Начнем как попало. Стоит ли быть особенно разборчивым вначале, если дальше все равно ничего неизвестно?
Вот мусорное ведро. Весьма примечательно, что поставлено оно прямо посередине роскошного стола. Это просто какое-то свинство – так ставить ведра. Ведь в ведра обычно бросают мусор, причем иногда с довольно приличного расстояния. Если поступать таким образом и здесь, то можно попасть мусором в заливное мясо или кому-нибудь в лицо: все-таки за столом люди сидят и едят… К тому же оно не вполне чистое. Честно сказать, оно просто ужасно грязное – и это сильно заметно на ослепительно белой скатерти. Впрочем, скоро скатерть завалят мусором – и тогда не будет заметно, что она такая белая. И мусорное ведро не будет заметно. И можно будет накладывать из него всякую гадость в тарелки дам. Смотреть на это никому не понравится. Но что ж тут поделаешь…
Роскошный стол находится в заведении под названием “Контора”. Это ресторан. Непонятно, почему он так называется. Они просто все с ума посходили, так назвать ресторан! Разве мало красивых слов среди названий цветов и животных? Гортензия, цинерария, мимулюс красный, монарда парная…
– Не кладите мне больше вот этого… не знаю точно, как сказать. Мне попался какой-то целлофан сальный. Его трудно и долго жевать.
– Вам не нравится?
– Почему же не нравится, нравится! Просто уже приелось. Ой!.. Вытрите, пожалуйста, лицо, у вас сметана на лбу.
– Может быть, нам уйти отсюда? Тут как-то неопрятно все…
– Я с удовольствием. Только учтите, что на мне нет брюк. Одни трусы и носки.
– А ботинки?
– Ботинки есть, черные. И брюки были, я в брюках сюда пришел.
– Как же вы могли их… утратить?
– Да вот, видите ли, один человек проползал под столом. Это был партизан. Я нагнулся к нему, а он там попросил у меня брюки на время, потому что они ему очень понравились и потому что ведь не видно, пока я сижу, в брюках я или без. Но человек этот так и не приполз обратно. Наверное, его взяли в плен немцы.
– Тогда придется вам без брюк идти. Вы нормально ходите, когда без брюк?
– Чаще всего да. Только бы не замерзнуть на улице насмерть.
– Там плюсовая температура. Не беспокойтесь ни о чем.
– Я буду очень спокоен, обещаю.
Очень немолодой человек и очень молодая девушка выходили из “Конторы”.
– Меня зовут Марта.
– Очень хорошо вас зовут. Правильно. А меня зовут… не знаю, как и представиться: по имени неудобно, я старый уже, как мир. И по имени-отчеству неудобно: отчество у меня непристойное. Если хотите, можете называть меня Редингот.
– Хочу. И, видимо, буду. Я почти уверена, что смогу называть вас Редингот.
– Начинайте. Редингот – это на самом деле пальто такое. Раньше так называли сюртук для верховой езды. А теперь меня.
– Простите, пожалуйста! – их остановила какая-то свинья, страшно веселая, потому что, должно быть, пьяная. – Как вы думаете, если вообще думаете, со мной еще можно что-нибудь отчубучить?
– Все что угодно! – горячо откликнулась Марта. Свинья расхохоталась как сумасшедшая и высоко подпрыгнула.
– А высоко я прыгаю?
– Исключительно высоко! – Марте хотелось сказать Свинье как можно больше приятного.
– Тогда давайте мне жетон – позвонить одной другой Свинье, тоже очень прыгучей. Только вы, который без штанов, не давайте. Пусть девушка… это будет выглядеть естественнее. – Марта достала кошелек. Жетон нашелся.
– Спасибо, вы меня очень выручили. И ту, другую Свинью тоже выручили. – Свинья бросила жетон в протекавшую мимо реку и запрыгала по набережной.
– Хорошая какая Свинья попалась, – оценил Редингот. – Теперь такие свиньи большая редкость. Вас дома к которому часу ждут?
– К… в общем, ни к которому. У меня сейчас нету дома.
– А был?
– Был, да сплыл. Началось наводнение, я сразу же отлучилась по делу. За это время дом и сплыл. Говорят, в Балтийское море. Вместе со всеми домочадцами.
