search
main
0

Что нам стоит дом построить? Тем более на конкурсном уроке

Работа над ошибками – словосочетание, до боли знакомое каждому учителю. Воображение сразу рисует некий стандартный вариант, в котором одна сторона указывает на недочеты, учит, как надо поступать правильно, а другая – смиренно внимает и исправляет ошибки. Но если мы привыкли выступать в роли тех, кто всегда учит и поправляет других, то, наверное, далеко не каждому приятно, когда кто-то начинает оценивать наши поступки, действия, беспощадно анализировать уроки, едко подмечать недостатки. (И все это под самым благовидным предлогом “работы над нашими ошибками”, чтобы помочь другим делать не так, как мы, а по-другому, лучше). Значит, нужно менять подходы в освещении конкурса.
Известно, что “сколько людей, столько и мнений”, что “на вкус и на цвет товарища нет”, что “истина одна, но к ней ведут тысячи дорог” и т.д. А посему любой конкурсный урок можно бесконечно долго обсуждать, критиковать и предлагать свои (идеальные) варианты его проведения. Но мы не ставили целью смаковать чьи-то промахи и сравнивать одного конкурсанта с другим: все и так понимают, что каждый учитель хорош по-своему и по-своему неповторим в своем творчестве, у каждого есть свои любящие и любимые ученики, благодарные родители, восторженные коллеги. Наша задача – написать так, чтобы каждый человек сумел найти в конкурсных уроках что-то важное и полезное для себя, смог применить находки и оригинальные решения на занятиях по своему предмету. Или просто увидеть, с чем люди выходят на конкурс “Учитель года”, что нового они привносят в общее дело обучения и воспитания детей, чем они обогатили современную отечественную педагогику.
Конечно же, возможности газеты не позволяют нам представить все материалы, которые педагоги прислали на конкурс, а также детально описать все уроки, данные ими в московских школах. (Отчасти этот пробел призван восполнить журнал “Учитель года: лучшее от лучших” – приложение к “УГ”). Поэтому ограничимся фронтальным обзором уроков, выполненным нашими корреспондентами, работавшими на конкурсе.
Вадим МЕЛЕШКО

Звонок. Урок экономики. Самое время играть.
Конкурсные уроки номинации “Историческое образование-2” (обществознание, право, экономика) отличало сочетание традиционных форм с игровыми и интерактивными. Например, на уроке Елены Варовой (г.Мценск Орловской области) класс разделился на три команды. Каждая работала в рамках одной из экономических систем: централизованной (или командной), рыночной, когда есть свобода выбора, традиционной. Одна команда построила из кубиков небоскреб, поскольку земля дорога и есть спрос на жилье, другая – гараж, третья – банк. Что строить, определялось особенностями той или иной экономической системы. Так через игру дети постигали их плюсы и минусы, характерные черты и особенности.
Александр Мартюков (поселок Юбилейный, Вологодская область) посвятил свой урок теме “Блага и их производство”. Соревнуются две команды, кто больше сделает блокнотиков. Дан образец. Одна команда получает нитку с иголкой, чтобы скреплять листы, другая степлер. Щелкнул, и готово. Кто должен победить, предугадать нетрудно. Только главное на уроке – не победа. Главное, чтобы класс уяснил, почему одна команда вырвалась вперед и произвела продукции больше, а у другой это не получилось и не могло получиться. Кстати, “больше” – не значит “лучше”. Маленький блокнотик размером с ноготь большого пальца, с косо сшитыми листиками и без яркой обложки, раскрашенной фломастером, никто не купит. Спешка не ведет к прибыли. Тогда что же позволяет достичь ее?
И начинается следующая фаза урока – анализ деятельности. Что помешало показать более высокую производительность? Кстати, а что такое производительность? Размышляя над игрой, класс и учитель дают определение понятию. Это количество того, что было произведено за определенный отрезок времени при определенных ресурсах. Работа продолжается. Каковы же факторы производительности? Вновь нужно опираться на результаты игры, принять во внимание качество оборудования, организации производства, управления им, его стимулирование…
Групповая работа с поиском истины использовалась очень широко. Вообще в преподавании общественных дисциплин эта форма стала очень популярной. Конкурсные уроки не всегда позволяют увидеть все. Часто уходит на второй план кропотливая работа с понятиями. И, как заметила член жюри, руководитель московского интеллект-клуба “Новая цивилизация” Марина Шкробова, очень желательно, чтобы в дальнейшем сохранилось разумное сочетание новаторства и традиционных технологий преподавания.
– В деятельности всех конкурсантов видна позиция “идти от ученика”, от личности. От позиции каждого, – отмечает председатель жюри номинации Игорь Агапов. – Вырос уровень уроков. Следовательно, поднялся уровень преподавания в регионах. И что еще следует, безусловно, отметить – стремление создать доверительную атмосферу в классе. Первый раз, пожалуй, шесть уроков подряд смотришь без напряжения. Видно, сколь много оставляют учителя места ученикам для их ответа, пытаются донести до них и свою позицию, свой колорит, показать свою самобытность. Я очень доволен уроками. Возросла их интенсивность, эмоциональная окраска, технологичность.
Все вышесказанное относится и к граждановедению (обществоведению). Игра позволяет в непринужденной обстановке взглянуть на окружающий мир, но взглянуть по-новому, помогая выстраивать свои отношения с этим миром. “Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” – эти слова Бернарда Шоу выбрал в качестве эпиграфа для урока учитель из города Шадринска Курганской области Игорь Лелюк. Чтобы научиться этому, нужна не только игра, а эмоциональное отношение ко всему, что окружает человека. Мир целый, но назвать его целым нельзя. Миром правят проблемы. Люди объединяются, чтобы решать их. На уроке Игоря Петровича создается своя организация объединенных наций. Сколько учеников, столько и мнений. Сложно объединиться и сложно общаться, что-то решая вместе. Один из основных проблемных вопросов урока: что должен представлять собой современный человек, чтобы жить на земле? Вопрос, над которым впору задуматься в школе…
Оригинальные подходы в преподавании показали также Аркадий ВАСИЛЬЕВ (п. Пушкинские горы Псковской области), Любовь ПРОКОФЬЕВА (г. Заполярный Мурманской области) и Венера ПРОНЧАТОВА из Пензы, вошедшая в финальную “пятнашку”.
– Что самое сложное для преподавателя общественных дисциплин? – спрашиваю Игоря Агапова. – Кажется, по граждановедению мы до сих пор не имеем удовлетворительного учебника…
– Да. Потому что граждановедение, в отличие от экономики, не наука, а предмет, изучаемая в школе дисциплина. Экономика – наука, и здесь все гораздо проще. Есть сложившийся научный аппарат, логика изложения. Есть классические учебники. Они тяжеловаты для школы, но можно их адаптировать. Граждановедам сложнее.
Сложность заключается и в обилии литературы. Есть литература, которая пишется не для истины, а для каких-то других целей. Выбрать и определить свою нишу сложно.
Марина Шкробова: – Экономика, право, граждановедение – предметы, судьбу которых определяют только на уровне школ. В БУПе для них, по-моему, не отведено часов. Эти предметы можно принять только как школьный компонент. А жалко.
Другая сложность – манеры или стиль преподавания граждановедения и экономики. Это вопрос взаимоотношений учителя и учеников. Предмет призван по своей сути устанавливать демократические ценности, и сам стиль общения должен нести эту идею. А учитель остается волюнтаристом-диктатором. Преподает, старается учить спорить, искать истину через различные точки зрения, но в то же время стремится сделать акцент на том, что правильно, а что неправильно. Вот в чем проблема… Надо не просто учить видеть черное и белое, а смешивать краски и разговаривать на полутонах.
Еще проблемой, наверное, остается оценка действительности, фактов и явлений – при условии, что они трактуются по-разному. Для учителя это представляет сложность на любом уроке, не только на конкурсном. Какая точка зрения побеждает, чье мнение становится приоритетным? Радует то, что многие учителя сталкивают несколько мнений, используя всю палитру. Пусть ученики сравнивают и сами делают выводы. Но таких учителей не так еще много…
Федор ТОННЕЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте