Представители молодого поколения разных регионов России, собравшиеся в селе Кинель-Черкассах в начале июля 2002 г. в рамках Всероссийской акции “Сельская молодежь… Есть ли у нее будущее?”, представили большое количество проектов, предложений, моделей социальной адаптации своих сверстников, защиты их интересов и прав, становления новой социокультурной среды на селе.
Эти предложения можно распределить по нескольким уровням вертикалей.
Федеральный уровень
Государственной Думе и Правительству РФ для решения проблем молодежи необходимо выработать долговременную федеральную целевую программу, которая будет обеспечена ресурсами, определить ответственных за ее реализацию.
В целях создания прочного кадрового потенциала в разных социально-экономических и управленческих сферах сельской местности Президенту РФ, Министерству образования и другим отраслевым министерствам принять постановление о восстановлении квот для выпускников сельских школ, которые путем целевого набора будут готовиться для конкретных сельских территорий, с гарантией их профессиональной занятости и хозяйственно-бытового обустройства. Ныне, в условиях рынка и коммерциализации вузов, талантливому сельскому выпускнику трудно поступить в высшие учебные заведения.
Президенту РФ в рамках реализации федеральной программы “Компьютеризация сельской школы” гарантировать финансовыми ресурсами не только поставку компьютеров в образовательные учреждения сельской местности, но и оплату пользования международной сетью Интернет в целях приобщения сельских школьников к глобальному информационному пространству.
При формировании бюджета Министерства образования предусмотреть финансирование отдельной строкой разработку системы дистантного образования, ориентированного на молодых людей, проживающих в сельской местности.
В условиях дифференциации доходов городских и сельских жителей разных уровней пользования интеллектуальными и культурными ценностями общества Государственной Думе и Президенту РФ предусмотреть возможность в законодательном порядке определять разные размеры стипендий для студентов, проходящих учебу в родном городе и из сельской местности.
Федеральному Собранию и Президенту РФ принять решение, стимулирующее специалистов в области культуры и спорта, работающих в сельской местности. Скажем, освобождение мужчин от воинской обязанности (по аналогии с сельскими учителями) и выдача им беспроцентных субсидий на строительство собственного жилья.
В положении “О порядке формирования федерального реестра молодежных и детских объединений пользующихся государственной поддержкой” от 26 февраля 1996 г. пункт 2.1 предусматривает включение в него и поддержку объединений, в которых “насчитывается на менее 3000 членов, либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем 3000 детей и (или) молодых граждан”.
К сожалению, данное положение нельзя реализовать в условиях села и рассчитано оно в основном на городские объединения.
Целесообразно гарантировать возможность существования на федеральном уровне не только городских, но и сельских молодежных объединений. Снизить число необходимых участников в этих объединениях, а также изменить данное положение с точки зрения направленности социальных услуг – они могут быть ориентированы не только на детей и молодых граждан, но и на других жителей села (в первую очередь престарелых и инвалидов). В такой редакции закон должен звучать в изменяемой части.
В объединении насчитывается не менее 3000 членов (в объединениях сельской молодежи на федеральном уровне – 500 членов), либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем 3000 детей и (или) молодых граждан, инвалидов, престарелых.
Приложение 3 к распоряжению Председателя Комитета Российской Федерации по делам молодежи от 26 февраля 1996 г. N17 перечисляет перечень государственных грантов из 10 пунктов. Среди этих грантов нет ни одного, связанного с проблемами сельской местности. Предлагаем дополнить список специальным грантом, направленным на развитие села и решение проблем сельской молодежи. В документе перечислены гранты Михаила Ломоносова, великой княгини Елизаветы Федоровны, Льва Яшина, Екатерины Дашковой, Петра Чайковского, Владимира Вернадского, Афанасия Никитина, Александра Невского. Считаем возможным дополнить данный список грантом Михаила Михайловича Сперанского, известного государственного деятеля России ХIХ века – выходца из сельской местности. Грант может быть установлен для молодежных организаций и (или) проектов, связанных с совершенствованием законодательной базы сельской местности.
Региональный уровень
Региональным законодательным органам предлагаем принять законы “О молодежной политике” во всех субъектах Российской Федерации.
Губернаторам и региональным органам управления образования создать на базе крупных сел ресурсные компьютерные центры, с выходом в интернет, где могли бы заниматься широкие слои сельской молодежи.
В субъектах РФ установить региональные гранты на развитие молодежных организаций. В каждом регионе установить не менее 5 грантов по различным областям, направленных на поддержку сельской молодежи.
Департаментам здравоохранения субъектов РФ организовывать комплексные обследования здоровья учащихся сельских школ (даже самых малых сел) с обязательным лечением и санаторным оздоровлением ослабленных детей.
Департаментом образования и по делам молодежи развернуть программы по поиску и поддержке одаренных детей как носителей богатого генотипа и создания условий для реализации их творческого потенциала в сельской местности.
Установить налоговые льготы предпринимателям, которые выделяют средства на специальные гранты по поддержке молодежных объединений в сельской местности.
Местный уровень
В целях реализации молодежной политики на местах рекомендовать создание молодежных советов при главах администрации сельских территорий.
В целях трудоустройства выпускников сельских школ добиваться создания районных бирж труда молодежи, резервирования определенной квоты рабочих мест на предприятиях в сельской местности.
Для организации полноценного досуга сельской молодежи и вариантов ее социальной адаптации целесообразно открытие в райцентрах информационно-консультативных молодежных центров, которые будут работать по таким направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании, правовое просвещение, приобщение к духовным ценностям, планирование карьеры, основы предпринимательства малого бизнеса.
Способствовать укреплению взаимодействия семьи и школы, совершенствованию форм и методов этой деятельности. В целях воспитания нравственной личности, культуры общения, пропаганды здорового образа жизни, приобщения молодежи к лучшим национальным традициям создавать на местах школьные и районные клубы молодой семьи, проводить праздники семьи др.
Способствовать открытию центров оказания помощи детям-инвалидам в целях обеспечения условий для их самореализации (обучение детей навыкам судомоделирования, авиамоделирования, навыкам работы на компьютере и др.).
Предложить органам местного самоуправления выделить специальные места под щиты с информацией о селе, его исторических местах, улицах, происходящих событиях.
Комментарии