Необходимость совершенствования системы аттестации педагогических и руководящих работников назрела, но некоторые аспекты предлагаемых изменений вызывают опасения.
Проект предполагает введение трех видов категорий – базовой, первой и высшей; базовую категорию все должны получать в обязательном порядке. Но если молодой человек оканчивает высшее учебное заведение, он получает диплом как признание определенной квалификации. Почему же он должен доказывать, что он учитель и может заниматься образовательной деятельностью, если это понимать под базовой квалификацией? А вот повышать квалификацию он может, проходя в дальнейшем аттестацию на первую и высшую квалификационные категории.
Впервые предлагается аннулировать квалификационные категории за ненадлежащее исполнение педагогическими или руководящими работниками должностных обязанностей. При этом для начала процедуры аннулирования (по проекту) будет достаточно получения аттестационной комиссией жалобы от отдельных граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Но, на мой взгляд, надо будет разработать обоснованные критерии – по каким конкретно причинам можно лишить педагога полученной категории. Может быть, следует совсем убрать этот пункт из проекта. Ведь это не одно и то же – аттестация и признание несоответствия занимаемой должности.
Очень важный вопрос, как будет проводиться аттестация на квалификационную категорию. Для получения базовой категории предлагается сдавать квалификационный экзамен. Что здесь имеется в виду – экзамен на знание своего предмета? А если педагог временно работает не по своей основной специальности? Снова возникает мысль, что, возможно, базовый уровень педагоги вообще не должны подтверждать, как и молодые специалисты с вузовским образованием, а этот экзамен нужно сдавать, например, тем, кто получил среднее специальное образование.
Где будет проходить аттестация на первую категорию, на высшую? Если на уровне региона, то аттестация будет формальной, так как эксперты не смогут выехать к каждому учителю и объективно оценить его деятельность. Важно, на основании каких данных аттестационная комиссия будет принимать решение. Я считаю, что весомым аргументом при присвоении учителю квалификационной категории должно быть его портфолио. Это нужно, чтобы учителя занимались творческой деятельностью не только в тот короткий период, когда проходит аттестация. Чтобы учитель, получив квалификационную категорию на 5 лет, следующие 5 лет работал над своим портфолио, публиковал исследовательские работы, участвовал в конкурсах, показывал высокие результаты педагогического труда. Аттестационным периодом я предлагаю считать все пять лет после получения квалификационной категории. Портфолио сделало бы к тому же систему аттестации более щадящей для психики учителей – сейчас для многих педагогов аттестация является определенным стрессом. Учитель должен в короткий срок составить отчет о своей деятельности, подготовить проекты, открытые уроки. Контроль над учителем в этот период очень серьезный, и это приносит много волнений педагогам.
Ирина ШАБАКОВА, директор Кичм-Городецкой школы, Вологодская область
Комментарии