search
main
0

Что нас объединяет

Большое впечатление на меня оказала статья «Национальность – человек». Беседа Ольги Мариничевой с академиком РАО Борисом Бим-Бадом затрагивает важные проблемы. Дома у меня на полке стоит книга «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (СПб. 1994). В этой книге к русскому народу автор относит и украинцев, и мордву, и чувашей, и камчадалов – всех, кто проживал в Российской империи в конце ХIХ века.

Что такое единый народ, включающий в себя различные этносы, можно рассмотреть на примере Татарстана. Сабантуй, некогда татарский праздник, давно уже стал общенародным, а на празднование Масленицы в последние годы приходят и татары. Это общие праздники. В то же время с каждым годом в республике растет количество людей, обращающихся к вере предков, строится все больше мечетей и церквей. И вот тут хочется возразить уважаемому ученому. Бим-Бад утверждает, что исламская цивилизация «перешла в активное наступление во всемирном масштабе с открытой целью: завоевать мир». По-моему, не стоит «часть исламистов, стремящихся к мировому господству», считать олицетворением всей исламской цивилизации. Если боевиков – сторонников ваххабизма – рассматривать в роли представителей всего исламского мира, то к какой цивилизации мы отнесем мусульман – чеченцев – сторонников единой России? А татар, воевавших в Афганистане, Чечне?

Между разными цивилизациями возможны взаимопонимание и взаимообогащение. И школьникам неплохо бы знать, что их объединяет. Мне самому приходилось при ознакомлении учеников 5-6-х классов с библейскими легендами и притчами проводить интегрированные уроки, сравнивая Библию и Коран (в переводе Крачковского). Школьники на этих уроках с интересом сравнивали тексты двух великих книг и находили общее в них.

Надо воспитывать терпимость к иной религии, к особенностям культуры различных этносов.

В прессе встречаются сетования на то, что в стране нет подлинно национальных русских школ. При этом обычно авторы публикаций утверждают, что такие учебные заведения должны быть пронизаны православием. Если исходить из концепции, которую разделяет академик РАО Борис Бим-Бад, то логично предположить, что в подлинно национальной русской школе учеников нужно знакомить не только с христианской, но и с мусульманской духовностью, а также с лучшими представителями искусства и литературы, принадлежащими к разным этносам.

Федор ЧЕРНОВ, преподаватель литературы, Рыбная Слобода, Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте