search
main
0

Что нам все-таки нужно? Ольга ЧИТАЕВА, заместитель директора ИРПО, доктор педагогических наук

Разработанные и введенные в систему НПО государственные образовательные стандарты по 290 интегрированным профессиям Перечня НПО, которые, в свою очередь, охватывают 1208 профессий Общероссийского классификатора профессий рабочих и должностей служащих, сыграли положительную роль в повышении качества профессионального образования, обеспечили единое образовательное пространство в сфере начального профобразования путем регламентации требований к результатам обучения и приведения их в соответствие с потребностями рынка труда.

Для решения задач, поставленных перед системой образования, ИРПО провел глубокий анализ действующих стандартов НПО на предмет соответствия их требованиям современного производства, работодателей, международной практики стандартизации профессионального образования. Это позволило выявить такие основные недостатки существующих стандартов НПО, как:

– ориентация профессиональных характеристик в основном на действующие квалификационные требования ЕТКС в отсутствие профессиональных стандартов на основе требований работодателей к подготовке кадров;

– отсутствие общих требований к проверке качества знаний и умений учащихся УНПО, к описанию и порядку проведения контрольной процедуры проверки их соответствия требованиям Госстандарта;

– ориентация Госстандарта НПО на начальный уровень квалификации, что не отвечает по некоторым профессиям требованиям работодателя к подготовке кадров;

– отсутствие основных требований к уровню подготовки выпускников УНПО и преемственности между общим и другими уровнями профессионального образования, в том числе среднего профессионального.

Эти и другие недостатки подтвердили необходимость совершенствования методологии разработки государственных образовательных стандартов НПО нового поколения. При этом в качестве основных направлений модернизации стандартов предлагаются следующие:

– определение требований к поступающим в учреждения НПО и их отражение в образовательных стандартах в связи с введением предпрофильного обучения в 9-х классах основной школы;

– определение требований к общеобразовательной подготовке выпускников НПО, вытекающих из характера профессий и необходимости освоения в учреждениях НПО программы среднего полного общего образования;

– представление в стандартах ряда ключевых компетенций;

– определение нормативного срока освоения стандарта НПО по данной профессии;

– построение уровневой структуры стандарта: базовый и повышенный уровни с учетом требований работодателей;

– формирование содержания образования в виде учебных элементов, соответствующих конечным диагностическим целям обучения;

– включение в стандарт как обязательных элементов требований к практическому обучению, к процедурам оценивания, а также модели учебного плана.

В западных странах существуют различия между образовательными и профессиональными стандартами. Первые описывают основные умения и знания и представляют собой педагогическую категорию, предполагающую определенный уровень образовательных достижений в конкретной области. Вторые же связаны с характеристикой конкретной деятельности и содержанием профессии.

Практически во всех странах происходит в настоящее время переосмысление требований, предъявляемых к умениям работников и, следовательно, к стандартам профессионального образования и обучения. Подход к разработке стандартов в экономически развитых государствах отличается от российского, поскольку там лидирующую роль играет профессиональный стандарт, то есть те требования, которые предъявляют к выпускнику учреждения профессионального образования, работодатель и конкретная отрасль экономики. Именно на этих требованиях к умениям должны строиться образовательный стандарт и обучение в системе профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте