search
main
0

Что нам стоит дом построить? Чему учат будущих архитекторов

Застывшая музыка
Мода, оказывается, бывает не только на длину юбок и расцветку галстуков. Под ее переменчивое настроение попадает и архитектура. Чтобы убедиться в этом, стоит лишь, не торопясь, проехаться по Подмосковью. Чего только не породила неумная фантазия богатого заказчика за последнее десятилетие, когда объемы государственного строительства упали до 8 процентов! Поклонники старины понастроили стилизованных замков с башенками под красной черепичной крышей, любители итальянского изящества возвели легкие, уютные патио под плоскими кровлями, а кто-то соорудил авангардные дома с зеленой, оранжевой или золотой крышей самой причудливой формы. Доходило до казусов, когда “новые русские” не столько из экономии, сколько из желания собственного творчества брались за проектировку своих особняков: иногда в такой дом просто зайти было невозможно, дверь не открывалась, а в коридорах можно было запутаться, как в лабиринтах Минотавра. Исправить может только профессиональный архитектор. Профессия эта сейчас особенно востребована. Появилось предостаточное количество частных мастерских и архитектурных ателье. Чтобы узнать, где и чему сейчас учат молодых архитекторов, я отправилась в Союз архитекторов России.

Из досье “УГ”

Оказывается, архитекторами были многие наши знаменитости: Андрей Макаревич, теперь еще преуспевший и по части кулинарии, художник Борис Мессерер, Ирина Архипова, Андрей Вознесенский…

