Ермаков А.В. Против течения? Русские консерваторы XIX века и просвещение. – М., «Мельничная падь». 2006. – 114 с. :: Основы противодействия терроризму. Под ред. Я.Д. Вишнякова. – М., 2006. – 235 с. :: Белянинова Ю.В. Как защитить права своего ребенка. – М. Юрайт, 2006. – 170 с.
Ермаков А.В. Против течения? Русские консерваторы XIX века и просвещение. – М., «Мельничная падь». 2006. – 114 с.
Артем Ермаков – постоянный автор «УГ», кандидат исторических наук, ведущий рубрики «Непрочитанное». Знакомые фамилии и имена: Шишков, Карамзин, Гоголь, Пушкин, Хомяков, Розанов предстают совершенно незнакомыми, переходя из литературоведческой области в педагогику. Всех их объединяла не только отечественная словесность.
В своем научном исследовании автор анализирует особенности развития консервативных идей в России, и в частности – в отношении просвещения. «Против течения?» – книга, безусловно, интересная для всех, кого интересует отечественная история и в частности история педагогики. «Обращение консервативной общественной мысли к русскому историческому прошлому, – обобщает Артем Ермаков, – к укладу крестьянской жизни не носило ностальгического характера, оно должно было пробудить в настоящем те силы, которые были бы способны противостоять рационализму и либерализму. Консерваторы пытались рационально сформулировать ключевые понятия традиционной системы социального взаимодействия, предшествовавшей рациональному Просвещению XVIII в. Такими понятиями чаще всего назывались:
1) традиция (абсолютные, не подвергаемые рациональной критике духовные ценности и нормы социального поведения);
2) авторитет (принцип сознательного или бессознательного послушания традиционным ценностям и их носителям как основа социализации);
3) органичное развитие (всеобщая включенность в процесс общественного творчества. Передача и использование социального и духовного опыта в таком обществе возможны только через преемственность поколений, когда главную роль играет налаживание скрытых уникальных связей между отдельными элементами социальной структуры. Разрушение или забвение этих связей влечет за собой смерть организма, даже если сами элементы внешне сохраняются)».
Да, идеи были – яркие, самобытные, актуальные и вовсе не утопичные. Еще раз задумаешься, как важны люди, которые бы воплощали их. Одна из цитат, взятых у Достоевского и приведенная в исследовании: «Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Люди, люди – это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются…» К концу девятнадцатого века историческое развитие России еще не могло дать обществу таких людей в достаточном количестве, констатирует Артем Ермаков. А что говорить о начале двадцать первого века? Будет ли он у нас, этот национальный учитель, о котором пишет Достоевский. И каким он должен быть? Что нужно, чтобы он появился, какие условия? Может быть, читатели ответят?
Основы противодействия терроризму. Под ред. Я.Д. Вишнякова. – М., 2006. – 235 с.
Если общество все более и более становится подвержено террористическим атакам, оно вынуждено, нет – оно обязано защищаться и противодействовать терроризму. В этом году в издательстве «Академия» увидел свет учебник «Основы противодействия терроризму» (под редакцией Я.Д. Вишнякова). Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Настало, видимо, время, когда в подобных учебниках мы стали нуждаться, да и не только мы…
Авторы предварительно рассматривают историю и причины возникновения терроризма. А история у этого явления и впрямь богатейшая, многовековая. Еще римский император Сулла в борьбе с политическими противниками применял так называемые проскрипции – списки лиц, объявленных вне закона. Заодно и казну пополнял этим способом. Век за веком, доходим до Шарлотты Кордэ, также причисленной к лицу террористов – за убийство Марата. Целая череда политических покушений – это тоже терроризм. Авторы подмечают, что он тесно связан с появлением и развитием прессы – важного инструмента влияния на общество. Не будь прессы, меньше было бы актов террора. Впрочем, как нам кажется, пока существует политика, будут и политические убийства… В 1945 году США ставят терроризм на государственный уровень, сбросив две атомные бомбы на японские города. Но это, впрочем, уже особая история.
Причин возникновения терроризма несколько. Одну мы назвали – формирование информационного общества. Чем мощнее средства массовой информации, тем выше их роль в формировании общественных настроений. «Тоталитарные режимы, располагающие технологическими аспектами информационного общества (фашистская Германия, СССР, Северная Корея), но при этом блокирующие свободный обмен информацией полицейскими методами, неуязвимы для терроризма». Демократия же создает для него самые благоприятные условия.
Среди прочих условий учебник называет развитие технологической среды, размывание традиционного общества и ориентацию на либеральные ценности: «Терроризм возникает, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с концепцией общественного договора. Либеральные ценности и идеи общественного договора дают представление о гарантированности человеческой жизни и ответственности власти перед гражданами». А когда такой ответственности у власти нет, то о ней напоминает терроризм. Правда, страдают от него все те же граждане, об ответственности перед которыми власть забыла.
Очередная причина зиждется опять на политической основе. Это особенности исторического развития общества на том или ином этапе – политический сепаратизм, политический кризис и т.п. Терроризм – индикатор кризисных процессов. «Терроризм возникает на границах культур и эпох исторического развития, самый яркий пример – ситуация в Израиле и Палестинской автономии: глубоко традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля». При этом терроризм возникает, если определенная часть общества сочувствует ему.
Безусловно, противодействие терроризму немыслимо, если мы ограничимся только историческими и политическими сведениями. Пособие развертывает перед нами что-то вроде курса ОБЖ по заявленной в его заглавии проблематике и знакомит с правовой базой, касающейся терроризма.
Белянинова Ю.В. Как защитить права своего ребенка. – М. Юрайт, 2006. – 170 с.
В этом справочнике вы найдете все, кроме юридических тонкостей ЕГЭ. Первая глава посвящена правовым вопросам, связанным с рождением ребенка, вторая повествует о государственных пособиях для детей, третья – об особенностях трудового законодательства в отношении родителей, имеющих детей. Юридический путеводитель (так определен жанр книги) вам поможет. Книга, правда, была написана до того, как Президент России произнес свои знаменитые слова о денежных выплатах за второго ребенка, но в ней и без того много полезной информации. Есть главы, посвященные правам и обязанностям родителей по отношению к детям, охране здоровья детей, воспитанию детей, оставшихся без родителей. Книга прагматичная, нужная, конкретная. Впрочем, можно ли предусмотреть все, что потребуется тебе в жизни! Если у вас на носу ЕГЭ, то здесь потребуется другая литература, а если серьезный, запутанный конфликт в школе или с ее администрацией, то, пожалуй, нельзя будет написать такую книгу, где были бы все ответы и все советы, как поступить. Тут лучшим помощником будет конкретный человек, квалифицированный юрист.
Комментарии