Продолжение. Начало в «МП» №34
Об актуальных решениях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношенийСистема социального партнерства действует в нашей стране как один из основополагающих общественных институтов, деятельность которого направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Система социального партнерства структурирована, ее функционирование имеет упорядоченный характер, когда права, обязанности и возможности каждого из ее участников (работники и работодатели в лице уполномоченных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления) закреплены системой нормативных правовых актов и соглашениями разных уровней – от локального (уровень отдельно взятой организации) до федерального.На федеральном уровне действуют Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы и отраслевые соглашения между социальными партнерами в различных сферах экономической и общественной деятельности. В сфере образования регулирование социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства в настоящее время продолжает (с учетом реорганизации министерства) осуществляться на основе подписанного 6 декабря 2017 года отраслевого соглашения на 2018-2020 годы между Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации.Общероссийский Профсоюз образования, как и другие российские профсоюзы, в своей деятельности в рамках социального партнерства руководствуется прежде всего положениями Трудового кодекса Российской Федерации. Всего ТК РФ подразделяется на 14 разделов, один из которых (раздел II) целиком посвящен социальному партнерству в сфере труда.Отдельно следует остановиться на работе профсоюза по представительству интересов работников сферы образования в постоянно действующей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Это связано прежде всего с тем, что в своей работе профсоюз постоянно сталкивается с проблемой необходимости проведения межведомственных обсуждений и согласований в целях решения проблем, актуальных для работников сферы образования. Самостоятельно профсоюзу сложно инициировать подобные согласительные процедуры, с другой стороны, административного ресурса отдельного взятого ведомства – в нашем случае Минпросвещения и Минобрнауки России – бывает недостаточно для решения в рамках социального партнерства поставленных профсоюзом вопросов. Механизм и инструменты РТК способствуют инициированию рассмотрения отраслевых вопросов, решение которых предполагает участие таких ведомств, как, например, Минтруд или Минфин России, являющихся главными регуляторами в области проведения государственной политики в сфере трудовых отношений и финансов. Учитывая, что наряду с работниками сферы образования к «бюджетникам» относится большая часть работников других сфер деятельности (здравоохранение, культура, спорт и т. д.), нормы, регулирующие трудовые отношения, часто носят универсальный характер и их принятие или изменение требует согласований с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.В состав РТК входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Обязанности координатора РТК в настоящее время исполняет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Т.А.Голикова.Для организации контроля за выполнением Генерального соглашения и решений РТК, подготовки вопросов, вносимых на ее рассмотрение, обсуждения проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, проведения консультаций по другим вопросам решением РТК образуются постоянно действующие рабочие группы (всего семь групп), в состав которых наряду с членами РТК включаются эксперты (списочный состав утверждается координатором РТК на основании предложений социальных партнеров).Председатель профсоюза Г.И.Меркулова входит в состав РТК и одновременно является сопредседателем рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения, что дает возможность профсоюзу участвовать в прямом диалоге с социальными партнерами на федеральном уровне и представлять интересы работников отрасли при выработке итоговых решений. Специалисты профсоюза и заместители председателя профсоюза участвуют в качестве экспертов в заседаниях рабочих групп, на которых рассматриваются вопросы, затрагивающие интересы работников отрасли, – готовят необходимые материалы: справки, обоснования, проекты нормативных правовых актов, изменений и дополнений к ним, предложения в проекты решений по итогам заседаний и т. д.В качестве примеров результативной работы профсоюза на площадке РТК можно отметить:1. По итогам работы Межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, в состав которой вошли руководители и специалисты профсоюза, в декабре 2018 года Единые рекомендации были окончательно согласованы сторонами социального партнерства и утверждены на заседании РТК;2. Совместно с профсоюзом разработаны Разъяснения по вопросу оформления трудовых отношений с педагогическими, медицинскими работниками, вожатыми и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе по совместительству, разосланные Минпросвещения России руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (письмо от 16 июля 2019 года №ПЗ-741-06). Вопрос о необходимости разработки таких разъяснений по инициативе профсоюза рассматривался не один раз на заседаниях рабочих групп РТК, в том числе 10 мая 2018 года и 20 марта 2019 года.