Межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация» провела презентацию национального плана действий по реализации в России задач объявленного Советом Европы Года гражданственности через образование, которая собрала более 50 представителей научной и педагогической общественности. В их числе – депутаты Госдумы А.А. Ермолин, О.Н. Смолин, национальный координатор по гражданскому образованию в России Т.В. Болотина, представитель Министерства образования и науки РФ Т.М. Алимова, представитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям С.В. Устюгов, профессора А.Г. Асмолов, Б.А. Райзберг и А.С. Прутченков, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» И.Г. Димова, директор НПО «Школа самоопределения» А.Н. Тубельский, представители посольств и российских СМИ. Они обсудили проблемы гражданского образования в России. Предлагаем вниманию читателей фрагменты выступлений участников дискуссии.
Копилка дел
Почетный президент Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация», депутат Госдумы Анатолий ЕРМОЛИН:
– И для Европы и, я надеюсь, для нас Год гражданственности через образование – хороший повод вспомнить и еще раз обсудить, что такое гражданское образование и воспитание демократической гражданственности.
Мы с самого начала были абсолютно открыты для всех. Наша идея заключается в том, чтобы весь этот год стал копилкой дел всех наших образовательных структур как государственных, так и общественных.
У нас в стране люди еще не привыкли к понятию «нация», воспринимают его как национальность, а не как систему устройства жизни в стране, где бизнес, власть и общественность – равноправные контрагенты. В том числе и в социальной политике. Главное, чтобы были проекты, дела и люди понимали, ради чего они пришли в ту или иную программу.
Мы хотели бы рассказать о том, что такое событие в Европе происходит, наша страна – участник этой программы, и надеемся, что число ее российских участников будет гораздо больше.
Начну с провокации в надежде, что это сделает наше обсуждение интересным.
Первый вопрос: зачем нам в России нужна эта самая демократическая гражданственность?
Второй: почему нам так трудно расшевелить нашу родную власть, в частности, на проекты, посвященные демократической гражданственности? Есть ли разница между патриотическим воспитанием и гражданским? Почему миллионы рублей выделены на программу патриотического воспитания и ни копейки не выделено на программы воспитания демократической гражданственности?
Культура достоинства
Заведующий кафедрой психологии и этики МГУ профессор Александр АСМОЛОВ:
– Гражданское образование – одна линия, совершенно другая – создание, конструирование, проектирование гражданского общества. Гражданское образование – один из путей, который мы все вместе прокладывали, создавали подходы, курсы, учебники. Первый – «Сказка о правах человека» для старших групп детсада и 1-2-х классов. По сути, это мифология гражданственности. В 2000 г. мы создали «Программу о толерантности», которая прожила несколько лет. Ее смысл передан названием книги «Разные, но равные». Потом, продолжая логику сказок, мы добавили к программе о толерантности психологические игры. Но опять оказались во власти или в плену мифологий.
Что происходит? Любые наши попытки сделать шаг к гражданскому обществу разбиваются о следующее.
Мы говорим: «гражданское общество» – это как приговор. И работаем коллективным Кашпировским. Гражданское общество… Кто только это ни говорил! Вместе с тем гражданское общество рождается уже многие годы в муках. Сказать, что его нет – нельзя, что появилось – будет метафорой, которая не передает реальности.
Нужны серьезные программы, которые опираются на образование, но не сводятся к нему. Речевым путем, через уроки гражданские нормы никогда не рождаются. Они рождаются через искусство и особые, очень серьезные социальные нормы действия.
Когда мы говорим о гражданском обществе, понимая, что это утопия, должны помнить, что были утопии, которые стали реальностями. У нас есть шанс, что это получится, если преодолеем стереотипы, во власти которых оказались.
Первый стереотип: мы живем в «эпохе культпросвета» – просвета между разными культами. Мы в нашей истории почему-то все время воспроизводим разные формы тоталитарного управления. Не авторитарного, деспотического, а именно тоталитарной культуры. Она всегда стремится к одежде гражданственности, мимикрии, создает «гражданственность», которая ей прислуживает, но никогда не рождает свободное гражданское общество.
Тоталитарная культура всегда вкладывает в наше сознание образ врага, конфликт. Гражданское же общество – вовсе не всегда демократическое, либеральное, социал-демократическое. Нет! Это общество уникального симбиоза разных форм, в котором могут вести толерантный диалог демократы, социал-демократы, коммунисты, и есть понимание, что между ними должно быть нормальное общение.
Когда мы говорим о гражданственности, приводим в пример Афины. Но напомню, кто «закричал» Сократа (когда голосовали не руками, а криком). Когда все решает большинство и мы повторяем стереотип «Глас народа – глас божий», мы убиваем право индивидуальности на высказывание. Отсюда проблемы меньшинств, которые имеют право быть услышанными, дискриминации, миграции… Они становятся не частным случаем, а тем, с чем прежде всего необходимо работать людям, проектирующим, конструирующим гражданское общество. И образование – только одна из дорог.
Вторая великая дорога – это средства массовой коммуникации. Мы должны понять избыточность стереотипа – СМИ «отражают реальность». Они никогда, ни в одной культуре не были зеркалом реальности. СМИ – это реальное конструирование мира, социальное конструирование. СМИ творят миры и в построении гражданского общества играют уникальную роль, задают нормы общения. Подготовка этих средств к действиям – одна из серьезнейших задач. Просвещение в сфере массовой коммуникации – одна из линий.
И, наконец, третья дорога – создание в России широких систем и служб гражданского консультирования. Огромное количество людей нуждаются в советах, понимании, поддержке в самых разных сферах. Нужна широкая сеть гражданского консультирования, в которой участвовали бы юристы, адвокаты детства, социальные работники, практические психологи.
Эмбрион такой службы может родить программа «Помоги Советом». Появление системы гражданского консультирования, подготовка профессионалов в этой области – еще одна из серьезнейших задач для всех нас.
Культура всегда бьется между двумя полюсами: достоинства и полезности. Культуры полезности выражают суть жестких тоталитарных, фундаменталистских режимов, достоинства – ставят во главу личность.
Напомню смысл этих культур простыми примерами. Когда мы задаем вопрос: «А за что ты меня любишь?», – оказываемся в культуре полезности. Но есть другая культура. Вспомните мультфильм, в котором один зверек дарит другому цветок, а тот спрашивает: «А за что?» И слышит: «Просто так».
Если «просто так», мы почему-то начинаем пугаться. Может быть, в Год гражданственности и в другие годы научимся понимать и ценить друг друга не за что-то, а просто так.
Призываю подумать о том, как вырастить подлинную культуру достоинства, оставив позади культуру полезности. Культуру, в которой мы будем уважать ценность другого человека, образованного, просвещенного, счастливого. Просто так. Потому что он – человек.
Демократия в школе
Директор школы самоопределения, президент «Ассоциации демократических школ» А.Н. ТУБЕЛЬСКИЙ:
– Уроки демократии, права, граждановедения вредны, если дети не получают опыта гражданского действия, демократических отношений. Учителя тоже не имеют такого опыта и в этом смысле равны детям. Все они никогда не жили при демократии, в гражданском обществе. Это очень важный момент.
Надо обязательно создавать в школе и околошкольной среде демократический опыт управления, взаимодействия с институтами власти. И потом именно этот опыт осмысливать на уроках. Именно он позволяет продлить Год гражданственности до 2010-го и далее, трансформировать в национальный план действий на будущее.
Практический опыт – самое важное, что мы недооцениваем. За последние десятилетия вышло очень много интересных пособий, песен-плясок по поводу гражданственности, разработок и т.д. Но во что это превращается, не всегда понятно.
Мне приходилось быть в жюри конкурса работ учащихся по демократии. Они пишут, что сделали бы будучи президентом, губернатором, но ни один не сказал, как изменить стиль отношений в школе, чтобы была демократия. Почему? Дети говорят, что в верхах можно что-то сделать, а в нашей школе, при нашем директоре сделать ничего нельзя. Необходимо озаботиться действительным поворотом школ, их устройства, стиля и уклада к демократическим нормам.
Мы занимаемся этим давно, создали «Ассоциацию демократических школ». В 12 регионах 35 довольно сильных школ совершают преобразования не только у себя, но и проводят семинары, свой практический опыт распространяют в других школах.
Было бы очень хорошо соединить Год гражданственности с действиями всех сил, ориентированных на эти цели, увеличить количество конкретных дел
Хуже, конечно, с ресурсами и финансированием. Наша ассоциация выпускает журнал «Демократическая школа». Издали 8 номеров, но на дальнейшее нужны деньги. Хотелось бы обратиться к нашему большому начальству. Наши фонды не дали нам ни рубля, хотя на другие программы деньги находятся. Без этого вряд ли возможен активный рост демократии.
Убежден, что создание гражданского общества возможно только при активизации юного поколения. В этом смысл наших усилий.
