Сегодня в России более 55 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных школах. 3,5 тысячи школ (а это 6,5 процента от общего числа) оснащены специальным оборудованием, к концу года к этой цифре добавятся еще 2600 школ, что составит 12,8 процента. А в новом учебном году в каждой пятой российской школе будут созданы все необходимые условия для инклюзивного образования.
Эти цифры были озвучены на круглом столе «Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья», проходившем 20 ноября в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре.Однако в создании доступной среды для особых детей есть немало узких мест. К примеру, не установлен перечень специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, которые позволяют говорить о создании необходимых условий для обучения школьников с ОВЗ. Кроме того, в ФГОС основного общего и среднего общего образования не включены специальные требования к условиям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вызывает тревогу сокращение сети коррекционных школ и «скороспелая» подготовка кадров для работы с особыми детьми. В соответствии с новым профессиональным стандартом педагога каждый учитель должен обладать умениями и навыками по работе с детьми с ОВЗ. По сведениям Минобрнауки РФ, 24 тысячи педагогов прошли или пройдут в ближайшее время необходимую переподготовку на курсах повышения квалификации. Есть вопросы к качеству программ ускоренной переподготовки.Кроме того, остро встает вопрос о необходимости пересмотра нормативов финансирования школ, где обучаются дети с ограниченными возможностями. Правда, зам. министра образования и науки РФ Вениамин Каганов высказал мнение, что нормативно-подушевое финансирование, когда деньги идут за учеником, позволяет самим регионам включать экономические рычаги стимулирования.Член Общественного совета РФ Диана Гурцкая считает серьезной проблемой отсутствие мониторинга работы образовательных организаций, где обучаются дети с ОВЗ. «Школу объявляют инклюзивной, переводят в нее детей из коррекционных и специальных школ, а те закрывают. Переведенных детей сажают на надомное обучение, и они оказываются не просто в резервации, а вообще вне среды общения со сверстниками», – отметила Диана Гудаевна.Заинтересованный и глубокий разговор участников круглого стола позволил обсудить многие проблемы и выработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы инклюзивного образования.
Комментарии