Департамент образования и Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ провели первую ежегодную церемонию вручения премии «Игрушка года – детские психологи рекомендуют». На церемонии названы лучшие игрушки, которые были отобраны по результатам психолого-педагогической экспертизы в 2009 году. В рамках мероприятия состоялась презентация каталога «Лучшие игрушки», в котором опубликованы фотографии и описания игрушек, а также экспертные заключения специалистов Центра. Игрушки-победители рекомендованы Департаменту образования для оснащения детских учреждений.
Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек был создан при МГППУ в 2004 году для проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр, литературы, видео- и медиапродукции для детей. Деятельность Центра включает возрождение ценности детской игры, повышение качества современных игрушек, просвещение участников образовательного процесса и рынка игрушек в области детской психологии, создание системы психолого-педагогической экспертизы игрушек в Москве. Специалисты Центра разработали концепцию и уникальную технологию психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек для детей, выработали критерии, в соответствии с которыми каждая игрушка проходит проверку, а по ее результатам игрушке может быть присвоен знак качества «Детские психологи рекомендуют». В Московском городском Центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек разработана научно обоснованная концепция и методика психолого-педагогической экспертизы разных видов игрушек и игровых материалов. Такая экспертиза проводилась впервые. Специалисты обращали внимание на такие факторы, как психологическая безопасность игрушки, ее развивающий потенциал, качество изготовления и привлекательность для ребенка. Игрушка должна вызывать у ребенка желание поиграть.
В процессе экспертизы оцениваются развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресованность игрушек, а также эстетические и этические качества. Специалисты столкнулись с тем, что из тысяч игрушек, заявленных на экспертизу, 80% оказались просто непригодными ни для игры, ни, собственно, для детей. Специалисты Центра отобрали 50 лучших игрушек, а затем из них 10 самых лучших, которые и стали лауреатами премии «Игрушка года – детские психологи рекомендуют».
В фойе перед Большим залом МДО можно было познакомиться с игрушками-победителями, которые по результатам проведенной экспертизы были признаны лучшими. Выставка из 16 стендов представила лучшие игрушки, их описание, краткую экспертизу психологов.
Открывая церемонию, руководитель Департамента образования Ольга Ларионова высоко оценила работу Центра. Ольга Николаевна напомнила, что когда-то существовал даже институт, который проводил большую работу по оценке игрушек, предлагаемых детям, и высказала надежду, что родители и педагоги будут отныне иметь ориентиры для того, чтобы дать детям игрушки, не нарушающие их физического и психологического здоровья. Руководитель подчеркнула особую значимость игрушки в развитии и становлении ребенка. «Вместе с игрушкой малыш растет, развивается и, самое главное, формируется. Мы постарались среди всего многообразия представленных на рынке товаров выбрать самые лучшие игры и игрушки. К сожалению, игрушка – не только объект для развития ребенка, но это еще и товар, подчиняющийся правилам рынка», – посетовала Ольга Ларионова.
Руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Елена Смирнова отметила: «Далеко не все современные игрушки можно назвать средством развития и воспитания. Многие из них не только не способствуют развитию детей, но даже препятствуют ему. Но все же у нас есть хорошие игрушки – и отечественные, и импортные, которые порой незаметны среди огромного количества ярких и технологичных изделий игрушечной промышленности. Наша задача – выделить их, сделать заметными, рекомендовать именно их, потому что это действительно хорошие, развивающие игрушки. Развивающими делает игрушки та деятельность, которую с ними можно осуществлять. Это и есть главный критерий отбора лучших игрушек. Хорошие игрушки психологически безопасны, не несут ничего жестокого, агрессивного или уродливого, стимулируют заботливое, гуманное отношение к другим или интерес к игре. Но главное, что эти игрушки стимулируют осмысленную, самостоятельную игру, пробуждают детскую инициативу и позволяют проявить себя и свои способности. Они побуждают не только внешнюю, двигательную активность, но и внутреннюю – воображение, мышление, эмоции. Для каждого возраста и каждого вида активности нужны особые качества игрушки. И, конечно же, хорошие игрушки должны быть качественно сделаны. Если у машинки отваливаются колеса, а у куклы проваливаются глаза, играть с ними невозможно. Именно такие игрушки мы отобрали для своего каталога. Одни из них попали к нам на экспертизу, другие мы сами выбрали на выставках и на полках магазинов. Конечно, далеко не все хорошие игрушки мы смогли охватить. Уже сейчас мы видим много тех, которые могут быть рекомендованы психологами. Надеюсь, что наша сегодняшняя церемония будет началом доброй традиции своеобразного поощрения хороших игрушек и их производителей».