Мы можем дискутировать, что для нас, учителей, важнее. Но важно понимать, какая у нас общая проблема. Это ресурсы. Без них трудно что-либо делать.
«Концепт антигражданственности»
Профессор Института макроэкономических исследований Борис РАЙЗБЕРГ:
– С глубоким восхищением и трагичным пессимизмом выслушал сообщение о нашем движении в направлении гражданского общества в России, в том числе посредством школьного образования и воспитания.
Хочу сказать: Не верю!
Да, восхищаюсь. Да, считаю, что это нужно делать. Но – не верю.
Надо обратить внимание на иное направление.
На мой взгляд, первым учебником по граждановедению была Библия. Ветхий и Новый Завет. Как построены эти учебники?
Главное – заветы. Смотрите, как они сформулированы: ее убий, не укради, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира, не предавай друга своего и т.д.
Мы говорим: давайте воспитывать чувство гражданственности. А я призываю обсуждать чувство антигражданственности, противогражданственности. Мне кажется, надо ввести категорию – «антигражданственность» и определить ее признаки.
Первый – коррумпированность, второй – окружение себя родными, близкими, кланом сверстников, третий – антигражданин делает все для себя и почти ничего для других, четвертый – антигражданин делает все только за деньги, а без них не делает ничего.
Могу сформулировать еще 10-15 признаков антигражданственности. Думаю, здесь почва для посева будет более легкой, чем та, на которой мы обычно находимся.
Мы говорим: «Ай-ай, у нас нет гражданского общества, мы должны что-то как-то сказать и сделать в направлении его создания». Это плохо понимают и ученики, и взрослые. А то, что привито через религию, традиции и нравы, народ понимает гораздо лучше. Сыграть на этом можно гораздо эффективнее. Вряд ли кто-либо выступит против того, что надо осуждать антигражданственность. Более того, будут бояться не осудить.
Не хочу сказать, что надо по-сталински искать «врагов народа» и лишать их прав. Конечно, нужны сдержанность и толерантность. Но, думаю, «концепт антигражданственности» – оригинальный и очень эффективный подход. Институты общества смогут более успешно регулировать эту важнейшую сферу. Мне кажется, линия на борьбу с антигражданственностью имеет больше шансов на успех, чем на развитие гражданственности.
Совет Европы объявил 2005-й Европейским годом гражданственности через образование под девизом «Жить и учиться демократии», чтобы привлечь внимание к тому, насколько важную роль играет образование в развитии активной гражданственности и создании демократической культуры.
Оргкомитет
Сформирован Российский национальный оргкомитет года гражданственности. В него вошли председатель – национальный координатор года гражданственности в России, директор Федерального Центра гражданского образования Т.В. Болотина, а также руководитель неправительственной организации «Сивитас-Россия» Е.М. Беляков, руководитель отдела образования Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ Г.В. Васин, заместитель редактора «Учительской газеты» И.Г. Димова, депутат Государственной Думы, член Специального комитета по Европейскому году гражданственности через образование (CAHCIT) Совета Европы А.А. Ермолин, заместитель председателя Московской ассоциации предпринимателей Ю.В. Молодцов, советник президента Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация», главный научный сотрудник государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования А.С. Прутченков, начальник организационно-аналитического управления аппарата Уполномоченного по правам человека Е.В. Середа, президент гуманитарно-политологического центра «Стратегия», член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека А.Ю. Сунгуров, заместитель министра образования и науки РФ А.Н. Фредлянов, проректор по науке и международной деятельности Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ И.Д. Чечель.
Национальный план действий Европейского года утвержден на его открытии 11 февраля 2005 г. В нем учтено не все. Поэтому оргкомитет приглашает присылать информацию о подобных мероприятиях по указанным ниже адресам, чтобы включить их в «Копилку года гражданственности», которая будет размещена на готовящейся веб-странице. Приветствуется и создание региональных планов года гражданственности, которые будут утверждаться на заседаниях национального оргкомитета. Он приглашает всех, кому небезразлично будущее нашей страны, принять активное участие в планировании и реализации мероприятий Европейского года гражданственности через образование.
Для контактов:
Федеральный центр гражданского образования. Татьяна Владимировна Болотина, Тамара Ивановна Тюляева. Тел. (095) 452-05-13. E-mail: bolotina@ripc.redline.ru
Марина Альбертовна Шкробова (для Ермолина А.А.). Тел./факс: (095) 292-92-92, 292-01-31. Е-mail: marina_shkrobova@mail.ru, ermolin@duma.gov.ru
Межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация». Александр Сергеевич Прутченков. Тел.: (095) 247-98-26. Е-mail: aspru@mail.ru
Обращение национального координатора
Национальный координатор Европейского года гражданственности через образование Т.В. Болотина выступила с обращением, посвященным его целям и задачам.
Цель года – познакомить людей с тем, что гражданственность – всеобъемлющее, а не только юридическое и политическое понятие. Оно подразумевает, что все граждане должны в полной мере пользоваться правами человека, чувствовать защищенность со стороны демократического общества, и каждый должен участвовать в жизни общества, действовать как активный и ответственный гражданин, уважающий права других.
Основные направления: межкультурный диалог, развитие критического мышления, гендерное равенство и гармоничные отношения внутри народов и между народами.
Основные принципы: свобода, политический плюрализм, права человека и верховенство закона.
Европейский год будет проходить в контексте двух главных событий: 50-й годовщины Европейской конвенции (декабрь 2004 г. – май 2005 г.) и третьей встречи глав государств и правительств Совета Европы в Варшаве 16-17 мая 2005 г.
Основная задача: соединить политику и практику с целью создания и развития жизнеспособных программ, направленных на воспитание демократической гражданственности, образование в области прав человека.
Задачи: повысить осведомленность о том, как образование может вносить вклад в развитие демократической гражданственности, усилить приверженность государств-членов ему, а также образованию в области прав человека.
Ожидаемые результаты: расширение круга инициатив и результатов образования, направленного на воспитание демократической гражданственности и обучение правам человека; разработка и реализация плана действий; оценка и аттестация образовательными учреждениями набора инструментов для формального или неформального обучения; создание активно функционирующей сети инновационных школ, механизмов повышения осведомленности профессионального сообщества.
В России гражданское образование становится приоритетным направлением. Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В выступлении на Съезде ректоров России 6 декабря 2002 г. Президент РФ В.В. Путин отметил: «…нельзя дать ребенку образование однажды и на всю жизнь. И уже мало даже учиться всю жизнь. Приходится учить учиться. И тогда, если это будет так, то наши студенты и школьники смогут не просто адаптироваться к изменениям в стране и мире, но будут сами формировать эти изменения на благо страны».
Позиция Минобразования РФ отражена в письме от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
В Голицыне Московской области состоялся семинар-совещание, посвященный образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности, в 2005 г. и далее, с участием представителей государственных и общественных структур. Основными вопросами были разработка национального плана действий в рамках Европейского года, обсуждение Государственной программы развития гражданского образования.
Резолюция совещания предусматривает активное участие в Европейском годе, создание национального и региональных комитетов для его проведения, разработку национальной программы, стратегии, плана действий и другие меры. В том числе обращения к Правительству и Администрации Президента РФ, Уполномоченному по правам человека, Комитету Госдумы по образованию и науке, Национальному исследовательскому центру ТВ и радио, Минобрнауки, ко всем заинтересованным организациям и СМИ по поводу поддержки Года гражданственности.
Национальный координатор в своем обращении пригласил всех, кому не безразлично будущее нашей страны, принять активное участие в планировании и реализации мероприятий Европейского года, присылать предложения в «Копилку дел» года, которая будет размещена на сайте Центра гражданского образования http://www.civicedu.ru.
Добровольчество
Хроника бескорыстия
Мы продолжаем тему добровольчества, начатую в прошлом номере
рассказом о реальных делах центров развития местного сообщества и добровольческих инициатив «Помоги советом».
В ТОМСКЕ в центр «Помоги советом» обратилась председатель Общества инвалидов Ленинского района Галина Данилова с просьбой обучить сотрудников общества работе с компьютером. Добровольцы центра с радостью откликнулись на просьбу, взялись проводить индивидуальные занятия с ними. В свою очередь Галина Александровна пообещала консультировать тренеров и добровольцев по вопросам взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями.
* * *
В ТАМБОВЕ команда центра «Помоги советом» – Анна Клещ, Екатерина Малышкина и Ольга Захаренко два дня трудились на расчистке снежных завалов в детском доме №7 по улице Михайлова, 31. За безвозмездный труд они получили благодарность воспитателей детского дома №7. В свою очередь волонтеры – представительницы прекрасного пола выразили особую благодарность мужской половине добровольцев за то, что те поддержали их… мудрым напутствием.
