В Воронеже состоялось первое в этом учебном году заседание Общественного совета при Департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Вопросов, которые обсуждались на этот раз, было два: итоги приемной кампании в вузы и организации СПО области, а также результаты и особенности проведения ЕГЭ и ГИА прошедшим летом. Сразу скажу, удивиться было чему.
Впереди педагогов только медики
Например, когда зашла речь о самых востребованных направлениях подготовки, которые выбрали для поступления абитуриенты Воронежской области, ожидаемо большой конкурс оказался на экономические специальности – в среднем 22 человека на место.
Спрос на юридические специальности вырос до 24 человек. Но эти результаты оказались довольно скромными в сравнении с таким направлением, как педагогические науки. Здесь конкурс был в два раза выше! На профессиональное обучение он составил 45 человек на место, а на педагогическое образование – 44 претендента на место. Педагогика по популярности обошла и экономику, и юриспруденцию. Причем такая ситуация наблюдается уже второй год подряд. В прошлую приемную кампанию на юриспруденцию было 22 человека на место, на экономику – 21, а в педагогических науках – 51 человек на место в профессиональном обучении и 41 – в педагогическом образовании.
Солидную конкуренцию педагогике составляют лишь здравоохранение и медицинские науки. По этому направлению конкурс больше, чем в педагогике: по специальности «стоматология» 86 человек на место, а по специальности «лечебное дело» – 51.
В технических вузах наиболее востребованными оказались следующие направления подготовки: «компьютерная безопасность» – 29 человек на место, «жилищно-коммунальное хозяйство» – 22 человека на место, «информационные системы и технологии» – 10 человек на место. Для объективности замечу, что в этом рейтинге не учитывались военные вузы области.
Интересными оказались данные и по среднему баллу, которые представили сами вузы. Наивысший средний балл показали абитуриенты Центрального филиала Российского государственного университета правосудия (90,7 балла), Воронежского государственного института искусств (85,3 балла), Воронежского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (84,7 балла). Более 70 составил средний балл у шести воронежских вузов и филиалов, в том числе у Воронежского государственного университета – 74,3, у Воронежского педагогического университета – 70,9 балла.
По словам Галины Ивановой, первого заместителя руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики области, результаты в целом неплохие, и на общем фоне педагогический университет занимает хорошие позиции. Поступить в него стремятся сильные выпускники, растут популярность вуза и престиж педагогического образования.
Чтобы поступить, сначала надо сдать
О том, как прошли выпускные экзамены в девятых и одиннадцатых классах, рассказала заместитель руководителя департамента Юлия Шпыг. Не подтвердилось главное опасение, которое накануне экзаменов высказывали практически все – и учителя, и родители, да и сами ребята. Часть учебного года проходила в условиях дистанционного обучения, говорили, что для ЕГЭ и ГИА это только минус, и хорошего ничего не предвидится. Однако все получилось не совсем так.
– Нам предрекали, что дистанционный формат непоправимо скажется на качестве образования, произойдет снижение результатов, – рассказала Юлия Валентиновна. – Но наши старшеклассники справились, сами организовались, и школы много дали для возмещения потерянных знаний. По ряду предметов – математика, литература, история, химия – средний общерегиональный балл выше, чем общероссийский показатель. Также очень приятно, что есть стобалльники.
Больше всего стобалльников по русскому языку – 32 человека. По словам Юлии Шпыг, к технологическим и содержательным обновлениям экзаменов федерального уровня относится проведение в 2021 году экзамена по информатике и ИКТ в компьютерной форме. Такая форма сдачи повысила интерес к экзамену и увеличила число его участников с 1202 человек в 2020 году до 1423 человек в 2021 году. Появились и региональные новшества, например возможность подать апелляцию и участвовать в ее рассмотрении дистанционно – из школы своего муниципалитета. Такой возможностью воспользовались 78 апеллянтов из 498 человек, подавших апелляции.
Особенностью сдачи ЕГЭ-2021 было то, что единого госэкзамена по математике базового уровня не проводилось. Все, кто собирался поступать в вузы, сдавали ЕГЭ по математике для вузов, а те, кому требовался только аттестат, проходили аттестацию в форме государственного выпускного экзамена по математике и русскому языку. На основании этих результатов выдавался аттестат о среднем общем образовании. Так, из 11 тысяч 120 человек, сдававших экзамены за одиннадцатый класс, 788 человек выбрали ГВЭ-аттестат. При этом 60 сдававших не набрали минимальные баллы по русскому языку, и 425 – по математике. Хотя, если сравнивать с прошлым годом, эти цифры меньше, в 2020‑м минимальный порог по русскому не преодолели 134 человека, а по математике – 660.
Главным региональным огорчением назвали неустойчивую ситуацию с географией – по этому предмету наблюдаются и общее снижение баллов, и отсутствие стобалльников, и увеличение числа не набравших минимальные баллы. Чем это объяснить? В том числе и тем, что спрос на сдачу ЕГЭ по этому предмету падает, требования при поступлении очень редко включают географию в число необходимых предметов.
