Модернизация профессионального образования сегодня одна из главных государственных задач. Среди актуальнейших проблем -тесное взаимодействие бизнеса и учреждений высшего, начального и среднего профобразования, необходимость подготовки специалистов, ориентированных на региональные рынки труда. Не случайно такой оживленный интерес вызвала дискуссия «Профессиональное образование инновационной России: повестка-2020 г.», проходившая в рамках Всероссийского конгресса-выставки «Global Education».
О корпоративном обучении- Сегодня предприятия сами пытаются готовить себе кадры, известно, что свои корпоративные университеты есть у таких гигантов, как РЖД, «Аэрофлот», «Северсталь». Это связано в первую очередь с тем, что материальная база вузов, их оборудование, да и учебные планы, чего греха таить, обновляются очень медленно и явно не соответствуют современным требованиям экономики. По информации Высшей школы экономики, доля работодателей, имеющих тесную связь с университетами, упала с 70 процентов в 2001 году до 40 процентов в 2010 году, – отметила Евгения Скокова, начальник отдела дидактического обеспечения учебного процесса Южного Федерального Университета.Привлекательность корпоративного обучения заключается в том, что программные продукты в крупных компаниях обновляются молниеносно в отличие от университетов.В процесс корпоративного обучения вовлекаются как ведущие специалисты компании, имеющие хороший практический опыт и навыки, так и приглашенные преподаватели из вузов. Как правило, корпоративная подготовка проходит дистанционно или на рабочем месте либо с использованием этих двух форм. Сегодня очень популярны в корпоративном обучении веб-конференции, когда возможен визуальный контакт между преподавателем и студентами. Важное преимущество такой формы обучения – преподаватели обычно молоды и хорошо владеют ИКТ-технологиями.Одна из серьезных проблем профессионального образования – недостаточное внимание к инженерной подготовке, в основном активно идет обучение и переобучение менеджеров, экономистов, психологов, в то время как российская экономика остро нуждается в специалистах инженерных и высокотехнологичных профессий.Евгения Александровна Скокова считает, что необходимо создать мобильный координационный совет, регулирующий взаимодействие работодателей и вузов.Поможет ли нам немецкий опыт?Весьма любопытным и полезным было выступление Эдуарда Исааковича Патрика, председателя правления Международной академии управления и технологий INTAMT (Германия). Эдуард Исаакович хорошо знаком с российской действительностью, в Германию уехал в смутные 90-е, уже будучи лауреатом Государственной премии CCCР. Сейчас же международная академия, в которой он работает, активно участвует в повышении квалификации российских специалистов.- Если Россия и может использовать чей-то опыт, то это будет скорее опыт Германии, – считает господин Патрик, – так как по своей выстроенности и системности она ближе всего к нам.Германия сегодня обладает самой развитой экономикой в Европе, до 2010 года она находилась на 3-м месте в мире по уровню экономического развития, сейчас Китай вытеснил ее на 4-е место. Экспорт этой страны составляет до 50 процентов валового продукта. Причем это высокотехнологичная и наукоемкая продукция. В Германии высокий уровень заработной платы и высокая степень социальной защищенности, следовательно, ее продукция не может быть дешевой. Немцы привлекают покупателей прежде всего высоким качеством своих товаров, в мире особым спросом пользуются их автомобили, хотя они не дешевые, и бытовая техника. Такую продукцию могут выпускать только высококвалифицированные кадры. Примечательно, что в Германии самая низкая доля государственной собственности. Получается, что частные компании учат кадры за свои собственные деньги.Слагаемые экономического успеха Германии, по мнению господина Патрика, – прежде всего востребованность квалифицированных кадров, поддержка государством малого и среднего бизнеса, инновационная структура экономики, создание технопарков, стимулирование научной и инновационной деятельности. Примечательно, что в Германии очень высок престиж профессии инженера, кроме того, высококвалифицированные рабочие получают больше, чем выпускники вузов.- Образование – фундамент инновационной подготовки, – убежден Эдуард Исаакович. – Причем у немцев чрезвычайно высокий уровень взаимодействия между работодателями и учебными заведениями. Так, выпускник школы идет не в профучилище, а на предприятие. Предприятие за свои деньги отправляет молодого человека учиться в профшколу, кроме того, оно платит ему стипендию. Оказалось, что на обучение кадров частные компании тратят более 40 миллионов евро в год, это больше, чем государство выделяет на обучение студентов вузов.