Следует подчеркнуть, что процесс привлечения профсоюза к разработке разъяснений (в итоге в их основе оказался вариант, разработанный специалистами профсоюза) с дальнейшим их межведомственным обсуждением и согласованием (Минтруд, Минздрав, Минкультуры России) был инициирован благодаря возможностям площадки РТК.3. По инициативе профсоюза на заседании соответствующей профильной рабочей группы РТК 18 апреля 2019 года рассмотрен вопрос «О нормативно-правовом регулировании обеспечения права на досрочную страховую пенсию педагогических, медицинских работников и работников, осуществляющих творческую деятельность в организациях культуры, в связи с принятием Федерального закона от 03.10.2018 №350‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Сообщение по данному вопросу на заседании рабочей группы сделала заместитель председателя профсоюза Т.В.Куприянова.По итогам заседания рабочей группы:- профсоюзу было предложено официально направить в Минтруд России и Пенсионный фонд Российской Федерации обращения с вопросами о нормативно-правовом регулировании обеспечения права на досрочную страховую пенсию педагогических, медицинских работников и работников, осуществляющих творческую деятельность в организациях культуры, в связи с принятием Федерального закона от 03.10.2018 №350‑ФЗ;- Минтруду России и Пенсионному фонду Российской Федерации предложено направить в секретариат РТК и профсоюз ответы на указанные вопросы и провести консультации с профсоюзом по этим вопросам с последующим информированием о результатах секретариата РТК;- Пенсионному фонду Российской Федерации предложено направить в секретариат Комиссии проект Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста для информирования членов и экспертов рабочей группы РТК.Все предусмотренные решением рабочей группы РТК письма и ответы были отправлены и получены.В ответе Пенсионного фонда России от 31 мая 2019 г. №С4-25-19/11141 в адрес профсоюза содержатся необходимые разъяснения по отнесению к предпенсионерам (независимо от возраста) педагогических работников, осуществлявших не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Это, в свою очередь, предусматривает право на досрочную страховую пенсию в установленные Федеральным законом от 03.10.2018 г. №350‑ФЗ сроки и право на меры социальной поддержки, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Необходимо отметить, что далеко не всегда удается выйти на конечные согласованные решения по вопросам, предлагаемым профсоюзом к рассмотрению в РТК. В случае недостижения согласия профсоюз инициирует повторное рассмотрение, а в случае неаргументированного отрицания или простого игнорирования необходимости поиска решения проблем на уровне РТК официально обращается к руководителям министерств, в чьей компетенции находится решение вопросов, координатору РТК, высшим должностным лицам Российской Федерации.О ситуации с педагогическими кадрами в сфере общего образованияПо данным федерального статистического наблюдения, сформированным по итогам сбора статистической отчетности сферы образования на начало 2017-2018 учебного года и за 2017 отчетный год, число ставок по штату учителей составляло 1439441,98 при списочном составе 1338143,57. То есть дефицит учительских кадров составил 101298 человек, или 7%, в том числе нехватка учителей начальных классов составила 16539 человек (4,3%), учителей русского языка и литературы – 11000 (6%), истории, экономики, права, обществознания – 6500 (7%), математики – 9676 (7%), иностранных языков – 10798 (7%), физической культуры – 8298 (8%), трудового обучения – 9%, музыки и пения – 11%, изобразительного искусства и черчения – 10%, ОБЖ – 10%.Нехватка педагогов дополнительного образования детей составила 11735 человек (20%), воспитателей, работающих в подразделениях (группах) дошкольного образования, – 1936 человек (3%).При этом в отчетный период из образовательных организаций выбыли 139053 (8%) педагогических работника, из них 129063 (7%) – по собственному желанию, в том числе выбыли 100574 учителя (7%), из них по собственному желанию – 94317(6,5%).Проблема нехватки педагогических кадров обостряется в связи с постепенным их старением. Как отметила в своем выступлении на парламентских слушаниях в Государственной Думе министр просвещения России Ольга Васильева (24 июня 2019 г.), возрастной состав работающих учителей остается проблемным: 39% составляют учителя старше 50 лет, доля молодых не превышает 5,5%, кадровый дефицит учителей в регионах составляет примерно 10-11 процентов. К 2020 году нехватка педагогов в российских школах составит 180 тысяч человек.По данным Минпросвещения России, в последние годы растет количество учеников на одного учителя. Так, в 2017 году на одного педагога приходилось 13,7 обучающихся, в 2018‑м – 14, в 2019‑м – 14,9.Растет и учебная нагрузка на учителя, которая в 2016 году в среднем составляла 23,4 часа, а в конце прошлого учебного года выросла до 25 часов в неделю. В региональном разрезе – от 1,1 ставки в Республике Мордовия до 1,78 в Кемеровской области. И это не предел. Нередки случаи, когда учителя ведут по 2 ставки и более.Подобное положение теоретически мог бы исправить приток выпускников педагогических вузов, однако данные официальной статистики говорят о незаинтересованности большинства из них заниматься педагогической деятельностью. Так, из 73 тысяч человек, ежегодно поступающих на бюджетные места в педагогические вузы, только 33-34 тысяч приходят работать в школы. Таким образом, чтобы восполнить существующий дефицит учительских кадров, по математическим расчетам в идеале потребуется не менее трех лет (без учета выбытия учителей).Увеличение дефицита учителей в российских школах подтверждают и данные опроса более 3 тысяч педагогов из 83 регионов, который провели эксперты Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования» во втором квартале 2019 года.Так, по данным ОНФ:доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%;респонденты чаще всего говорят об отсутствии в их школе учителя математики (34%), иностранного (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%);об отсутствии одного-трех учителей сообщили 36% респондентов, четырех-пяти – 10,6%, десяти – 0,4%;учителя увольняются и в конце, и в середине года, иногда уходят командами по шесть – восемь человек;о нехватке педагогов говорят как в сельских школах (54%), так и в городских (50%);только четверть опрошенных сообщили, что за прошедший учебный год состав и численность коллектива не менялись, а 7% – что учителя не увольнялись и даже приходили новые;более трети участников опроса (38%) отметили, что замену уволившимся коллегам нашли с трудом, а 22% сообщили, что ушедшему из школы педагогу так и не нашли замену. «При этом муниципалитеты, узнав об увольнении предметников, рекомендуют некоторым школам обходиться своими силами, чтобы средняя зарплата в школе соответствовала нужному уровню», «Негласный приказ – не увеличивать количество учителей. Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются», «Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю», – говорили педагоги во время опроса;растет средний возраст учительского состава: «Педагогический коллектив в основном – за 40 лет, из молодых – только один, пенсионеров – 19 из 40».«Национальный проект «Образование» пока не дает ответа на главный вопрос: кто будет выводить российскую школу в десятку лучших? Именно от учителя зависит, сможет ли ребенок учиться по индивидуальной образовательной траектории, поучаствует ли в онлайн-уроке, проявит ли интерес к волонтерству. Нужно возвращаться к вопросу системы оплаты труда, финансировать целевую подготовку сельских учителей – у муниципалитетов далеко не всегда хватает на это средств. Нужно обеспечить четкое соблюдение прав и гарантий педагогов. Каждый шаг, который совершают органы власти, должен освобождать время учителя и создавать новые возможности, а не увеличивать давление. На это должно работать все: Федеральный государственный образовательный стандарт, Национальная система учительского роста, цифровая школа, центры профессионального мастерства. Мы должны создать условия, в которых эффективный педагогический труд снова станет возможным в каждой школе», – отметила член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Любовь Духанина.Результаты опроса вместе с данными о средних зарплатах учителей и ожиданиями педагогов от реализации нацпроекта «Образование» эксперты ОНФ направят в Министерство просвещения России и региональные органы управления образованием.Нехватка педагогических кадров, недостаточность и неэффективность предпринимаемых в регионах мер по привлечению педагогических кадров в образовательные организации вызывает беспокойство региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.Вместе с тем анализ действующих региональных соглашений показывает, что меры социальной поддержки молодых педагогических работников во многих регионах остаются непривлекательными для них.В подавляющем большинстве соглашений практически нет конкретных договоренностей о совместной работе социальных партнеров, связанных с развитием кадрового потенциала образовательных организаций, привлечением в сферу образования выпускников педагогических вузов, колледжей.Большинство соглашений содержат, например, следующие договоренности:а) «стороны договорились способствовать повышению качества образования, результативности деятельности образовательных организаций, конкурентоспособности работников на рынке труда при реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, иных федеральных программ в сфере образования…»;б) министерство (департамент) «предоставляет профсоюзу по его запросам информацию о численности и составе работников, системах оплаты труда, размерах средней заработной платы по категориям персонала, в том числе основного персонала, по видам экономической деятельности, средствах, централизуемых по образовательным организациям для установления их руководителям выплат стимулирующего характера, и иных показателях заработной платы, объемах задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников, принятых на основании решений государственных органов»;в) «стороны считают приоритетными следующие направления в совместной деятельности по реализации молодежной политики в организациях:проведение работы с молодежью с целью закрепления их в организациях; содействие повышению их профессиональной квалификации и служебному росту;содействие трудоустройству не менее половины выпускников образовательных организаций по специальности в течение одного года после выпуска;содействие повышению профессиональной квалификации и карьерному росту молодежи в рамках управления персоналом;- содействие закреплению мер социальной поддержки работников из числа молодежи, впервые поступивших на работу, установление им надбавок к заработной плате на условиях, предусмотренных трудовым договором, коллективным договором или локальными нормативными актами».