Наибольшее развитие интеграция получила в Западной Европе. На протяжении многих веков складывалась общность европейской цивилизации, развивались экономические, культурные, духовные контакты. Главную роль в этом играет Европейский Союз (ЕС), куда теперь входят пятнадцать стран: Франция, Великобритания, ФРГ, Италия, Бельгия, Испания, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия. Интеграция пронизывает всю ткань их общественной жизни. Эффективно действуют координационные органы ЕС (Европарламент, Комиссия Европейских сообществ, Совет Министров). В рамках ЕС происходит свободное передвижение товаров, капиталов и граждан. В этот контекст вписывается и интеграция в сфере образования.
Некоторые интеграционные программы его развития не ограничиваются пожеланиями и рекомендациями, а представляют собой конкретные планы с четким указанием целей, сроков реализации и размера финансового обеспечения. Так, в 1987 г. Совет Министров образования государств – членов ЕС утвердил программу “Эразмус”, названную по имени ученого-гуманиста эпохи Возрождения Эразма Роттердамского, деятельность которого проходила в разных европейских странах. Она предусматривала расширение обмена студентами между высшими учебными заведениями стран. Широкое распространение имел тип “кочующего студента”, переходящего из Оксфорда в Сорбонну, из Болоньи в Гейдельберг и т.п.; обучение всюду велось на латинском языке.
Характерный пример – сближение национальных моделей систем управления образованием. В Западной Европе исторически сложились две принципиально различные системы управления – централизованная и децентрализованная. Первая наиболее выразительно представлена, как известно, во Франции, где со времени империи Наполеона и вплоть до последних лет существовало жесткое и административно единообразное руководство государственной системы образования в масштабе всей страны. В других странах сложились устойчивые традиции децентрализации. Графства в Англии, земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии обладают значительной автономией в области просвещения, издают собственную педагогическую документацию, определяют объем учебного материала и т.п.
Общность актуальных задач закономерно ведет к определенному сближению систем образования западноевропейских стран. Одна из ключевых проблем западноевропейской интеграции – языковая. Западные авторы не случайно вспоминают библейский миф о “вавилонском столпотворении”. Для многонационального и многоязычного Европейского Союза этот ветхозаветный сюжет выглядит грозным предостережением. Поэтому задача существенного повышения эффективности иностранных языков далеко вышла за рамки педагогики и приобрела политическое значение.
В 1990 г. вступила в действие долгосрочная программа “Лингва”. Цель ее – способствовать дальнейшему усилению изучения иностранных языков в западноевропейских странах. Главная роль здесь отводится школе. Проводятся многочисленные семинары и коллоквиумы, на которых обсуждаются вопросы содержания языковых курсов. В соответствующих рекомендациях предлагается ввести обучение иностранным языкам во всех начальных школах, а в средних школах изучать не менее двух иностранных языков. Меняется характер обучения: вместо чрезмерного увлечения грамматикой наибольший упор делается на живую речь. Школьники ездят в сопредельные страны. На занятиях используются тексты, содержащие новые сведения по истории, географии, культуре страны изучаемого языка.
Интеллигенция и общественные деятели этих стран высказывают небезосновательные опасения усилению американского “культурного империализма”, который подтачивает традиционные основы европейской цивилизации, несет угрозу национальной самобытности ее народов. Во Франции предпринимают даже на государственном уровне попытки противодействовать неограниченному распространению английского языка. Употребление в учебных заведениях и в средствах массовой информации английских слов и выражений вместо существующих французских карается теперь значительным денежным штрафом.
Призывы создать единую модель системы образования для всей Европы встречают настороженное, а то и явно отрицательное отношение в большинстве стран, поскольку национальное своеобразие системы образования традиционно считается важным атрибутом государственного суверенитета.
Важнейшая задача интеграции – способствовать духовному сближению европейских народов, преодолению еще сохраняющихся стереотипов взаимных обид, недоверия, неприязни. И становится все более очевидным, что в достижении этой цели ведущая роль должна принадлежать образованию и воспитанию молодежи.
В решениях и рекомендациях координационных органов ЕС и Совета Европы указывается на необходимость создания в школах и высших учебных заведениях такой обстановки, чтобы учащиеся чувствовали себя не только англичанами, французами, немцами, но прежде всего европейцами с присущими им специфическими социокультурными и духовными традициями и ценностями. Конкретные рекомендации предусматривают включение в школьные курсы истории, географии, граждановедения, а также в программы подготовки учителей обстоятельных материалов об экономических, политических и культурных связях государств и народов Европы. Предусматривается также организация специальных воспитательных мероприятий – “Дни Европы” в учебных заведениях, спортивные игры школьников разных стран и т.п. Следует, однако, иметь в виду, что форсирование процесса “европеизации” нередко вызывает негативную реакцию и порой ведет даже к усилению националистических настроений.
