Что легче: управлять, принимая решения, или быть их исполнителем? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, нет. Очевидно другое: быть исполнителем привычнее и спокойнее. У принимающих решение и проявляющих инициативу совсем иная мера ответственности. А поэтому приобщение к управлению требует усилий.
Школьное самоуправление – это такой механизм, который позволяет, с одной стороны, воспитать инициативную личность с активной позицией гражданина, с другой – сделать качественно иным все школьное общежитие, весь уклад школы, положив в его основу принцип демократии.В нашей школе №1467 уже несколько лет работает школьная Дума – выборный орган учащихся. Работа членов Думы многообразна, и ее можно разделить на два больших направления: совершенствование системы обучения в образовательном учреждении и развитие внеклассной и внешкольной деятельности среди учащихся.Пробудить творческую активность, заставить нестандартно мыслить, вызывать живой интерес к предмету – такие цели поставили перед собой члены школьной Думы, когда готовили в прошлом году викторину, посвященную Году литературы в России. Эта викторина была адресована старшеклассникам. Четыре конкурса, придуманные инициативной группой, вызвали живейший интерес, потребовали от семиклассников сплоченности, ума и смекалки. Думаю, что организация и проведение викторины привели к взаимному обогащению как тех, кто составлял задания, так и тех, кто их выполнял. Эта викторина не единственная в ряду таких, в подготовке которых принял участие ученический совет. Можно вспомнить и викторину «Олимпийское движение. В преддверии XXII зимних Олимпийских игр в городе Сочи», проведенную в ноябре 2013 года, и конкурс «Уши, лапы, хвост», предполагавший написать стихотворение или мини-сочинение о своем любимом питомце – «брате нашем меньшем».Члены ученического совета совместно с психологом школы подготовили «Фестиваль наук» среди 5-6-х классов, стали участниками жюри ежегодной научно-практической конференции «Горизонты наук» в апреле 2014 года, в рамках которой проводился и конкурс проектов. В итоге этой деятельности появились проекты, ставшие призерами городского конкурса «Космический патруль» в Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах: «О, женщина, как много в этом слове!» (Ирина Алексахина, 8-й «А» класс); «Стихотворение о Галилее» (Анастасия Адасова, 8-й «А» класс).Участие в окружном интеллектуальном состязании «Команда одного корабля» принесло нашим ребятам первое место. Группа участников, прошедшая три тура конкурса, продемонстрировала сплоченность, умение быстро принимать решения, способность уважать мнения всех членов группы. Очень важной сферой приложения сил школьного совета стала деятельность, нацеленная на межклассовое сплочение, развитие у ребят организаторских и управленческих способностей. И в конечном итоге – активной жизненной позиции. Так, среди наиболее ярких дел – «Минута памяти по жертвам Беслана», проведенная 3 октября 2013 года. Среди мероприятий, которые прочно вошли в традицию нашей школы, можно назвать акцию «Поздравительная открытка учителям», проводимую ежегодно ко Дню учителя. Вот и в этом году активисты школьного самоуправления приготовили каждому педагогу по красивой открытке с поздравлениями. А также выпустили большую школьную газету, в которой 200 с любовью сделанных бабочек несли на своих крылышках пожелания учителям.Работа членов школьного совета по проверке детских портфолио тоже набирает обороты. В этом году очередь дошла до портфолио пятиклассников. Понятно, что это серьезный повод для споров: лучших выбирать трудно, худших – обидно. Определение наиболее достойных – это для членов школьного самоуправления необходимый и ценный опыт, способствующий развитию самостоятельности и ответственности.Столь же ценен и опыт работы с нарушителями дисциплины, которые вместо традиционного «вызова на ковер» к директору или завучу оказываются один на один с выразителями коллективного мнения большинства учащихся. Часто мнение ученического сообщества оказывается более авторитетным, а порицание более действенным, чем то, которое исходило бы от взрослых. Понятно, что подобная миссия членов ученического совета требует от них определенной культуры общения и поведения в социуме.Этой культуре необходимо учиться даже тогда, когда у тебя есть управленческие задатки. Члены школьной Думы являются участниками просветительского проекта «Субботы активиста», в рамках которого проводятся семинары, мастер-классы и встречи учеников школ, заинтересованных в обучении государственно-общественному самоуправлению.В феврале 2016 года на базе образовательного центра «Команда» стартовал выездной обучающий семинар межрайонных активистов «По следам ученического самоуправления», в котором наши ученики приняли действенное участие. Школа стала участником и другой площадки обмена мнениями. Имею в виду Форум детской общественности города Москвы по вопросам создания Российского движения школьников.Деятельность школьного совета не ограничивается рамками школ. Это и неудивительно. Воспитание активной гражданской позиции невозможно без ощущения причастности к тем проблемам, которыми живут страна и общество.Члены учебного самоуправления участвуют в волонтерском движении. Одним из его направлений стало шефство над Всероссийским геронтологическим центром, а одной из инициатив ребят – посещения этого центра с концертной программой.Традиционной становится также охрана памятников павшим в Великой Отечественной войне в районе Ново-Переделкино. Это позволяет от года к году формировать у наших детей чувство причастности к великой истории нашей страны, осознавать свой гражданский долг перед памятью предков.Развитие школьного самоуправления не только вносит разнообразие в школьную жизнь. Оно дает возможность формировать самостоятельную, духовно богатую личность с серьезными общественными установками. Такой личности не страшно будет доверить Отечество. Так что и управлять, и быть исполнителем одинаково трудно, если честно, добросовестно делать свое дело.Галина ТЕРЗИЕВА, учитель немецкого языка школы №1467
Комментарии