Чем больше мы реформируем школу, тем больше она нуждается в реформах. Какие надежды возлагали на ЕГЭ! Оптимисты расценивали его как прорыв к мировому уровню качества образования, как шаг вперед в закреплении знаний выпускников средней школы, как заслон для фальшивых аттестатов. На деле оказалось, что это далеко не так: выиграли мы мало, а кое в чем и проиграли.
Малограмотность наших школьников (и студентов тоже) удручает даже при усвоении иных стандартов образования. ЕГЭ никак не научил их владеть родным языком и грамотно излагать свои мысли на бумаге. Абитуриенты вузов своей грамотностью приводят в уныние приемные комиссии. Иначе говоря, научившись худо-бедно стучать по клавиатуре компьютера, они не научились владеть пером, и это справедливо для большинства наших школьников. Это, как считают многие, прямое последствие снижения глубины изучения классической литературы и отмены экзаменационных сочинений. Общество забило тревогу, дошло до президента, и он дал Минобрнауки поручение рассмотреть эту проблему.Появятся ли сочинения в итоговом экзамене выпускников школы? Нужно ли учитывать средний балл и портфолио при поступлении в вуз? Какие изменения ожидают ЕГЭ в 2014 году? Общественный совет при Минобрнауки РФ в конце прошедшего года свое последнее совещание посвятил именно этим вопросам. Были рассмотрены наиболее животрепещущие проблемы, которые волнуют педагогическое сообщество, детей и их родителей. Быть или не быть сочинению в школе в качестве итоговой аттестации – об этом спорили наиболее бурно и продолжительно. Накал страстей инициировал беспокойный главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Он констатировал проблему, однако за введение сочинений на экзаменах не ратовал.Противники сочинений нашлись. Против введения сочинения выступила директор петербургской школы №56 Майя Пильдес. Она заметила, что этот экзамен очень трудный и современные дети к нему не готовы, а в прежнем виде его вернуть невозможно. Мнения разделились и в самом стане учителей-словесников. Сторонники возвращения сочинений думают, что в таком случае дети будут больше читать, а также повысится их культурный уровень. На это их оппоненты отвечают – этого не произойдет. Зато на плечи словесника ляжет подготовка к двум обязательным экзаменам – к ЕГЭ по русскому и к сочинению по литературе. К тому же не хватит часов, потому что часть уроков по литературе используется для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Более эмоционально высказался учитель центра образования №57 Сергей Волков: «Обязательный экзамен по литературе – последний гвоздь в крышку гроба учителя-словесника. Те, кто предлагает обязательность этого экзамена, по-видимому, никогда не открывали дверь в среднюю школу и не понимают, что и к обязательному ЕГЭ, и к сочинению детей должен готовить один и тот же учитель». Возникают сложности: для того чтобы ввести письменный экзамен по литературе, придется существенно пересмотреть программы, ломать уже сложившуюся традицию подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе. Предлагалось ничего не менять, потому что в разделе С в ЕГЭ уже есть сочинение, его можно развить и назвать экзаменом по русскому языку и литературе. Были и другие мнения: провести «перезагрузку» сочинения, скажем, сменив название жанра на эссе. Отмечалось, что в поручении президента не все ясно. Здесь три разных экзаменационных жанра: устный ответ, защита проекта (реферат) и сочинение. Видимо, администрация президента, подготовившая это поручение, собрала все пожелания, которые высказали Путину режиссеры, актеры, писатели, и в таком виде передала его в Минобрнауки РФ для обсуждения. Участники совещания так и не поняли – вводить ли экзамен по литературе в итоговую аттестацию или же проводить его накануне экзаменационной сессии. И тем не менее первый заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк сказала, что предложения по возвращению сочинений на итоговых экзаменах нужно подготовить как можно быстрее. Проведенный опрос в четырех регионах страны показал, что большинство учителей настроены на устный экзамен. Причем экзаменационные задания должны быть двух видов – тестовые и творческие. В этом случае появится возможность проверить знание литературы и умение анализировать текст. Это дает также шанс детям с разными творческими способностями. А вот в Москве уже решили в этом году ввести сочинение для десятиклассников, которым позволено использовать на экзамене Интернет и известный список «100 книг». Чтобы выйти из тупика, одобрили предложение о создании двух рабочих групп, которые, по мнению Евгения Ямбурга, позволят начать диалог с Администрацией Президента РФ. При обсуждении второго вопроса многие высказались за открытость проведения ЕГЭ, за большую ответственность субъектов Федерации. Теперь задания будут составляться по часовым поясам. Уже в апреле их частично выложат в Интернете. А дальше регионы смогут самостоятельно формировать экзаменационные материалы. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что доставлять задания будут прямо в пункты проведения экзаменов, причем без участия органов управления образованием. Что касается мобильных телефонов, то их не только нельзя использовать на экзаменах, но и приносить с собой. Министр Российской Федерации Михаил Абызов считает, что больше не следует ставить оценку губернаторам по уровню сдачи ЕГЭ в их регионах. А по каким критериям оценивать его роль в развитии образования в своем субъекте? Алексей Венедиктов предложил вместо этого пункта учитывать уровень подготовки школ к учебному году, оснащенности их кабинетов, обеспечения кадрами, зарплаты учителей. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, завершая заседание Общественного совета, сказал, что в этом году никаких изменений не будет, что это было бы некорректно по отношению к учителям и ученикам. Но в дальнейшем предстоит серьезно пересмотреть программу по литературе.
Комментарии