В Костроме состоялся мобильный семинар Ассоциации «За гражданское образование» при поддержке международного партнерства СИВИТАС-Россия. Занятия проводили вице-президент Ассоциации «За гражданское образование» кандидат исторических наук А. Иоффе и заведующий кабинетом истории и общественных дисциплин Орловского института усовершенствования учителей Л. Жиронкина.
Все занятия проходили в активной и интерактивной форме. Учителя получили пособия, подготовленные при поддержке партнерства СИВИТАС-Россия и Ассоциации «За гражданское образование», – «Книга ресурсов» и «Гражданское образование: содержание и активные методы обучения».
Участники выразили желание использовать полученные материалы и идеи в самых различных формах: обсуждение с коллегами в школе; использование методик по любому предмету в повседневной жизни, внеклассной работе, на классных часах, уроках истории, права, обществознания, на курсах повышения квалификации, областных и районных семинарах для учителей и т.д.
Отмечали разнообразие форм работы, компетентность и профессионализм преподавателей, доброжелательную обстановку: организаторы семинара дают возможность учителям почувствовать себя успешными учениками.
Семинар показал, что интерактивные методы можно и нужно использовать и при слабой технической оснащенности школ. Очень вдохновила, удивила система подачи материала. Радовало отсутствие нудных лекций, время пролетало незаметно, а главное – с толком.
Вместе с тем для преподавателей остаются актуальными и некоторые вопросы, связанные с гражданским образованием в современной России: как обучать искусству компромисса при неготовности сторон? Как использовать полученный материал при отсутствии времени для изучения многих вопросов? Каково соотношение активных и интерактивных методов с единым государственным экзаменом? Как проводить интерактивные занятия, если в классе более 30 учеников? Каковы возможные варианты планирования по курсу гражданского образования? Как в учебном плане будет представлена программа гражданского образования? Участники семинара разработали уроки с использованием активных и интерактивных методов.
Тема «Я – гражданин России».
8-9-е классы
Авторы: Н. Пигалева, Л. Кипелова, О. Рождественская, И. Голубева, В. Соловьев, А. Куликов.
Цели: после урока учащиеся смогут объяснить понятие «гражданин», выделить основные качества; получить опыт работы в малых группах; задуматься о значимости гражданской позиции каждого из нас.
Методические рекомендации:
Кто такой гражданин? В ходе мозгового штурма выясняется первоначальное понятие. Затем создаются группы. Каждой предлагается нарисовать символ гражданина.
Работа в группах с документами: Конституция, гл. 2, «Книга ресурсов», стр. 158, Некрасов, «Поэт и гражданин», Аристотель, «Государство».
Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином (В.А.Сухомлинский).
Задание: выяснить, какие качества присущи гражданину.
Работа в группах по ситуациям (в каких ситуациях проявил себя как гражданин).
Иван А. не явился на выборы, т.к. заранее договорился поехать на рыбалку.
Смирнов В. принял участие в митинге, посвященном Дню Победы.
Петров И. не принял участия в субботнике по уборке территории.
Учитель обращает внимание на тему урока.
Какое высказывание может служить эпиграфом к уроку и почему?
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И. Тургенев).
«Не спрашивай, что страна может сделать для тебя; спроси, что можешь ты сделать для своей страны» (Дж. Кеннеди).
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Дж.Байрон).
Вывод: все мы граждане России, и от нас зависит ее судьба.
Тема «Семья и брак». 11-й класс
Авторы: В. Иванова, Л. Серегина, А. Разгулина.
В ходе проведения занятия учащиеся смогут понять роль семьи в жизни общества и каждого человека, установить взаимосвязь между понятиями «семья» и «брак», познакомиться с социальными аспектами института брака, охарактеризуют современную семью, смогут принять участие в работе малых групп, получат навыки публичного выступления.
Этапы поведения до вступления в брак: брак и создание семьи, современная семья.
Изучение первого вопроса: предварительно пускаем логическую цепочку из слов ухаживание, помолвка, сватовство, первое свидание, знакомство.
Закончился период ухаживания, молодые люди решили оформить свои отношения и заключить брак. Что же такое брак как социальный институт общества?
Работа с текстом.
Установили: брак и семья – взаимосвязь и различия.
Задания группам.
Какими понятиями характеризуется современная семья (текст учебника Салыгина)?
Фиксируем на доске
Нуклеарная: бездетная, малодетная, однокарьерная, эголитарная.
Расширенная: многодетная, двухкарьерная, патриархальная.
Социологи утверждают, что понятие «семья» претерпевает глобальные изменения. Назовите известные вам проблемы…
Создание модели идеальной семьи по группам: параметры каждой группы фиксируются на доске. Общие параметры выбираются как параметры идеальной семьи.
За последние 10 лет количество браков уменьшилось, разводов – увеличилось. Все больше становится людей, не желающих официально регистрировать отношения, и тех, кто хочет жить в одиночестве. Что случилось? Это тенденция нового времени или деградация общества?
На 1000 браков – 600 разводов. По данным переписи, замужних женщин больше, чем женатых мужчин.
Эпиграф Л. Толстого: «Соединение мужчины и женщины для продолжения рода человеческого есть дело такое великое и важное и для каждого отдельного человека, и для всего человечества, что сделать его нельзя кое-как и как кому вздумается и как кому приятно, а надо делать его так, как решили о нем и обдумали его живущие прежде нас мудрые и святые люди».
