Сегодня, когда прогресс того или иного общества связывается прежде всего с высокими технологиями, роль образования и науки существенно возрастает. Хотелось бы, чтобы новые БУПы для средней школы способствовали созданию необходимых условий для успешного развития нашего общества.
Основу обсуждаемого проекта Базисного учебного плана составляют профильные классы как средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Следует сказать, что дифференциация обучения и профильные классы не являются новыми элементами для отечественной школы. И раньше существовали классы, спрофилированные на углубленное изучение отдельных предметов. Однако их было мало по сравнению с обычными общеобразовательными классами. Как ни покажется странным, большинство наших докторов наук, академиков заканчивали не профильные, а обычные школы и классы. Полученное образование позволяло им не только поступить в вуз, но и стать учеными с мировым именем. По-видимому, и в дальнейшем уровень отечественной науки будет определяться не профильными классами, а уровнем образования в обычных классах, которые сейчас составляют основу среднего образования.
Конечно, систему образования в старших классах средней школы нужно совершенствовать (модернизировать), создавая там, где в этом есть потребность, профильные классы. Однако это следует делать постепенно, не разрушая саму систему образования. Ведь само слово «модернизация» не предполагает разрушения. В представленном же проекте Базисного учебного плана для среднего полного (общего) образования – именно разрушение. Иначе не назовешь резкое, почти двукратное (с пяти часов в неделю в 10-11-х классах до трех) сокращение числа часов на математику в обычных (непрофильных) классах, которых сейчас подавляющее большинство и которые составляют основу среднего образования.
Сокращение числа часов на математику с пяти до трех в неделю может привести к падению качества обучения, к существенному снижению общего уровня образования и развития школьников.
В то время как другие страны заняты решением проблемы повышения научного уровня образования молодежи, беря на вооружение наш предшествующий опыт преподавания математики в школе, мы в своих планах модернизации школы закладываем не повышение, а снижение этого уровня. В перспективе это может не только повлиять на научно-технический потенциал России, но и создать угрозу ее национальной безопасности.
Конечно, этого нельзя допустить.
Владимир СМИРНОВ, доктор физико-математических наук, профессор Московского педагогического государственного университета
Комментарии