Наши рисуют лучше всех
– В России подготовкой архитекторов занимаются более 40 вузов – архитектурные и строительные академии, отдельные факультеты, есть даже кафедра градостроительства в Уфе, не надо забывать и о многочисленных филиалах, где в большинстве случаев качество образования оставляет желать лучшего, – говорит вице-президент союза Юрий Сдобнов. – Раньше таких специалистов выпускали в Москве и Санкт-Петербурге, но сейчас понятно – объемы строительства возросли и архитекторов просто не хватает. Пожалуй, специалистов самого высокого уровня продолжает выпускать МАрхИ (Московская архитектурная академия), Санкт-Петербургская академия художеств имени Репина (отделение архитектуры), Екатеринбургская архитектурно-художественная академия, Ростовский архитектурный институт, Хабаровский государственно-технический университет (отделение архитектуры).
– Архитектура – одна из самых комплексных наук, – убежден профессор МАрхИ, практикующий архитектор, директор компании “Архитекторы АSK”, вице-президент Московского союза архитекторов Евгений Асс. – Нужны знания гуманитарных, точных, технических наук, и в то же время нельзя забывать о творческой стороне. Кстати, именно творческое художественное начало было всегда отличительной особенностью московской архитектурной школы. Впрочем, для современной все более коммерциализующейся архитектуры не менее важны и экономические знания. Так что нынешнее архитектурное образование не вполне соответствует требованиям реальности. Главное ведь для архитектора не просто умение рисовать. Куда важнее философская, творческая концепция. Вот поэтому-то наши архитекторы и не особо востребованы за рубежом. Проблема нашего образования еще и в том, что студенты не включены в реальный архитектурный процесс, очень мало практикующих архитекторов в среде профессорско-преподавательского состава. Да и сама программа архитектурных вузов, думаю, требует пересмотра, в одной голове трудно уместить весь диапазон знаний – от истории искусств до проектировки сантехники.
– Особенность нашей архитектурной школы, ее сила, – включается в разговор президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский, – в умении рисовать, компоновать. Меня лично очень удивляет, что в ряде школ Европы не проходят экзамен по рисунку. Поэтому наших архитекторов с радостью приглашают на работу, правда, не на первые роли, они там делают, что умеют – рисуют. Сейчас большая группа российских архитекторов работает в Ирландии – у них там строительный бум. Наши регионы с точки зрения архитектурных кадров находятся просто в бедственном положении. Люди оседают в крупных центрах, там, где учились, и не хотят возвращаться домой. Раньше, когда было насильственное распределение, архитектурные кадры размещались более или менее равномерно по всей территории России. Я не призываю вернуть распределение, но нужно что-то делать, чтобы ситуация в регионах менялась, на местах сейчас больше свободы с точки зрения строительства, появилась возможность работать самостоятельно, а не ждать указаний из центра. И еще – нам не хватает системы конкурсов, конкуренции среди архитекторов. Хотя проектные институты сейчас перестали быть монополистами, появилось достаточное количество свободных мастерских. Вот для них и важна система конкурсов. Кстати, в 30-е годы Россия своими архитектурными конкурсами была знаменита на весь мир. Гибельную для архитектуры роль сыграл Хрущев. Он посчитал, что архитекторы обходятся слишком дорого для страны, а типовые многоэтажки можно строить и без всяких архитектурных премудростей. В результате – “хрущевки” вышли из строя раньше времени, износились и обветшали и знамениты своими неудобными небольшими размерами. Да, в какой-то степени они свою социальную роль выполнили, но сейчас люди хотят иметь удобное и красивое жилье. Роль и престиж архитекторов выросли и в связи с новыми возможностями строительных материалов. Они дали совершенно другие фантастические возможности при проектировании.
Какого мнения о молодых архитекторах, недавно покинувших стены своих альма-матер, практики, я решила узнать у Александра Анисимова, зам. директора Моспроекта N 4, руководителя архитектурной мастерской, ученого секретаря академии.
– У нас сейчас большой дефицит в инженерах-конструкторах, лично мы сию минуту готовы принять 10 главных инженеров проекта. Но их просто нет. И еще печальный факт: из 10 работающих специалистов с высшим образованием, как правило, только двое могут самостоятельно сделать проект и нести ответственность за расчеты сооружений. Вдобавок только один берет на себя полную ответственность. А второй все-таки думает как-нибудь спрятаться за его спиной. Интересные наблюдения – архитекторы нашей старой закалки были более романтичными, чем нынешняя молодежь, они, правда, были мало приспособлены к жизни, но зато обладали хорошими теоретическими знаниями и были очень недурно подготовлены в художественном отношении. Комплимент молодым архитекторам – они очень быстро воспринимают необходимые правила игры, по которым ведется сегодня проектирование. И приспосабливаются к новым условиям замечательно.
– Скажите, в чем все-таки особенность архитектурного образования?
– Пусть меня простят люди других профессий, но мне кажется – архитектору приходится овладеть знаниями в 3 раза большими, чем, к примеру, станкостроителю. Чтобы быть полноценным специалистом, архитектор должен быть и композитором, и художником, и скульптором. А с другой стороны, ему не обойтись без тонкостей строительного мастерства, то есть он должен овладеть всем комплексом технических и инженерных дисциплин. Есть еще и третья сторона подготовки архитекторов – их способность к перевоплощению. Строит архитектор театр, он должен быть режиссером, больницу – врачом и так далее. Обучить всему этому, разумеется, нельзя, но научить владеть хотя бы простейшей методикой перевоплощений можно.
– Вы были на Западе, как там идет работа в проектных мастерских?
– Там практически нет специальности техника, на 40 человек он может быть один, архитектор же работает вдвоем со своим оператором. И не потому, что сам не умеет пользоваться компьютером, это делается для того, чтобы архитекторы не сковывали себя логикой машины, которая диктует прямоугольную сетку линий, чтобы проект возникал сначала на бумаге, а потом уже оператор изображал его на компьютере. Но эти операторы тоже с высшим образованием, а никак не техники. Наша архитектурная школа очень высоко ценится с точки зрения умения графического мастерства. Но получить лицензию для работы архитектором за границей очень трудно, особенно в Америке. Даже европейцам туда непросто попасть. Зато наша страна с 1 января этого года совершенно беззащитна перед нашествием иноземных архитекторов, они смогут строить на нашей территории буквально все, что им в голову взбредет…

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте