search
main
0

Что лучше – урок или репетиция? XII Международный фестиваль школьных театров предпринял попытку увидеть войну детскими глазами

На небольших подмостках Московского театра русской драмы «Камерная сцена» только что завершился большой фестиваль, а именно – Международный фестиваль школьных театров «Русская драма». Он проходил уже в двенадцатый раз.

Фестиваль был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но это вовсе не обязывало представить спектакль, посвященный «великим тем годам». Так, например, Омский лицейский драматический театр показал комедийный спектакль «Коротышки в сказочном городе» с хорошо известными всем героями Носова. И был удостоен приза за лучший сценический ансамбль. Но спектаклей о войне в этом году действительно было больше. Театральная студия «Арт-Магия» из Петербурга привезла спектакль о любви, но назывался он «Любовь как милитаризм» (по пьесе Петра Гладилина). Как и предыдущие, этот фестиваль отличался особым режиссерским почерком, новыми талантами. И в этот раз, как сказал художественный руководитель театра Михаил Щепенко, почти не было коллективов, уже выступавших раньше. География, как и прежде, обширна – Казахстан, Хабаровск, Якутск, Астрахань, Центральная Россия. Несмотря на трудности, люди находят возможность приехать. Помощь в организации фестиваля оказывали правительство Москвы, Министерство образования и науки, Союз театральных деятелей России, Межрегиональная общественная организация «Культура – образование – досуг», Центр возрождения русской традиционной культуры «Связь времен» имени С.А.Рачинского и другие организации.- Не слишком ли это трудно для юного актера – играть войну?- Это действительно сложно, – говорит Михаил Щепенко. – Но важно найти ключ к проблеме. Суметь к ней подойти. Ведь даже в педагогике есть принцип проблемной постановки вопроса, когда ученик решает задачу сам и при этом познает материал гораздо лучше. То же и здесь. Те режиссеры, которые шли через проблему, показали сильные спектакли….Коллектив, получивший Гран-при, театральная студия «Живое слово» из Краснодара (руководитель Людмила Осадчая), поставил спектакль «Далекие близкие звезды» по рассказам Анатолия Приставкина. Он посвящен детям, увезенным в тыл, которые ждут с войны отцов. Это попытка увидеть войну через призму детского мира, показав ожидания и надежды этих ребят, то, как воспринимают и осознают они все происходящее. Они ждут писем: жив ли отец или нет. Увы, на войне не всегда все складывается счастливо и удачно… Можно также отметить спектакль «Далекие зимние вечера» студии «Класс» Центра детского творчества поселка Тучково Рузского района Московской области. Этот коллектив стал лауреатом. Тоже тыл, тоже дети. Далеко в Сибири. С одной матерью. И те же осязаемые отзвуки войны…- Беда в том, – говорит Михаил Щепенко, – что сегодня театральные занятия переводятся на коммерческие рельсы. Это и печально, и глубоко неверно. Не только потому, что за бортом оказываются талантливые, но необеспеченные дети, за которых нам надо бороться. Занятия театром (не сам театр как уже состоявшееся искусство) – мощнейшая форма воспитания и образования. То, что дети познают на репетициях, усваивают и присваивают навсегда. Я до сих пор помню, как в школе мы ставили «Плоды просвещения». Что-то, может быть, было не так, но внимание к миру Толстого вообще приковывается неизбежно, а попробуй ты его постичь в школе.Второй год на фестивале работает детско-юношеское жюри, которое также обсуждает спектакли и выносит свои решения, присуждает награды. Даже если его мнение расходится с мнением «взрослого» жюри, тем не менее оценки детей говорят о том, что и они, и взрослые мыслят в одной иерархии ценностей. Можно говорить о том, что спектакли несовершенны, что дети могут что-то не так сыграть, режиссер может ошибиться в выборе пьесы, однако иерархия ценностей усваивается детьми. И оценки детского жюри обычно радуют.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте