search
main
0

Что мешает нашей мобильности?

Семинар в Литвинове, на мой взгляд, хорошо показал, что произошло понимание того, что первый этап становления гражданского образования в России и в российской образовательной системе в известной мере завершен. Он завершен в целом ряде территорий, он завершен определенной наработанной системой кадровой подготовки. Важно, что понимание необходимости такого рода подготовки граждан существует. И думается, что это завершение первого этапа поставило перед его организаторами вопрос о необходимости осмыслить следующий этап, новый шаг в развитии этого образовательного направления в стране.

И этот семинар был призван сделать такой шаг. Новая программа будет способствовать формированию специалистов нового поколения в этой области. Поколения, которое умеет ставить и видеть задачи, ставить в соответствии с этими задачами адекватные технологии. И не просто их брать готовыми, а если нужно, и самим создавать, самим придумывать, вводить. Быстро реагировать на ту конъюнктуру, которая в этой сфере происходит.

Часто можно слышать: образование – это очень стабильная, консервативная, неизменная область жизни. Такое мнение совершенно неверное. Здесь имеется в виду замена понятий. Консерватизм в образовании означает только одно: те законы мира, которые лежат в основе всей содержательной части его, конечно, неизменны. Они правили миром вчера, правят сегодня и будут править завтра. И в этом смысле оно консервативно. Оно опирается на хорошо проверенные, хорошо оформленные и давно принятые догмы.

Но мобильность образования всегда была, есть и будет. Эта мобильность заключается в необходимости встраиваться в ту систему, которую оно призвано обслуживать, государственную систему, экономическую систему, личные потребности людей. И в этом смысле гражданское образование демонстрирует эту особенность.

В той части, которая формирует социальную компетентность, то есть способность человека взаимодействовать с обществом, его позиционирование как социального субъекта, умение выстроить свои потребности, ресурсы, цели, стратегии. В зависимости от того, как они выстроены в стране. Устраивает тебя это или нет. Если тебя это не устраивает, то ты начинаешь каким-то образом влиять на ситуацию в стране. Или каким-нибудь образом начинаешь менять собственное воззрение и выстраивать свою собственную жизнь, потому что существующие в обществе обстоятельства не позволяют тебе сделать то, что подсказала тебе твоя фантазия. Умение это делать оберегает человека от многих ошибок. Оно делает его жизнь намного успешнее. Такое умение обычно быстрее ведет к цели.

Я считаю, что это одна из наиболее эффективно формирующих человека областей знаний. Она значительно эффективнее, чем естественно-научная область, которой сегодня, как и в старые времена, придается большое значение. Она нужна и сегодня, однако не так, как вчера. Вчера была другая страна, а сегодня избыточное внимание именно этому блоку просто дань традиции, которая еще подогревается теми, кто не желает видеть реалии сегодняшнего дня, кто не желает изменить свои воззрения и понимать современные задачи, стоящие перед обществом, перед страной.

В эпоху, когда страна меняет способ своей жизни, кардинально меняет способ формирования людей, умеющих это понимать, значительно важнее именно та область образования, которая воспитывает такого гражданина, нежели та, которая учит решать какие-то аналитические задачи. Для решения каких-то сложных научных проблем страна всегда подготовит свои ресурсы, а сделать массовым сознание, адекватное тем проблемам, которые ставит президент перед правительством, – это важнее. Вот задачи, которые сегодня стоят перед школой, перед образованием в целом.

Трудно ли учителям-историкам преподавать граждановедческие дисциплины? Учителя истории, сформировавшиеся в прошлые десятилетия, нелегко, даже порой болезненно расстаются с прежними взглядами. Поэтому у нас граждановедение преподают не только историки, но и специалисты других предметов. В том числе и педагоги естественно-научного цикла, математики. Ведь граждановедческие дисциплины – это не столько область исторических знаний, сколько область общечеловеческой культуры. Здесь требуются люди, обладающие соответствующим мышлением.

Как мне представляется, и об этом шла речь на нашем семинаре. О том, что граждановедение как предмет, как некая особая предметная область, где основным ресурсом становится не классно-урочная система, а проектная деятельность, социальное проектирование, активные гражданские социальные движения. Демонстрация гражданской позиции. И прежде, чем учить технологиям проектирования детей, нужно сначала научить этому будущих педагогов.

Не так важно менять содержание предмета или обучения, важнее сохранить те технологии, которые формируют качества, сегодня необходимые человеку. Сформировать у него определенные качества: профессиональные, социальные, ментальные. Поэтому будущих педагогов нужно учить не в классах и аудиториях, а в деле, чего нам сегодня катастрофически не хватает. На мой взгляд, нужно принципиально изменить программу обучения в педагогических вузах, изменить стандарты педагогических вузов.

Мы с коллегами потратили больше года, чтобы убедить Министерство образования и науки и наш педуниверситет в том, что нужно организовать годовую практику пятикурсников. Таким образом мы решили очень много задач. Во-первых, мы закрыли целый ряд вакансий. Во-вторых, за год студенты привыкают к школе, к ее проблемам, к коллективу учителей. Они узнают, что такое региональная образовательная политика, какова система финансового обеспечения, как можно продвинуться по службе. За этот год они еще больше привыкают к тем местам, где проходят практику, и процент оставшихся в школе несравнимо вырастает. Но никто на это не обращает внимания. Получается, что мы меняем школу, мы меняем предметную базу, меняем принципы, но не меняем способы подготовки тех, кто это должен осуществлять.

С этого надо начинать, с этого надо стартовать, а мы только пишем красивые лозунги. Все технологии, вся программа обучения, вся армия педагогов остается неизменной. А если это так и будет, то новое общество, новая экономика не будут развиваться.

Ефим КОГАН, профессор, консультант Национального фонда подготовки кадров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте