Ведущим вузам давали немалые льготы, которые разрешали то, что простым вузам не снилось. Например, в ведущих вузах создавались научно-исследовательские части, уменьшалась учебная нагрузка профессоров и преподавателей (численность профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала могла быть увеличена), на базе ведущих создавались межвузовские центры обслуживания научных исследований. Ведущим вузам выделяли капитальные вложения для строительства и оснащения лабораторных корпусов и экспериментальных баз, давали ассигнования на приобретение приборов и оборудования. Если такой вуз готовил специалистов для министерств и ведомств, а также выполнял для них научные исследования, то министерства и ведомства СССР могли передать такому вузу свои капитальные вложения в объеме до 5 млн. рублей в год.
Особых средств ведущий вуз, как видим, не получал, но ему позволяли вольнее распоряжаться собственными деньгами. Например, использовать до 1,5 процента сумм, составляющих превышение доходов над расходами (за счет средств, получаемых за научно-исследовательские работы по хоздоговорам), на издание журналов, монографий, сборников научных трудов и курсов лекций, на организацию патентно-лицензионной и научно-технической информации. Все эти расходы значительно превышали то, что было предусмотрено сметой вуза по этим статьям расходов.
Ведущий вуз РФ сможет использовать логотип “ведущего” в официальных документах, рекламной продукции и СМИ, быть включенным в официальный справочник “Ведущие вузы РФ”. Ему дадут право на разработку и реализацию экспериментальных образовательных стандартов и основных образовательных программ, на проведение окончательной экспертизы представлений к присвоению ученого звания доцента по кафедре (кандидатам наук), на введение дополнительного вступительного испытания для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ, на установление контрольных цифр приема для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с учетом заявок образовательных учреждений, поданных в ведущий вуз.
Денег у государства, как и в советские времена, маловато. Но для ведущих вузов предусматривается не только статусная, но и материальная поддержка. Это и увеличение фонда заработной платы по отношению к расчетному на 30 процентов, и увеличение на 20 процентов объема средств, выделяемых на приобретение учебного и научного оборудования, учебной и научной литературы, на текущий и капитальный ремонты. На 50 процентов предполагается увеличить ту часть стипендиального фонда, которая направляется на целевую подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. Видимо, существенным материальным подспорьем для ведущего вуза станет и целевая поддержка научно-педагогических школ ведущих вузов в рамках формирования тематических планов.
Комментарии