Проблема дальнейшего повышения зарплаты педагогов, их социального статуса остается главной для профсоюза. С чем мы встречаем новый учебный год?
По информации территориальных организаций профсоюза, задолженность по заработной плате и отпускным есть в 5 субъектах РФ. В Республике Дагестан на конец июля она составила соответственно 12,4 и 17,7 миллиона рублей. В Амурской области задолженность муниципальных бюджетов работникам учреждений дошкольного и дополнительного образования детей на 1 июля достигла около 5,5 млн. рублей, в Астраханской области по учреждениям дополнительного образования – 348,3 тысячи рублей (конец июля). В Читинской области на 1 августа долги по зарплате работникам учреждений дошкольного и дополнительного образования составили в среднем 2 месяца.
В Магаданской области, несмотря на оперативные действия Правительства РФ по исправлению конфликтной ситуации в связи с обращением профсоюза, в расчет среднего заработка для исчисления отпускных учителям не включена сумма вознаграждения за классное руководство, выплаченное в рамках национального проекта из федерального бюджета. В результате размер отпускных сумм неправомерно уменьшен.
Среднемесячная зарплата работающих в сфере образования, по данным Росстата, в январе – мае 2007 года составила 8019,6 рублей. По сравнению с показателем за 2006 год ее рост составил 14,8%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – 28,6%. Заработная плата в образовании в последние 1,5 года практически стабильно держится на уровне 65% от средней зарплаты в целом по отраслям экономики (12185,8 рублей).
В соответствии с Едиными рекомендациями РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, с 1 сентября должна быть произведена индексация тарифных ставок и окладов работников образования и других бюджетных отраслей на 15%. Напоминаем, что подробная информация о действиях профсоюза на федеральном уровне, направленных на реализацию требования о проведении индексации в большем размере, содержится в постановлении Президиума ЦК профсоюза от 16 апреля 2007 года (приложение №10).
Таким образом, Правительство РФ приняло политическое решение добиваться установления более жесткой зависимости роста заработной платы в бюджетном секторе от качества и результатов труда и не повышать зарплату работникам бюджетной сферы в массовом порядке без применения финансово-экономических механизмов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
Именно с этой целью в процесс планирования бюджетов внедряются механизмы бюджетирования, ориентированного на результат. Принимаются решения о формировании системы оценки эффективности деятельности органов власти с использованием значительного количества показателей, с помощью которых предусматривается анализ эффективности управления регионами, отдельными видами деятельности, в первую очередь социальной сферой. И именно поэтому был объявлен конкурс региональных проектов модернизации образования, одним из главных направлений которых было объявлено введение новых систем оплаты труда и увеличение доходов учителей на основе применения новых финансово-экономических механизмов, позволяющих реализовать поставленные задачи в основном в пределах имеющихся средств.
Одновременно в результате активных действий профсоюзов России был принят Федеральный закон от 20.04.2007 года №54-ФЗ, в соответствии с которым размер МРОТ с 1 сентября 2007 года повышается до 2300 рублей, то есть в 2,09 раза, и составит 56,6% от расчетного показателя прожиточного минимума трудоспособного населения (в 2004 году МРОТ составлял 23,1% от прожиточного минимума).
В то же время до настоящего времени не подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 годы в связи с разногласием сторон по важнейшему вопросу – срокам доведения размера МРОТ до прожиточного минимума.
ФНПР, как известно, настаивает на увеличении МРОТ до уровня прожиточного минимума уже к концу 2008 года, тогда как Правительство РФ предполагает решить эту задачу не ранее чем к 2011 году.
Напоминаем, что 24 мая 2007 года, в день проведения 3-го этапа коллективных действий профсоюзов, руководителями ФНПР и фракции «Единая Россия» в Государственной Думе РФ был подписан протокол. В частности, фракция взяла на себя обязательство подготовить и внести на рассмотрение Госдумы проект федерального закона, предполагающий повышение минимального размера оплаты труда с 1 декабря 2008 года до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Увеличение размера МРОТ – реальная основа дальнейшего повышения беспрецедентно низкой цены рабочей силы в России в целом, в том числе и работников бюджетной сферы. Одновременно увеличение МРОТ является ориентиром для установления более высокого уровня федеральных гарантий по оплате труда работников бюджетной сферы и, следовательно, более высокого уровня базовых ставок (окладов) работников образования при введении новой системы оплаты труда на принципах, определенных для бюджетных учреждений в Трудовом кодексе РФ, а также основой для формирования финансовой поддержки регионов для выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности.
Упомянутый Федеральный закон от 20.04.2007 года №54-ФЗ одновременно внес изменения в некоторые статьи Трудового кодекса РФ, которые повлекут изменения в системе оплаты труда.
Комментарии
1. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ.
Так, признается утратившей силу часть вторая статьи 129, содержащая определение МРОТ, согласно которому минимальной заработной платой (минимальным размером оплаты труда) является «устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты»
Поскольку именно это определение признается утратившим силу, с 1 сентября 2007 года не будет оснований связывать МРОТ только с трудом неквалифицированного работника, к тому же отработавшего норму рабочего времени и только в нормальных условиях труда.
Кроме того, МРОТ теперь не будет составлять величину, в состав которой не должны включаться компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Теперь единственной правовой основой для работодателя о составе выплат работнику, которые в сумме не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, является, по всей видимости, часть третья статьи 133 ТК РФ, в соответствии с которой ниже устанавливаемого Федеральным законом минимального размера оплаты труда не может быть месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Это означает, что с 1 сентября 2007 года гарантией по оплате труда не ниже 2300 рублей в месяц будет являться месячная заработная плата работника с учетом всех перечисленных выплат. Таким образом, если месячная заработная плата работника с учетом всех выплат будет ниже 2300 рублей, то организация обязана ему доплачивать до этого размера недостающую сумму.
Полагаем, что при решении вопроса о размере доплат работникам до 2300 рублей не должны учитываться выплаты социального характера, связанные с материальной помощью, оплатой стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха, поскольку юридически такие выплаты не подпадают под понятие «заработная плата», предусмотренное статьей 129 ТК РФ, так как не связаны с оплатой труда работников.
2. Изменения, вносимые в абзацы второй – четвертый части второй статьи 133 ТК РФ, предусматривают, что установленный законом МРОТ, составляющий 2300 рублей в месяц, обеспечивается как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных средств, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Это означает, что образовательное учреждение, имеющее внебюджетные источники доходов, при недостаточности бюджетных средств вынуждено будет направлять внебюджетные средства на доплаты до 2300 рублей работникам, у которых месячная заработная плата (то есть зарплата с учетом всех доплат, надбавок и других выплат) будет составлять менее МРОТ.
3. С 1 сентября 2007 года признается утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ).
Таким образом, с этого времени органы власти освобождены от необходимости выдерживать установленные или сложившиеся соотношения размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. А это значит, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ.
4. Реализация Федерального закона от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ потребует выплаты доплат до 2300 рублей работникам учреждений бюджетной сферы, у которых заработная плата будет соответствовать лишь размерам ставок (окладов) по ЕТС, в том числе с учетом их индексации с 1 сентября 2007 года на 15 процентов.
К таким категориям относятся работники, тарифицируемые по 1-6-му разрядам (в некоторых случаях – еще и по 7-му разряду). В сфере образования к ним относятся:
– все профессии рабочих: помощники воспитателей (3-й разряд), уборщики (1-й разряд), сторожа (1-2-й разряды), дворники (1-й разряд), кочегары, слесари-сантехники, водители (2-6-й разряды) и многие другие;
– часть работников из числа служащих: младший воспитатель (3-6-й разряды), комендант (3-5-й разряды), завхоз (3-4-й разряды), лаборант (4-5-й разряды), секретарь и делопроизводитель (3-й разряд) и другие;
– часть работников из числа специалистов: библиотекари, инженеры, бухгалтеры, педагоги дополнительного образования, оплата труда которых осуществляется начиная с 6-го разряда, учителя, воспитатели – с 7-го разряда;
5. У работников, оплачиваемых по 1-6-му разрядам, могут полностью или частично поглотиться новым размером МРОТ выплаты, связанные с повышенной оплатой за вредные условия труда, за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, включая ночное время, сверхурочные работы и т.д. В результате оплата их труда не будет отличаться от оплаты работников, занятых в нормальных условиях труда, поскольку они будут получать одинаковую заработную плату в размере 2300 рублей.
Пример. В детском саду функционируют группы для умственно отсталых детей и для детей, не имеющих этих отклонений. Помощники воспитателя детского сада, оплата труда которых осуществляется по 3-му разряду ЕТС, при работе с умственно отсталыми детьми имеют право на повышенный на 15% размер оклада. Помощники воспитателей групп с общим режимом такого права не имеют.
С 1 сентября 2007 года в случае повышения окладов (ставок) работников на 15 процентов оклад помощника воспитателя в группах с общим режимом составит 1530 рублей, а в группах для умственно отсталых детей – 1759 рублей 50 копеек (1530 руб. + 15% повышение за особый режим). Однако с учетом нового МРОТ и тем, и другим работникам этой категории заработная плата будет выплачиваться с учетом соответствующих доплат в размере 2300 рублей.
Кроме того, работниками, оплачиваемыми по начальным разрядам ЕТС, может быть утрачена экономическая заинтересованность в выполнении работы в порядке совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания или увеличения объема работы, если размер премии или доплаты за совмещение профессий вместе с размером оклада по присвоенному разряду не превысят в сумме 2300 рублей.
6. Вместе с тем, исходя из сложившейся ситуации, следует полагать, что месячная оплата труда работников должна производиться пропорционально отработанному времени из расчета не ниже МРОТ (2300 рублей) в рамках каждого трудового договора.
Если работник выполняет работу на условиях совместительства у того же или другого работодателя, к примеру, в объеме половины месячной нормы рабочего времени, то по другому трудовому договору он также будет иметь право на доплату, если его месячная заработная плата за отработанное время составит менее 1150 рублей.
Комментарии