Тема «Тот, кто не любит свою Родину, ничего любить не может», или О патриотизме
Авторы: Н. Новожилова, Л. Сидорова, И.Творогова.
Цель: после занятия участники смогут дать определения понятия «патриотизм»; узнать различные подходы к понятию «патриотизм»; продолжить формировать умение работать в группах, анализировать документ, умение делать выводы, задуматься о сложности понятия «патриотизм».
Ход урока
Как Некрасов понимает патриотизм?
Как Пушкин понимал патриотизм? Почему поэт называет основой человека «любовь к отеческим гробам» и «родному пепелищу».
Назовите все известные вам пословицы и поговорки, связанные с понятием «патриотизм».
В разные исторические периоды люди вкладывали разный смысл в понятие «патриотизм». Давайте познакомимся с некоторыми подходами к этому понятию. В чем состоит смысл каждого из них?
Интерактивное упражнение. Работа в группах (с пособием «Книга ресурсов»): Соловьев, стр.156, Корнилов, стр. 154, Чаадаев, стр. 156, Обращение ГКЧП, стр. 155.
В чем автор видит суть патриотизма? С какими мыслями автора вы согласны, а с какими могли бы поспорить? Выступление групп.
Тема «Смертная казнь»
Авторы: Т. Соколова, О. Цветкова, Ю. Агофонова, Е. Макаренкова.
Цели: на уроке ученики смогут узнать о различных подходах к проблеме смертной казни.
Получат возможность соотнести понятия смертная казнь и неотъемлемое право человека на жизнь, высказать собственное мнение по этой проблеме.
МОТИВАЦИЯ
Притча: «Однажды в эпоху Возрождения был осужден на казнь некий пекарь. Спустя некоторое время после казни выяснилось, что он совершенно невиновен. С тех пор перед началом каждого суда в Венецианской республике специальный глашатай громко выкрикивал, обращаясь к судье…»
Предположите, что выкрикивал глашатай? (Метод мозгового штурма).
Учитель говорит окончание фразы «Помни о пекаре!».
Что подразумевается под этой фразой?
Какую проблему мы будем рассматривать на уроке?
(Записывается тема урока).
1. ЦЕЛИ сообщаются ученикам.
2. Изучение нового материала.
Проводится диагностика «Мое отношение к смертной казни». На магнитной доске вывешивается ватман с таблицей. Каждый ребенок подходит и голосует: за, против, не знаю.
Сообщение учителя
А) Историческая справка. Периоды в истории России, когда смертная казнь применялась.
Б) В каких случаях применялась исключительная мера наказания в СССР (УК, ст. 23).
В) Конституция РФ 1993 г., ст. 20, гл. 2, раздел 2.
Г) Информация о подписании Россией Европейской конвенции о защите прав человека + 44 государства. С 1996 г. действует мораторий на применение смертной казни.
Д) Отношение к смертной казни в других государствах.
Е) Методы смертной казни (гильотина, электрический стул, газовые камеры, инъекции).
Ж) Примеры судебных ошибок (во время процесса над Чикатило выяснилось, что многие люди несправедливо были осуждены за его преступления).
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ (по «Книге ресурсов»)
Источники: методические материалы по гражданскому образованию (стр. 72-75).
Класс делится на 4 группы (можно использовать результаты диагностики).
1. А. Шопенгауэр. «Идеи этики» (кто против?).
2. И. Подыногин. «Почему бы их не казнить?» (кто против?).
3. П.А.Кропоткин. «Наказание смертною казнью».
4. А.П.Сумароков. «О казни».
Вопросы к документам
Как автор относится к смертной казни?
Какие аргументы приводит в защиту собственного мнения?
После этого группам предлагается дополнить таблицу своими аргументами «за» и «против» смертной казни. Результаты оглашаются.
Возвращение к диагностике. Изменилось ли мнение детей о смертной казни?
Тема «Роль права в жизни общества»
Авторы: Т. Скворцова, О. Бучина, С. Миничева.
Цель: в ходе занятия ученики получат возможность определить место и роль права в жизни общества, называть основные функции права, приобрести навыки поиска информации, опыт работы в малых группах, выработать навыки взаимопомощи в решении проблем, в работе над составлением и защитой творческого проекта.
Класс разбит на группы по 5-6 человек.
Мозговой штурм: приведите примеры ситуаций, которые разрешаются с помощью законов.
Вывод: все стороны жизни общества регулирует закон.
Вступление к следующему этапу.
Мы знаем, что законы появились в глубокой древности и сохранились до сих пор.
Вспомните древние законы. По усмотрению учителя по степени готовности класса можно это вступление заменить вопросами:
Когда появились первые законы?
Что вы о них знаете (название, страна и т.д.)?
Интерактивная стратегия.
Работа с документами по группам:
Русская правда.
Законы Хаммурапи.
Конституция РФ 1993 г. Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.
Вопросы к документам:
что было бы, если бы этих законов не было;
чьи интересы защищают законы;
какие законы справедливые, какие – нет. Чем это можно объяснить?
Работа в группах: сформулируйте по две функции права. Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.
Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук
:
Комментарии