На традиционной пресс-конференции в Департаменте образования, на этот раз посвященной роли школьных управляющих советов в жизни школы, шел разговор о тех новшествах, которые появляются в работе этих важных общественных организаций, в частности, о том, что ныне УС в Москве будут проходить общественную аккредитацию и те школы, которые сочтут возможным и необходимым предъявить для своей аккредитации свой управляющий совет (документы, отчеты, информацию о конкретных мероприятиях, проведенных в школе вместе с УС), получат его аккредитацию Общественным советом при Департаменте образования. Эта аккредитация позволит таким управляющим советам получать определенные полномочия от Департамента образования, в частности, для участия УС в процедуре согласования кандидатуры на должность директора школы. Сегодня есть несколько моделей работы школьного управляющего совета, например, модель образовательного комплекса «Покровский квартал».
Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Высшей школы экономики, председатель управляющего совета образовательного комплекса №2095 «Покровский квартал»:ак комплекс, так и его управляющий совет созданы совсем недавно. Комплекс включает в себя семь школ, шесть детских садов, межшкольный учебный комбинат. Это действительно квартал, ограниченный Мясницкой улицей, Садовым кольцом, Воронцовым Полем, Лубянским проездом. Здесь же расположены 16 корпусов Вышки. Решение о создании школьного комплекса принимали управляющие советы каждого образовательного учреждения, то есть это добровольно созданный образовательный комплекс, после его создания меня пригласили войти в состав управляющего совета комплекса и выбрали его председателем.В чем мы тут видим собственно роль управляющего совета? У УС несколько функций: это общественная подотчетность школы, более традиционная связь школы с родителями, менее традиционная связь с сообществом людей, находящихся вне школы. Сейчас мы разрабатываем регламент «Стандарт деятельности для управляющих советов школ Москвы», по нашему мнению, ключевая проблема – это правильное разграничение полномочий администрации школы и управляющего совета. Когда я впервые увидел то, что записано в действующем Положении об управляющих советах, у меня просто волосы встали дыбом. Там записано, что управляющий совет должен делать все – например, каждый месяц определять зарплату каждого учителя, при этом непонятно, зачем школе директор. Понятно, что регламент такого рода приводит к тому, что управляющий совет не работает, потому что ни один нормальный коллектив такую работу на себя не возьмет. Первым делом нам надо отойти от модели одобряющей демократии, когда по всем вопросам выступает директор, управляющий совет голосует и они благополучно расходятся. Надо выделить абсолютные полномочия управляющего совета, которые ни директор, ни кто другой не реализует. Что это такое? Это значит следить за оптимальным расходованием бюджета, принимать бюджет школы, привлекать средства в бюджет школы. Надо представлять себе, что такое бюджет большого школьного комплекса, это полмиллиарда рублей – бюджет города с 50-тысячным населением. Современная объединенная школа – сложный комплекс, разумеется, перед администрацией встает и очень сложная задача управления такими ресурсами, у нее резко возрастают возможности выбора (кадрового, тех или иных решений в области питания, логистики образовательного процесса), за всем этим надо следить. В первую очередь управляющий совет должен обеспечивать некоторую внешнюю оценку тех процессов, которые идут в школе, устанавливать обратную связь с родителями не на уровне классного собрания, а на уровне обобщения проблем, которые появляются и у школьников, которые входят в УС, и у родителей, и у учителей.Еще одна проблема – это состав управляющего совета. Сегодня работа в таком совете не стала пока еще вполне привлекательной для сильных профессионалов. Тому есть несколько причин. Первая – люди не верят в независимость и реальность полномочий управляющих советов. Вторая – директора школ часто не готовы к реальному сотрудничеству, они не готовы к тому, чтобы видеть рядом с собой председателя или заместителя председателя УС по финансам, которые реально могут участвовать в принятии решений. То есть налицо проблема низкой заинтересованности людей в работе УС, проблема слабой заинтересованности администрации в его работе. Мы можем преодолеть это, только создав успешные примеры деятельности управляющих советов, привлекая в их состав не просто родителей, а людей, ставших общественными авторитетами, имеющих собственный социальный капитал. Это не обязательно богатые люди, это может быть ведущий журналист, юрист, который поможет школе в решении каких-то правовых вопросов, в любом случае членами управляющих советов должны быть люди, способные хотя бы в какой-то степени решать проблемы за пределами школы и достаточно активные, заинтересованные в школе, чтобы решать проблемы и внутри школы. По всей видимости, управляющие советы в крупных школах будут как-то делиться на комитеты или комиссии, решающие финансовые проблемы, проблемы кадров и организации обучения. Думаю, в формат деятельности управляющего совета должна обязательно входить организация дополнительного образования.На мой взгляд, успешным управляющий совет может быть в двух типах школ. Если это маленькая школа, то она должна быть сильно раскрученной, очень престижной, и такие примеры есть. Тогда можно предположить, что в такой школе и родители престижные, а УС вместе с раскрученным директором взаимно усиливают друг друга и хорошо работают. Второй вариант – это вариант «Покровского квартала», просто крупного школьного комплекса. Для такого крупного комплекса мы должны привлекать как минимум одну крупную патронирующую организацию. Не обязательно ее руководитель, как в нашем случае произошло с ВШЭ, возглавит такой УС, это может быть проректор вуза, президент вуза, директор крупного музея, руководитель крупного НИИ, крупной столичной клиники, не надо забывать и о крупном бизнесе. В любом случае должна быть крупная патронирующая организация – мы способны в Москве ее найти для каждого из 800 школьных комплексов, и, думаю, это сильная рекомендация с нашей стороны. Сейчас Департамент образования, околошкольная родительская общественность могут и должны искать сильные патронирующие организации такого рода. Не обязательно, что это будут вузы, но вузы в первую очередь.