search
main
0

Что колледжам не дано

Поможем государству сэкономить

В течение десяти лет в нашей стране проходил эксперимент по созданию профессиональных лицеев на базе профессионально-технических училищ.

В документе Министерства образования РФ # 06-51 ин/17-06 от 24.12.99 четко сказано: “В профессиональных лицеях осуществляется межотраслевая и межрегиональная подготовка квалифицированных рабочих по сложным, наукоемким профессиям, что не дано ни техникумам, ни колледжам. Данные учреждения НПО стали опорными центрами развития начального профессионального образования, на базе которых проводятся научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивается подготовка конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений”.

Количество средних специальных учебных заведений в регионе ограничено. Так, в Калининградской области, которая находится за двумя границами, нет ни швейного, ни кораблестроительного, ни деревообрабатывающего, ни пищевого, ни художественного техникума или колледжа, хотя здесь крупнейший в России кораблестроительный завод “Янтарь”, а также главный и единственный карьер и комбинат по разработке янтаря в Европе. В то же время профессиональные лицеи полностью охватили все эти специальности.

За годы эксперимента профессиональные лицеи не только выжили, имея минимальные субсидии от государства, но и, наоборот, за счет собственных внебюджетных средств улучшили свои материальные базы, технически перевооружились и готовят высококвалифицированных специалистов. Профессиональные лицеи завоевали заслуженный авторитет и признание не только в нашей стране, но и за рубежом, а главное, у самих подростков.

Профессиональные лицеи дают возможность способным ребятам окончить общеобразовательную школу, получить рабочую специальность высокой квалификации, перейти на II или III ступень и получить среднее профессиональное образование, поступить в вуз по ускоренной программе и даже в аспирантуру – такие примеры есть в каждом лицее. Это практически единственная возможность у этих подростков пройти все стадии высококвалифицированного профессионального образования, чувствовать себя защищенными и иметь надежду на достойную жизнь.

В нашей области 50% лицеев являются экспериментальными площадками Академии профессионального образования и работают над такими важными педагогическими, методическими и психологическими проблемами, как “Внедрение новых технологий” (пл. # 12), “Менеджмент и рынок труда” (пл. # 23), “Адаптация и самореализация учащихся” (пл. # 10), “Социальная защита, возможности и пути самореализации учащихся из сельских отдаленных районов” (пл. # 19) и т.д.

30% директоров лицеев – кандидаты педагогических наук, 44% учатся в аспирантурах. Отлично понимаем, что составили серьезную конкуренцию техникумам и колледжам. Мы видим, что к нам пошло значительно больше ребят, но считаем, что эта здоровая конкуренция на благо нашим учащимся. Государству обходится она значительно дешевле, а значит, и экономически оправдана.

Профессиональным лицеям предлагают перейти в статус техникумов или колледжей. Но тогда они теряют свое главное преимущество – готовить высококвалифицированных рабочих. Да и обойдется это государству очень дорого. В то же время востребованность выпускников профессиональных лицеев более 80%, что подтверждают заявки с предприятий, пожелания общеобразовательных школ, отзывы родителей.

Вышедший в январе перечень профессий начального профессионального образования и приказ # 7 от 06.01.2000 г. Министерства образования Российской Федерации ограничивают возможности профессиональных лицеев и фактически отбрасывают их на уровень 1988-1989 года. Вследствие этого начнется отток высокопрофессиональных педагогических кадров, упадет престиж профессиональных лицеев, резко возрастет криминогенная зона у подростков.

Предлагаем обратить внимание на название профессиональных лицеев. Слова “начальное профессиональное образование” резко снижают авторитет этих учебных заведений. Как можно, проучившись четыре года и получив общее среднее школьное образование, а потом и многоуровневое профессиональное образование, став специалистом высокой квалификации, называться начальным профессиональным образованием? Просим восстановить прежнее название “Профессиональное техническое образование”.

Считаем:

1. Необходимо подвести итоги десятилетнему эксперименту и дать объективную оценку.

2. Подтвердить статус существования профессиональных лицеев и узаконить их положение.

3. Сохранить право за лицензированными, аттестованными и аккредитованными профессиональными лицеями в 1998, 1999, 2000 годах и т.д., работающими по государственным стандартам и интегрированным программам, готовить специалистов со средним, многоуровневым профессиональным образованием до 2014 года, пока не появятся первые выпускники общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

Совет директоров НПО, преподаватели, родители, учащиеся. Всего около шести тысяч подписей

Калининград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте