Полки магазинов сегодня просто ломятся от товаров для детей. Родители иногда до потолка набивают комнаты своих чад игрушками. И не подозревают, что их покупки могут быть опасными, например, окрашенными непрочной краской, которую можно слизнуть. К счастью, родителей все чаще предупреждают о том, что в игрушке может таиться физический вред. Об опасности психологической, о том, что игрушка может нести в себе вредную информацию, тоже заговорили. Мнения психологов, работников образования и продавцов игрушек по этой актуальной проблеме можно было услышать на Конгрессе производителей детских товаров в рамках международной выставки «Игрушка-2007».
СтатфактТолько в 2006 году было изъято из российского оборота 93242 игры и игрушки, не соответствующие установленным требованиям. Основные причины изъятия: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность игрушек; нарушение требований по маркировке товаров; несоответствие требованиям безопасности по санитарно-химическим и токсикологическим показателям.По выявленным нарушениям в суды направлено 22 дела в Камчатской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Самарской, Свердловской, Ульяновской областях и Удмуртской Республике.Детский рынок игр и игрушек ежегодно возрастает на 30 процентов. В целом его объем достигает 12,5 миллиарда рублей в год. Игрушки завозятся в Россию более чем из 30 стран. 90 процентов импорта – из Китая. Доля отечественной продукции – не более 10 – 12 процентов. При этом она еще и сокращается.
– Я глубоко убеждена, что любая игрушка – развивающая. Вопрос в том, что она развивает, – говорит Ирина Казунина, директор Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей». – Можно развивать память, внимание, мышление, а можно агрессию, страх и неврозы. Какой будет взрослая жизнь ребенка, играющего классической бензопилой маньяка, скажите, пожалуйста? От того, в какие игры играют наши дети, зависит, как будет выглядеть наше общество через десять – пятнадцать лет.
Ирина Ивановна выделяет три проблемы нынешнего рынка товаров для детей:
– Первая: игрушки со звуком. Педагоги-логопеды ставят ребенку дикцию. Он приходит домой, общается со звуковой игрушкой, которая непонятно что и как произносит, и педагогам приходится все начинать сначала. Вторая проблема – это возраст. Маркировка, которая стоит на игрушках, подчас не соответствует тем развивающим функциям, которые заложены в игрушке. Можно встретить товар, на котором указан такой диапазон: от полутора до десяти лет. Представьте себе ребенка полуторагодовалого и десяти лет! Как же им давать одну и ту же игрушку? И третье – это содержание игрушки. Очень много появилось на рынке обучающих игр. Самая большая проблема – в играх по обучению грамоте. Посмотрите на них внимательно. Сколько же они содержат ошибок! Производители путают понятие звук и буква, допущены орфографические, грамматические ошибки. И ребенок, пообщавшись с такой «обучающей» игрушкой, все это запоминает и с этими ошибками приходит в школу.
Реклама от психолога
Как говорил Билл Гейтс, большие деньги всегда в новом, а самые большие – в самом новом. Только вот производителям детской игрушки ориентироваться на это опасно. «Самое новое» – это навороченные электронные игрушки, которые ездят, ходят и разговаривают, как живые. А это хорошо?
– Чтобы ребенок играл с игрушкой, она должна быть открытой для игры. Ребенку нужно самому вкладывать в нее свои слова, свои мысли, свои переживания, – говорит Елена Смирнова, доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки Московского психолого-педагогического университета. – Играть с игрушкой, которая сама тебя обнимает, сама с тобой разговаривает, сама по себе движется, практически невозможно. Но такие игрушки дороже, привлекательнее, пользуются соответствующим спросом. Ориентироваться на спрос и на предпочтение родителей, то есть идти на поводу у рынка, совершенно неправильно. Но главный критерий производителей – продаваемость. Вот такой тупик.
– Довеском к хорошей игрушке могут стать рекомендации психологов, – продолжает Елена Олеговна. – Мы в нашем центре разработали систему психолого-педагогической экспертизы, и тем игрушкам, которые проходят нашу экспертизу, мы даем оценку: «Детские психологи рекомендуют».
Какие куклы нам нужны?
Елена Соловьева, научный консультант журнала «Игра и дети», напомнила, какие куклы были в советское время. Многие игрушки изображали взрослых людей, к примеру, представителей разных профессий.
– Детей приучали к труду. Настраивали на то, что взрослый человек – это созидатель. Мы должны решить, какие приоритетные духовные ценности мы для себя видим. Разработать национальную российскую концепцию развития игрушки и двигаться в этом направлении объединенными усилиями.
Допустим, соберется группа заинтересованных людей: педагогов, психологов, разработчиков игрушки. Что предложила бы вписать в эту концепцию сама Соловьева? Елена Викторовна призналась, что еще не задумывалась подробно на эту тему.
Мы принялись рассуждать с ней вместе. Можно было бы возродить тех самых кукол – носителей профессий. Елена Соловьева высказала мысль, что на игрушечном рынке не хватает солдатиков в традиционной русской форме, которые приобщали бы ребенка к историческому наследию России. Дети восприимчивы к героической теме. Только пусть лучше солдатики ХХI века будут не в виде маленьких статуэток на подставках, как во времена Андерсена. Пусть у них двигаются руки и ноги, поворачивается голова.
Еще одно пожелание разработчикам игрушек высказала Екатерина Лахова, председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы:
– Сколько сейчас аварий происходит – это же кошмар! А где настольные игры, обучающие правилам дорожного движения?
Государство, где ты?
Екатерине Лаховой, как молодой бабушке, есть за что упрекнуть российский рынок игровой продукции. Она не может выбрать внуку музыкальную игрушку: «Наших, чисто отечественных мелодий нет. Это очень печально».
– Мы сейчас с большим трудом находим отечественных производителей, – разводит руками Александр Бархатов, директор Департамента по информационной политике и коммуникациям ОАО «Детский мир». – Мы никогда не пойдем в ущерб качеству, лишь бы затащить на полку отечественный товар.
Этот разговор состоялся на пресс-конференции в Государственной Думе накануне открытия конгресса. Основным ее мотивом было развитие отечественного производства игрушек.
– Мы должны разработать национальный механизм продвижения игрушек, – говорит Антонина Цицулина, президент Национальной ассоциации игрушечников России. – Надо изменить отношение к этой отрасли на государственном уровне. Нам очень важно, чтобы кто-то нес ответственность за то, что появляется на рынке.
Государственного внимания не хватает как производителям, так и потребителям игровой продукции. Раньше при Министерстве образования работал Институт игрушек. Был и федеральный экспертный совет. Участники конференции, особенно журналисты, спрашивали Екатерину Лахову, можно ли сейчас создать организацию, которая контролировала бы допуск игрушек к рынку. Но как ее создать, если ни одно ведомство не занимается игрушкой на федеральном уровне?
Что такое хорошо?
Если вам или вашей школе подарили игрушку, а она вас чем-то смущает, можно отдать ее на экспертизу в «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» (см. сайт www.moo-edd.ru). Экспертиза длится в среднем месяц-полтора. Игрушка пройдет через руки двух-трех экспертов с профильным образованием.
Объединение создано год назад, активную работу начало в прошлом сентябре. За это время успели проверить около двадцати игр, от кукол до развивающих компьютерных программ. Около четверти не рекомендованы к использованию.
Типичные претензии экспертов: сомнительные графические изображения; нечетко указан возрастной диапазон; нет инструкции к некоторым заданиям; игра провоцирует ребенка на заучивание правильных ответов, а не на самостоятельное мышление.
Сейчас производители детских игрушек все чаще советуются с экспертами объединения еще на этапе разработки новых брэндов. Согласно «Положению об экспертизе» экспертная оценка игрушек проводится «по инициативе и за счет средств заказчика». Стоимость ее в каждом случае оговаривается. Однако, если принесенная вами игрушка особенно сильно заинтересует экспертов, объединение может поработать с нею и за свой счет.
Сам себе эксперт
Книга детского психолога Веры Абраменковой «Во что играют наши дети: Игрушка и АнтиИгрушка» (М., 2006) поможет разобраться в игрушках еще до их покупки. Автор – глубоко верующая православная женщина, поэтому книга будет в первую очередь интересна столь же убежденным религиозным людям. Но и атеисты найдут в ней много ценного.
Что такое «антиигрушка», упомянутая в заглавии? Это не просто «некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями». «Антиигрушка, – пишет Вера Абраменкова, – специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности, представляющая опасность для жизни и здоровья детей».
Каковы ее признаки? Она либо очень реалистична, как пресловутая кукла Барби, вследствие чего «не несет творческого начала». Либо, наоборот, абстрактна, как «покемон» или «телепузик», и приводит к утрате чувства реальности.
Типичные «антиценности» несут в себе монстроподобные куклы. Большая черная обезьяна или чертик могут спровоцировать у ребенка тяжелый невроз. Впрочем, опасной в психологическом отношении может быть и милая плюшевая собачка или кукла. Если у игрушки грустное выражение лица – «с близко поставленными зрачками или с полузакрытыми веками» – она будет постоянно наводить депрессию, «настраивать» ребенка на болезнь или печаль. Такой же эффект может получиться от игрушки фиолетового или серого цвета.
Вера Абраменкова подсказывает, какие опасности могут таиться даже в полезных играх. Речь идет не только о компьютерных программах. Полезная для физического или умственного развития игра может быть вредна в психологическом отношении.
Игрушка должна учить нравственности. Или, по крайней мере, не заставлять о ней забывать. Есть такие игрушки-«шнуровки» – картонка с дырочками, через которые надо протаскивать веревочку. Это разрабатывает мелкую мускулатуру пальцев. Но такие игрушки обычно бывают с картинками, и что же на них изображено? Внуку Веры Абраменковой подарили картонного мальчика: «и голова, и живот, и руки картонного ребенка – все в дырках, через которые живой ребенок – сверстник игрушечного – протягивает шнурок». «Баба, а можно мальчика протыкать?» – спросил маленький Силуан. Бабушка-психолог спохватилась и забрала у ребенка безнравственную игрушку.
«Хороши игрушки полифункциональные, – пишет Вера Абраменкова. – Если это машина, то такая, которую можно разбирать, нагружать, разгружать и так далее. У нее должны открываться дверцы кабины, чтобы можно было посадить водителя или пассажиров».
А самая лучшая игрушка – такая, в которую могут играть несколько детей сразу, например, конструктор. Ведь детям сегодня так не хватает общения!
Комментарии