Что мы собираемся делать? Вообще изначально мы попытались ответить на вопрос: «Зачем нужно такое объединение школ, что может дать крупная объединенная школа в отличие от школы небольшой?» Доказать, что объединение нужно, экономически очень легко, достаточно сказать, что в каждой из тех школ, которые объединились, раньше было по две полных ставки учителей русского языка и математики, а больше ни в одной школе не было полной нагрузки для учителя, что это значит, всем понятно. Мы уже имели дело с крупной формой школьного объединения, а не с объединением по две школы, поэтому на большом родительском собрании 28 августа 2014 года представили программу того, что собираемся делать. К этому времени мы уже вчерне сделали программу развития комплекса. Что есть в этой программе?Мы уже создали пять лицейских классов в рамках проекта «Распределенный лицей Высшей школы экономики», в районе Покровки находится наш лицей – предуниверсарий – структурное подразделение университета, в которое мы в этом году уже приняли 400 ребят. В лицейских классах будут учиться еще 75 человек – по пятнадцать в каждом, все профильные предметы у них будут вести профессора и преподаватели нашего университета.Мы серьезно расширим количество профилей в комплексе, создадим шесть полноценных профилей – социально-экономический, социально-гуманитарный, лингвистический, физико-химический, химико-биологический, информационных технологий. Сегодня мы ведем переговоры со своими коллегами из МГТУ имени Н.Э.Баумана, МГППУ, Лингвистического университета, чтобы они присоединились к нашему проекту и сделали в «Покровском квартале» свои профильные классы. То есть модель будет такой: каждый школьник будет учиться в профильном десятом-одиннадцатом классе, потом мы будем спускаться вниз, но пока нам надо отработать эти профильные классы для старшей школы.Мы серьезно подошли к формированию управленческой команды комплекса, провели конкурсный отбор заместителей директора, в результате были отобраны пять человек, это все новые специалисты. Все учителя «Покровского квартала» прошли за это время обучающие семинары в ВШЭ, мы собираемся сделать в комплексе что-то типа кафедр для учителей-предметников по каждому из направлений, чтобы у них были связи с университетом (и с ВШЭ, и Бауманкой – нашим наиболее тесным партнером), чтобы эти, скажем, пять преподавателей по предмету образовали такой коллектив, который есть на вузовских кафедрах. Мне кажется, что это очень существенно поднимет качество обучения.Задачи, которые мы сейчас поставили перед собой и собираемся решить в течение одного года: создать возможность выбора программы обучения и более широкий выбор учителей-предметников, то есть мы намерены провести эксперимент с выбором учителя. Это очень сложно сделать в школе, у нас совершенно нет такой традиции, поэтому мы будем подходить к этому аккуратно, совершенно не советуем всем бросаться в это дело, потому что даже в вузе выбор преподавателя по уровню квалификации вызывает проблемы. Тем не менее я думаю, что мы проделаем какие-то первые шаги в этом направлении и хотя бы по некоторым предметным линейкам позволим людям голосовать за лучшего учителя, оценивать качество работы учителей и на этой основе создадим механизм выбора; мы хотим обеспечить в рамках образовательного комплекса доступный для каждого дошкольника и учащегося набор курсов дополнительного образования – студий, кружков, секций. Стандарт такого рода, который мы хотим обеспечить, должен включать и предуниверсальные, предвузовские курсы, и курсы типа, скажем, поварского дела. Мы нашли сильную школу поваров, которая готова «высадиться» в «Покровском квартале» и делать сильный факультатив для детей, которые просто хотят научиться вкусно готовить. Такого рода вещи, которые называют почему-то домоводством, уверен, будут пользоваться серьезным спросом, и их надо поддерживать на хорошем уровне. Конечно, должны быть кружки дополнительного образования, связанные с художественным творчеством, например, для тех людей, которые не пойдут в консерваторию, но которые просто хотят себя развить как личность; мы хотим развивать участие московских вузов в образовательных комплексах, чтобы расширить предпрофильную подготовку в старших классах. Все учащиеся старших классов «Покровского квартала» будут учиться в профильных классах четырех-пяти московских вузов; мы сформируем систему педагогического сопровождения, которая будет обеспечивать успешную социализацию и ключевые компетенции для каждого обучающегося «Покровского квартала». Это будет что-то типа психолого-педагогического консультирования. Сегодня в системе образования мы этого практически не делаем, что-то предлагаем школьнику на выбор, но не консультируем его персонально, не пытаемся дать ему и его родителям советы. Такое психолого-педагогическое сопровождение, которое будет включать и оценку достижений учащегося, и его психологический портрет, и его увлеченность тем или иным направлением, мы хотим отработать за нынешний учебный год.Конечно, может возникнуть впечатление, что я, как ректор крупного вуза, диктую школе принятие той или иной концепции развития, но это совсем не так. Примерно процентов сорок из предложенного в концепции «выросло» не в ВШЭ, скажем, то же самое домоводство – предложение членов УС. Выбор учителя в той форме, в которой мы пытаемся реально его делать, – это не модель ВШЭ. То есть нам предложения УС дают очень много, нам очень интересно смотреть, как все это развивается. Воображать, что мы пришли в комплекс и осенили всех своим крылом, нельзя. Нормальный человек, когда куда-то приходит, в первую очередь использует это для того, чтобы поучиться у других людей. Булат Окуджава писал, что Антон Чехов заметил: «Умный человек любил учиться…»
Комментарии