Победителям в номинациях были вручены дипломы как лучшим производителям детской игрушки. На упаковке лучших игрушек 2009 года поставят товарный знак «Детские психологи рекомендуют», который будет способствовать правильному выбору игрушки покупателями.
В номинации «Самая универсальная игрушка» победила игрушка «Звучащие шарики» (компания ВАЛЬДА, Россия). Это набор из 8 шаров четырех звучаний, двух размеров, которые сделаны из натуральных материалов, окрашены в желто-оранжевые тона. Шарики открывают широкие возможности для детского экспериментирования. Ввиду того что они имеют разную наполненность и разный центр тяжести, характер их движения различается, поэтому их интересно вращать, катать по горизонтальной и наклонной плоскостям, с ними можно устраивать игры-соревнования: чей шарик дальше укатится; использовать для режиссерской и ролевой игр; для игр и упражнений в ловкости и меткости: бросать в корзинку, перекидывать друг другу, жонглировать.
Премию директору компании ВАЛЬДА Ладе Норенко вручал ректор МГППУ, академик РАО Виталий Рубцов, который сказал: «Если бы на церемонии присутствовали мои учителя – Д.Эльконин и В.Давыдов, то они бы обязательно отметили: если у ребенка в руках то, что делает его добрым, значит, это правильное направление. Мы работаем на ребенка, родителя, мы выполняем социальный заказ, даем направление деятельности производителям игрушек».
В номинации «Оригинальное решение традиционной игрушки» победила «Веселая пирамидка», (компания PLANTOYS, Таиланд). Это очень необычная пирамидка: вместо колечек для нанизывания у нее изогнутые дощечки разных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий). На изогнутых деталях имеются два отверстия, что дает более широкие возможности для нанизывания и экспериментирования. Пирамидку можно собирать по-разному, ее можно использовать как конструктор. Из этой замечательной игрушки получается даже музыкальный инструмент: стоит положить деревяшки на пол «по росту», пустить шарик, и перед вами ксилофон.
Премию генеральному директору компании «Одиссея» Марии Забелиной вручала победитель конкурса «Воспитатель года-2009» Татьяна Терёшина, которая отметила, что по собственному опыту знает, сколь важны в воспитании ребенка именно оригинальные идеи и подходы в подборе игр и игрушек.
В номинации «Самостоятельные открытия» компании МИР ДЕТСТВА (Россия) премию за пирамидку «Морская фантазия» представителю компании Дарье Федоровой вручил учитель года Москвы-2004, член Московской городской палаты по образованию Андрей Лукутин. Андрей Владимирович вспомнил, что у него в детстве была любимая игрушка – железная дорога. Он считает, что для ребенка действительно главное – иметь в детстве любимую игрушку.
В номинации «Играем вместе» за выпуск игры «Доктор Еж» премию получила представитель компании HABA (Германия) Ольга Васильева. Премию вручила шеф-редактор «УГ-Москва», член Московской городской палаты по образованию Виктория Молодцова. В комплект входят поле, деревянные фигурки груш и яблок, две плетеные корзинки, три деревянных мостика и один деревянный кубик, а также фигурка ежика, у которого колючки сделаны из щетины. Игра протекает по традиционному маршруту настольных игр. В то же время в игре присутствует нетрадиционный момент: игроки не соревнуются, а действуют сообща. Их главная задача – собрать все фрукты с деревьев и, уронив как можно меньше при переходе через мостик, донести их больным птичке и мышке. Несет фрукты доктор Еж на своих колючках (щетина прекрасно держит несколько фигурок фруктов). Игра интересна своим нетрадиционным подходом, так как, чтобы помочь выздороветь мышке и птичке, необходимо действовать сообща. Дети переживают не только за себя, за свой переход через мостик, но и за партнеров по игре. Игра стимулирует кооперацию, желание сотрудничать и поддерживать друг друга.
Для вручения премии в номинации «Фантазия в строительстве» за «Строительный набор» компании ЦЕСАРЕВИЧ (Россия) на сцену поднялась Нина Гусева – председатель городского совета руководителей дошкольных образовательных учреждений. Нина Ильинична от души пожелала успехов директору компании Геннадию Осоргину. Строительный набор изготовлен из неокрашенного дерева и включает 60 разных по форме деталей: кубики, пластинки, призмы, цилиндры, конусы и так далее. Разнообразие деталей позволяет создавать в основном архитектурные постройки и транспортные средства. Конструирование развивает моторную ловкость, представления о физическом мире и создает возможности для экспериментирования. Конструкции из этого набора могут использоваться в сюжетных играх, а могут стать самоценным сооружением.
Не секрет, что каждый ребенок любит сказки. Эту любовь учла компания «Сказки дерева» (Россия), которая получила премию в номинации «Возрождение сказки» за пазл «Репка». Из рук Татьяны Артемовой – победителя конкурса «Воспитатель года-2009» в номинации «Молодой специалист» премию принял директор компании Михаил Машинец.
Вручая премию в номинации «Игра в приключения» за «Семейную яхту» компании PLAYMOBIL (Германия), заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Москве Александр Яковлев немного помечтал о том, что и МЧС когда-нибудь спроектирует какую-нибудь подобную игрушку. Получая премию, бренд-менеджер компании Светлана Силина с явным интересом отнеслась к мечтам Яковлева. «Яхта» – игровой набор для интересной режиссерской или сюжетной игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста (4-10 лет) – вызывает бурю восторга у детей, не оставляет равнодушными даже взрослых. Сама конструкция яхты, фигурки родителей и детей открывают простор для безграничных вариаций игр в семью, в путешествия и так далее. Игрушка развивает воображение и эмоциональную сферу ребенка, знакомит его с основами безопасности на воде.
В номинации «Город на ковре» победила игрушка «Веселый городок» компании ТОМЬ-СЕРВИС (Россия) – деревянный набор для режиссерской игры с элементами конструирования. В набор входят 64 детали для создания целого города с самыми разными постройками и жителями. Элементы – части домов, ландшафта и несколько персонажей – изготовлены из качественной, хорошо обработанной древесины, изображение нанесено методом шелкографии и очень износоустойчиво. Премию представителю компании вручала Екатерина Сметанникова – председатель совета родительской общественности по дошкольному образованию, которая от имени родителей пожелала успешной работы не только этой компании, но и всем производителям игрушек.
Вручая премию в номинации «Лучшие игрушки для сюжетной игры» за сюжетные игрушки компании GRIMM’S (Германия) академик РАО, директор Института социологии образования Владимир Собкин немного отвлекся и предложил эксклюзивному представителю компании Елене Драновой проникнуться идеей подготовки специалистов-педагогов в области экспертизы игр и игрушек. «Центр МГППУ проделал колоссальную работу: экспертные материалы – готовый курс, который можно читать в педагогических вузах и институтах повышения квалификации работников образования», – констатировал Владимир Самуилович. Одна из игрушек, входящих в компанию сюжетных игрушек, – утюг, который может использоваться как атрибут для сюжетной игры: ребенок может легко представить любую воображаемую ситуацию, в которой участвует этот предмет.
Завершала церемонию директор Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Елена Смирнова. Она вручила премию в номинации «Сохранение традиций» за игрушку «Бычок» руководителю компании БИЛАНИК (Россия) Льву Ланцману. Эффект воздействия этой игрушки подчеркивается известным стихотворением Агнии Барто: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, сейчас я упаду!». Узнавание в игрушке известного образа производит на ребенка особое впечатление. Фигурка бычка создает образ маленького, несамостоятельного, нуждающегося в заботе существа, бычок сочетает в себе традиционность и оригинальность, так как традиция производства подобных игрушек была прервана и пришлось создавать ее заново.
Апофеозом церемонии стал выход на сцену тех, ради кого и была затеяна вся эта непростая работа по экспертизе, – дети.
Они поблагодарили взрослых за замечательные игры, игрушки и подарили руководителям фирм-производителей свои рисунки, на которых были изображены игрушки, ставшие победителями.
Комментарии