В информационном обществе человеку необходим синтез предметов. Это сложный процесс познания. Это толчок к размышлению, сопоставлению, сравнению. Таким толчком к размышлению стали для нас, преподавателей и учащихся, подготовка и проведение интегрированного урока по основам права, экологии и географии по теме “Земля у нас одна”.
Урок стал результатом трехмесячной подготовки: сбора, оформления и обобщения собранного материала по экологии и экологическому праву. Во время работы мы постарались найти точки соприкосновения одной важной проблемы человека (экологической) с точки зрения экологии как науки, основ права и географии. Учащимися была проведена большая самостоятельная работа с элементами исследовательской работы:
1. Написание рефератов с использованием материалов из периодической печати.
2. Самостоятельный анализ учащимися Уголовного кодекса РФ, главы “Экологические преступления”.
3. Обращение учащихся и сбор материала службы городской СЭС по охране окружающей среды.
4. Видеокассеты с записью по экологическим проблемам.
5. Оформление стенгазет по данной теме.
6. Оформление рисунков, таблиц.
7. Сбор материала учащимися из периодической печати (создана специальная папка по экологическому праву).
8. Создана подборка материалов из периодической печати по экологии Кузбасса (краеведение).
9. Учащиеся детально познакомились с экологической картой Кузбасса, Красной книгой Кузбасса.
Интегрированный урок проходил в форме семинара-симпозиума с элементами дискуссии, с использованием игровой технологии, постановки проблемы через показ сюжета видеофильма, с использованием материалов по краеведению г. Кемерово, Кемеровской области, в целом Сибири.
Учащимся были предложены кадры видеофильма об экологических проблемах г. Лос-Анджелеса США. Это типичный город с проблемами экологии. Подобные проблемы встречаются в каждом промышленном городе, в любой точке планеты (шел сравнительный анализ).
1. Загрязнение воздуха (подобная проблема есть и в Кемерово).
2. Уничтожение лесов, особенно сосновых (проблема соснового бора в Кемерово).
3. “Смог” в городах (в Кемерово, особенно в Центральном районе, ниже р. Искитимки).
4. Большой поток машин.
5. Вред химических выбросов (“Лисий хвост” над Томью).
6. Проблема бытовых отходов (Чебулинское захоронение химических веществ, свалки мусора, пластиковые бутылки…).
7. Проблема питьевой воды (“пить воду из Томи нельзя” – заявление участников экспедиции по р. Томи 2000 г.).
8. Проблемы птиц, зверей.
9. Уничтожение флоры (создание Красной книги Кемеровской области с 2001 г.) и т.д.
Мы постарались создать психологический комфорт для учащихся. Занятие проходило в форме “круглого стола”, где присутствовали представители науки, экологии, прокуратуры, санэпидстанции, независимые журналисты.
Во время работы подростки показывали навыки работы с картой.
Сам процесс подготовки семинара-симпозиума был сложный. Ребята познакомились с планом его проведения. Затем они выбрали определенное направление. Были назначены ведущие, участники дискуссионного стола.
Ребята этой группы необычные, они умеют отстаивать свою точку зрения, хотя порой им не хватает аргументов и культуры проведения дискуссий. Но подростки учились слышать и слушать другого, быть терпимыми к мнению товарища.
При подготовке к семинару-симпозиуму было проведено несколько больших консультаций с учащимися. Семинар-симпозиум затронул актуальные вопросы жизни всех людей, экологические проблемы и степень вины человеческого общества в этом. В заключении занятия эксперты выработали обращение, призывающее всех беречь родную землю.
Был также проведен урок истории и основ права по теме “Начало парламентаризма в России”. В основу урока был положен сравнительный метод анализа избирательного права России начала ХХ в. и современности, а также работы парламента в России в начале ХХ в. и в наше время.
Актуальным вопросом для русского человека всегда был аграрный. Он был тоже рассмотрен в исторической плоскости.
Преподавателями использовались интерактивные методы обучения: проблемные задания, анализ документов, таблиц, эвристическая беседа, тесты-задания, задания на обобщение изученного материала.
Для преподавателя основ права этот урок был необычен тем, что он должен был найти психологический контакт, сотрудничество с детьми группы, в которой не работает.
Урок прошел в двух группах: в группе со средним уровнем способностей и с высоким уровнем интеллекта. В той и другой ученики проявили высокую активность. Им было очень интересно, как проведут урок два преподавателя, интересно само их участие в исследовании важных для России вопросов.
Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель основ права
Кемерово
Комментарии