Чтобы облегчить ее состояние, Редингот сказал:
– Пойдемте в любом направлении. И они пошли в любом направлении и шли долго.
– Тут где-то рядом мой дом, – с трудом вспомнил Редингот. – У меня ведь, я забыл сказать, дом есть. Пойдемте в него.
– А кто у вас в доме?
– Не знаю.
– Тогда идемте.
В доме у Редингота оказалась хоровая капелла. Она пела грустные сербские песни и плакала.
– Не плачьте, – с порога сказала Марта, и сербская капелла перестала плакать, а принялась смеяться и плясать пляски. Наплясавшись, она ушла – и Редингот с Мартой остались вдвоем.
– Что будем делать? – спросил Редингот.
Марта задумалась.
– Сначала брюки наденьте.
– Это уж в первую очередь! – Редингот надел брюки и сразу стал малоинтересным.
– Было лучше, – огорчилась Марта, и тогда Редингот снял брюки, чтобы снова стать интересным, как был. Он сел в кресло ужасно интересный – и так сидел, потом спросил у Марты:
– Чем вы занимаетесь? – и уточнил: – Обычно.
– Обычно, – с готовностью отозвалась Марта, – я леплю голубей из хлеба. И голубиц.
– Если у вас есть хлеб, – сразу же предложила тонкая Марта, – я могла бы слепить вам голубицу. Только хлеб должен быть свежий. И белый. Я голубиц из белого леплю. Так надо.
– Хлеба у меня нет. У меня есть крылья. Они лежат на письменном столе.
– Прекрасно, что у вас есть крылья. У меня нету.
– У меня тоже раньше не было. Но потом я полюбил – и вот…
– Как давно это случилось?
– Совсем недавно. Я уже был старый. Но та, которую я полюбил, сейчас не со мной. Она улетела.
– Почему от вас все улетают? – озаботилась Марта.
– Я очень старый и раздражаю всех своей старостью.
– Вы совсем не старый. – Марта вгляделась в Редингота. – На вид вам нет и тридцати.
Случайно у Редингота оказалось два билета в купе скорого поезда, на подножку которого они с Мартой едва успели вспрыгнуть. В дорогу Редингот надел знаменитое свое пальто, а брюк не надел, чтобы продолжать быть интересным.
– Как это все-таки здорово, что у вас два билета! – восхитилась Марта, не требуя подробностей.
– Действительно, здорово! – в свою очередь восхитился Редингот, в подробности не вдаваясь.
И они принялись за чай, который проводница принесла им в десертных тарелках, потому что у нее не было стаканов.
– Вы лакайте его, – посоветовала она, – лакайте, склонившись к тарелкам и выгибая язык, как звери. – Тут проводница склонилась к тарелке Марты, выгнула язык, как зверь, и наглядно полакала, после чего вытерла язык носовым платком и вышла.
Они лакали чай – и Марта сказала:
– Очень вагон качается… Трудно лакать. Напиток выплескивается.
Редингот предложил:
– А вы ладони подставьте к краям тарелки, тогда брызги упадут на ладони, которые потом можно облизать.
– Кстати, – заметила Марта, продолжая прерванный разговор, – в поезде, кроме нас, никого нет.
– Неудивительно, – живо отозвался Редингот. – Все пассажиры, кроме нас, опоздали – и поезд ушел. А все проводники, кроме нашей проводницы, в отгуле.
Она была понятливой, эта Марта. И вообще она мне нравится. Редингот тоже нравится. Все-таки приятно, когда тебе нравятся твои герои, – вы не возражаете?.. Тогда я буду их любить и помогать им во всех сложных ситуациях. Пусть сейчас они опять уснут: все равно ехать в этом ужасном поезде невозможно. Но другие поезда не ходят по страницам нашего художественного произведения. Стало быть, дадим еще поспать Марте и Рединготу, а сами на минуту приостановимся: остановка – чрезвычайно важная штука. Во время нее читатель может обдумать ту дикую ситуацию, в которую, как правило, ввергает его автор. Надо и нам поставить перед собой вопрос: а стоит ли оставаться в этой ситуации дальше? Не лучше ли сойти с поезда, который пока никуда не приехал?
Поезд идет медленнее, медленнее… поезд идет очень медленно. Ну что вы решили? Решайте скорее – или начнется такое…
Е.вгений КЛЮЕВ
Комментарии