Второгодники – это реально
Больше всего вопросов вызвали результаты ГИА у девятиклассников. С одной стороны, в целом все оказалось неплохо, и свыше 90% девятиклассников Воронежской области успешно прошли итоговую аттестацию. Всего к экзаменам были допущены 19 тысяч 913 человек. Но оставшиеся 10% после первичной сдачи математики получили двойки, или, как принято говорить, не преодолели минимальное пороговое значение. И это беда не одной только Воронежской области, в очень многих регионах результаты оказались похожими. Возможно, повлияла отмена предыдущей ГИА в 2020‑м или то, что в 2021‑м поздно определились со сроками проведения экзаменов, а в конце еще и существенно изменили задания по математике, в общем, было над чем подумать.
В Воронеже сразу после первичной сдачи математики на базе Центра профессионального мастерства педагогов провели подробный анализ результатов и самого контрольно-измерительного материала. Был уже известен процент невыполненных задач по каждому заданию, стала понятна определенная структура заданий, на специальных вебинарах для учителей математики, которые обучали девятиклассников, еще раз обратили внимание на проблемные места. В итоге после дополнительной сдачи результат значительно улучшился, и многие ребята смогли преодолеть минимальный порог. Несправившихся оказалось около 300 человек.
Членов Общественного совета очень заинтересовала дальнейшая судьба этих ребят: вроде бы девять классов окончили, но аттестат не получили, что будет с ними дальше? Как рассказала Юлия Валентиновна, фактически они остались на второй год в девятом классе. Законодательно еще предусмотрен вариант ухода на семейное обучение, выбор за родителями, но, как правило, дети остаются учиться в школе. Причем по полной программе девятого класса.
– В случае повторного обучения оно не может рассматриваться как выборочное освоение предметов учебного плана. Поэтому бытующее мнение, что, если не сдал математику, будешь учить снова одну математику, или если не сдал русский язык и математику, будешь посещать только уроки русского языка и математики, неверно. Несмотря на то что допуск к ГИА сохраняется, то есть девятикласснику не нужно будет повторно пересдавать итоговое собеседование, он все равно должен будет осваивать повторно программу девятого класса в полном объеме.
По словам Юлии Валентиновны, есть еще два момента, которые нужно учитывать. Повторное обучение нельзя рассматривать, как натаскивание на экзамен в конце года. Есть еще воспитательный процесс и социализация подростка в школе, ему не надо отказывать в этом. Также обучение не может быть выборочным, потому что, если ребенок пришел в школу, за его безопасность отвечают учитель и администрация. А если он на одни уроки ходит, а на другие нет, кто и как будет нести ответственность? Поэтому повторное обучение в девятом классе должно происходить по полной программе.
Конечно, для всестороннего решения проблемы этого мало. В области уже не первый год действует проект «500+», в рамках которого сильные школы помогают более слабым в организации и ведении образовательного процесса. По результатам итоговой аттестации воронежским Институтом развития образования был проведен анализ статистических данных, из которых сформирован специальный блок информации в помощь учителям математики и русского языка, работающим с девятиклассниками. В конце лета эти данные направили в каждую школу и разместили на образовательном портале, чтобы ситуацию обсудили на августовских педагогических советах. Все вместе это должно помочь исправить ситуацию к лучшему, насколько это получится, будет ясно летом 2022 года.
Что ожидает впереди
Кстати, в будущем году существенные изменения обещают в содержании ЕГЭ для одиннадцатиклассников. И это тоже интересовало участников обсуждения: готовы ли к этому учителя, а дети? Ведь им обещают проверять не только знания, но и умение мыслить, генерировать межпредметную информацию. Планируются ли соответствующая подготовка учителей и доведение новых требований до выпускников?
По словам Юлии Валентиновны, с середины октября начнется работа с Центром профмастерства, который является главным реализатором программ дополнительного профессионального образования педагогов, главным организатором методических семинаров и работы с методическими службами в районах области. Планируется включить в эту работу председателей и экспертов предметных комиссий, а также тьюторов, которых отобрал Федеральный институт оценки качества образования на основе тестирования по методическим и предметным компетенциям. Все они будут проводить вебинары, семинары и курсы с учителями, задействованными в подготовке учеников 10‑х и 11‑х классов.
Также запланированы подготовительные мероприятия с будущими выпускниками и их родителями. Особое внимание уделят тем, кто собирается сдавать информатику и ИКТ, этот экзамен сейчас вызывает повышенное внимание и требует как технологических, так и содержательных уточнений. По некоторым сложным моментам, которые войдут в содержание ЕГЭ, Центр профессионального мастерства планирует ряд вебинаров для выпускников, в дополнение эти тексты разместят по соответствующим ссылкам в Интернете, и ребята смогут просматривать их по необходимости.
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж
Комментарии