Главный фактор перемен Директор центра образовательных разработок «Сколково» Андрей Баркин подчеркнул, что сегодня одна из основных проблем – падение престижа инженерного и вообще математического образования.- Молодые люди не хотят работать с оборудованием, считают это грязной работой, – отметил он. Кроме того, Андрей Витальевич напомнил проблему, о которой говорил Президент России Владимир Путин, – бизнес, по сути, не заинтересован в подготовке кадров, инициаторами многих инноваций, как ни странно, выступают сами высшие учебные заведения. Так что нам будет непросто применять немецкий опыт.- Основной потребитель образовательных услуг – работодатель, а получается, он выключен из постановки требований, заданий для образования, он выключен и из образовательного процесса, – продолжил обсуждение темы исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий» Валерий Платонов. – Специфика российского высшего образования заключается в том, что по международному рейтингу мы не достигаем тех высот, которые имеются в самых лучших мировых университетах. Причина как раз и есть в дезинтеграции науки, производства и бизнеса с образованием. Как бы мы ни хвалили современные университетские курсы, все-таки самые передовые знания находятся у нас в инновационных высокотехнологичных компаниях. А они зачастую не заинтересованы в том, чтобы действительно готовить студентов не для себя, а на сторону. Этот парадокс, по мнению Платонова, и является основной проблемой современного высшего образования.- В непосредственный образовательный процесс необходимо привлечь промышленность, инновационные компании и научные организации, – считает Валерий Николаевич Платонов. – Суть нашего проекта в том, что стажировка студентов становится составной частью образовательной программы. Места стажировок должны аккредитоваться, причем не в Минобрнауки РФ, а в независимой ассоциации работодателей. Планируется, что подбор стажировок по специальности обучения будут осуществлять определенные агентства. По мнению господина Платонова, государство должно выделять субсидии компаниям, которые занимаются такими стажировками.- Это даст мощный стимул для развития таких программ, однако потребует определенных изменений в законодательстве, – отметил Валерий Платонов в завершение своего доклада.Примечательно, что в рамках дискуссии прошел круглый стол с участием заместителя директора Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ Ирины Мосичевой.- К 2011 году система профессионального образования претерпела значительные изменения, во-первых, произошло существенное обновление содержания профессионального образования, была введена новая система стандартов, краеугольным камнем которой является владение профессиональными компетенциями, – отметила Ирина Аркадьевна.Ирина Мосичева также сообщила, что с 2012 года процедура определения контрольных цифр приема будет строго увязываться с потребностями работодателей. – Такая мера позволит уменьшить количество выпускников, которые не могут найти себе работу по специальности, вузам нужно будет доказать, что специалисты, которых они готовят, будут востребованы на рынке труда, – считает Ирина Аркадьевна.Вузы к ужесточению требований относятся с пониманием. Те, у кого сложились тесные связи с работодателями, чувствуют себя уверенно даже сейчас, когда конкуренция между университетами сильно возросла.- Не стоит ждать, что Минобрнауки РФ будет оплачивать подготовку специалистов, которые не нужны бизнесу и экономике, – считает декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ «МИФИ» Николай Кудряшов. – Мы это прекрасно понимаем и исходя из этого выстраиваем свою политику. Наш основной партнер – Росатом. Кадры готовим в основном под его запросы.В общем, вузам приходится лавировать между требованиями государства, которое пока не готово ослаблять контроль, и предприятиями, которые постоянно выражают недовольство выпускниками вузов.Зашла речь на круглом столе и о бакалавриате, о вхождении российской системы высшего образования в Болонский процесс.- Вряд ли стоит нагружать всех выпускников наших вузов одной и той же вариативной программой, куда разумнее, когда будет происходить «заточка» выпускника, обладающего дипломом бакалавра, под конкретное рабочее место, – убеждена Ирина Мосичева.
Комментарии