукатура, швеи (последние уже в школьные годы выполняют заказы от населения).
Школьная территория немаленькая – восемь с половиной гектаров, ухоженная и благоустроенная. Есть теплица, виноградник, пасека, опытные площадки, фруктовый сад, в котором более двухсот плодовых деревьев. Ребята выращивают кукурузу, подсолнечник, тыкву и другие овощи. Как в любом современном хозяйстве, имеется и сельхозтехника: трактор, косилки, прицепные орудия.
Александру Жогло удалось создать поистине домашнюю и вместе с тем интересную, увлекательную деловую обстановку в интернате. Это настоящий дом доброты, милосердия, заботы о детях сродни отеческой. Они согреты человеческим теплом и потому спокойны, жизнерадостны, охотно постигают избранную профессию, с удовольствием трудятся, ибо такой труд приносит радость, спокойствие и уверенность, что они не пропадут после окончания школы. А это самое главное.
Животноводами в основном хотят быть мальчишки. С ними согласен инструктор по труду Семен Лаврененко, говоря, что оператор машинного доения – это чисто мужская профессия. Парни любят животных, как-то по-особому привязываются к ним. В интернате могут рассказать, к примеру, о Захаре Зубенко. Он однажды очень умело, даже профессионально, принял у коровы роды. А новорожденного теленочка кормил из бутылки. Его мечта стать хорошим фермером вполне реальна. Залог этого его профессиональные навыки и горячее желание работать с животными.
Выпускники прошлых лет уже создали свои хозяйства. Александр Александрович и педагоги интерната радуются, что хозяйства их воспитанников успешно развиваются. А ребята, у которых нет семьи, устраиваются работать на фермы. И руководители ими вполне довольны. Их берут на работу с большой охотой, потому что эти молодые люди владеют всеми необходимыми навыками для работы в животноводчестве или полеводстве.
К Новому году ребят ждет хороший подарок – после капитального ремонта в учебный процесс включаются три новые современные мастерские по штукатурному и каменному делу для учеников 5‑9‑х и 10‑11‑х классов.
Из Старолеушковской школы-интерната выходят не только готовые специалисты, но и разносторонне развитые люди. У них есть возможности и желание интересно и с пользой использовать свободное время. Немало мальчиков и девочек, которые с удовольствием занимаются танцами и вокалом в кружке «Сударушка», другие ходят в творческие объединения «Волшебный сундучок», «Рябинушка», «Вояж».
Есть у ребят своя газета «Пятерочка», где они не только пробуют силы в журналистике, но и пишут стихи и рассказы. Каждый новый номер для ребят событие. У них есть свои любимые рубрики: «Спортивный комментатор», «Проба пера», «Школьные вести», «В мире интересного», «Игры нашего класса», «Наш дебют». Газета проводит социологические исследования, опросы.
Из Старолеушковской школы-интерната мне прислали много снимков. Прежде всего они поразили меня тем, что на них запечатлены радостные, веселые лица. Смотришь на них и забываешь, что эти счастливые дети – воспитанники коррекционной школы.
Комментарии