В ОМСКЕ добровольцы центра «Помоги советом» совместно с Армянским национально-культурным центром «Луис» в детском доме №10 решили объединить армянские и русские традиции Масленицы. Участниками праздника стали воспитанники детского дома и жители близлежащего микрорайона. Для них была подготовлена большая культурно-развлекательная программа с русскими блинами и армянским лавашом. Конкурсы для детей и выступления представили студенты колледжа управления и профессиональных технологий, Омский региональный филиал «Росбанка» предоставил призы.
По словам директора центра «Помоги советом» Ирины Сербиной, Масленицу праздновали в тот день во всех парках города, но в таком виде она представлена впервые. Инициатива добровольцев получила одобрение местных жителей и стала хорошим поводом для добровольцев проявить организаторские способности на благо родного города.
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ центр «Помоги Советом» организовал праздник для ветеранов Великой Отечественной войны. В программе праздничного концерта были стихи о войне, песни военных лет, танцевальные номера. Кроме того, волонтеры организовали показ фильма «Три товарища» и подарили ветеранам самодельные красочно оформленные открытки с поздравлениями.
Этот праздник в Доме ветеранов был не первым. К Новому году добровольцы тоже подготовили концерт, который вызвал искреннюю благодарность пенсионеров. После этого волонтеры решили сделать визиты в Дом ветеранов регулярными.
В планах центра – запись историй о войне, рассказанных ветеранами, и публикация их в виде брошюры.
В УЛАН-УДЭ в рамках проекта «Помоги Советом» прошел обучающий тренинг добровольцев. Они вынесли на общее представление проекты по PR-продвижению Центра «Помоги Советом» в Улан-Удэ и по направлениям.
Участники тренинга предложили механизмы работы по ключевым специализациям центра. Реализация проектов уже началась. Кроме того, добровольцы решили принять активное участие во Всероссийской акции «Весенняя неделя добра».
В БАРНАУЛЕ работу над проектом «Живые голоса истории» взяли на себя Алтайский государственный промышленно-экономический колледж и центр «Помоги советом». Специалисты центра провели тренинги общения, необходимые для реализации проекта.
Добровольцы проекта «Живые голоса истории» – тысячи людей по всей России. Они записывают для народного аудиоархива воспоминания о Великой Отечественной войне людей, через чью жизнь прошла война. Эта инициатива общественности, ее реализует молодежь – школьники, студенты, молодые ученые, специалисты, рабочие. Они запишут воспоминания и окажут практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Все добровольцы работают безвозмездно. Они убеждены: современное и будущие поколения должны знать историю своей страны, сохранять лучшие отечественные традиции, уважать тех, кто отстоял свободу Родины, и помнить о тех, кто отдал за нее жизнь.
В НОВОСИБИРСКЕ в центре «Помоги Советом» состоялся «круглый стол» на тему: «Юридические услуги». Юристы центра разработали свою стратегию. Одно из основных направлений – бесплатная консультационная помощь населению. В планах – создание объединения студентов юридических факультетов вузов Новосибирска, семинары и тренинги по юридической тематике с участием юристов-практиков, организация взаимодействия студентов с юристами-профессионалами и общественными организациями, бесплатная информационно-правовая помощь населению, разработка и реализация социальных проектов, обсуждение актуальных юридических проблем.
В КРАСНОДАРЕ в малом зале Законодательного собрания края состоялась дискуссия на тему: «Отсрочки от призыва будут отменены?» Ее организовали комиссия по правам человека при губернаторе Красноярского края, коалиция общественных организаций края и центр «Помоги советом». Активное участие в ней наравне с представителями органов власти, деканами вузов, принимали добровольцы центра. Несмотря на жаркую полемику, участники дискуссии сошлись в одном: вопрос с отсрочками от призыва неоднозначен, к нему нужно подходить, тщательно взвешивая каждый шаг.
В УФЕ добровольцы центра «Помоги советом» прошли обучающий курс волонтеров и организовали ряд социально значимых проектов на различных площадках Республики Башкортостан. Пять команд посетили детский дом №9 и городской приют для детей и подростков Уфы. Одни рассказывали девочкам-подросткам о том, как правильно ухаживать за кожей, другие приготовили для ребят шоу с играми и подарками.
Дети очень просили прийти к ним еще раз. И команда под руководством Альбины Ахметзяновой решила каждый месяц проводить подобные визиты. В следующий раз они пришли в приют и провели тренинг-игру о познании своих возможностей. Работники городского приюта с благодарностью сказали, что таких мероприятий у них еще никто и никогда не проводил.
Екатерина МЫШАКОВА, Екатерина ПАНКОВА, Соелма ВАНЧИКОВА, Ирина ДЕМЧУК
Комментарии