Такие договоренности не дают представления о том, в чем проявляется позиция региональных, местных и первичных организаций профсоюза при формировании предложений по развитию кадрового потенциала, преодолению кадрового дефицита непосредственно в школах, дошкольных образовательных организациях, привлечению именно в общеобразовательные организации молодых специалистов.Учитывая сложившуюся ситуацию с нарастающим дефицитом педагогических кадров в общеобразовательных организациях, по мнению профсоюза, необходимо инициировать обсуждение темы развития кадрового потенциала сферы образования региона, предложив социальным партнерам во взаимодействии с ректорами педагогических вузов, директорами колледжей разработать или провести корректировку действующей региональной программы («дорожной карты») мер, направленных на обеспечение потребности школ в педагогических кадрах, в том числе с учетом ожидаемых в период до 2024 года прироста численности детей школьного возраста, увеличения потребности в педагогических кадрах в разрезе каждого преподаваемого предмета, каждой образовательной организации.Следует обратить внимание на эффективность использования целевого обучения молодежи с обеспечением последующего трудоустройства, расширения практики дополнительной социальной поддержки как в период обучения в вузе, так и в первые годы работы, в том числе с учетом реализации начиная с 2020 года программы «Земский учитель».На взгляд профсоюза, необходимо повысить внимание к проведению в школах работы по профессиональной ориентации обучающихся старших классов на профессию учителя.Учитывая, что по плану деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на 2019 год в IV квартале текущего года состоится Всероссийский съезд сельских учителей, считаем необходимым скоординировать в профсоюзе работу по подготовке предложений по совершенствованию условий труда сельских учителей, в том числе с учетом реализации программы «Земский учитель».О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, установленных в субъектах Российской Федерации в 2018 году, по данным мониторинга, проведенного Общероссийским Профсоюзом образованияОбщероссийским Профсоюзом образования в первой половине 2019 года проведен мониторинг предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций, установленных в субъектах РФ в 2018 году. В мониторинге приняли участие 76 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, предоставивших информацию по 79 субъектам РФ. Не представили информацию региональные организации профсоюза Кемеровской, Сахалинской областей и Республики Саха (Якутия), нет информации по Ненецкому и Чукотскому автономным округам. Также в мониторинге не представлена информация по мерам социальной поддержки работников образования Москвы, так как, по информации Московской городской организации профсоюза, большинство позиций, запрашиваемых в мониторинге, относится к компетенции работодателя и устанавливается на локальном уровне социального партнерства в коллективном договоре и в соответствующих локальных нормативных актах образовательных организаций.17 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза (Калужская, Орловская, Тамбовская, Белгородская, Калининградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Томская области, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ставропольский и Пермский края, республики Коми, Дагестан, Чувашия и Алтай) прислали информацию по старой форме отчета.По итогам мониторинга установлено следующее.1. Меры социальной поддержки молодых специалистов образовательных организацийНазванные меры осуществлялись в 2018 году во всех субъектах РФ, представивших информацию, за исключением Карачаево-Черкесской Республики, где меры социальной поддержки молодым специалистам не установлены.Предоставление мер социальной поддержки молодым специалистам осуществлялось в различных формах.Так, в 58 субъектах РФ предоставлялись единовременные денежные выплаты молодым специалистам, впервые устраивающимся на работу в образовательные организации, из них:- в 42 субъектах РФ данные выплаты предоставлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики в диапазоне от 10 до 350 тыс. руб.;- в 16 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях в диапазоне от 10 до 150 тыс. руб.Указанная мера социальной поддержки молодых специалистов закреплена в региональных и территориальных отраслевых соглашениях в 14 субъектах РФ (Орловской, Рязанской, Тульской, Вологодской, Кировской, Оренбургской, Тюменской областях, республиках Карелия, Крым, Татарстан, Бурятия, Тыва, Алтайском и Краснодарском краях).В 21 субъекте РФ молодым специалистам предоставлялись ежегодные единовременные денежные выплаты, как правило, в течение первых трех лет работы после окончания образовательных организаций профессионального образования, из них:- в 13 субъектах РФ данные выплаты осуществлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики;- в 8 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях.В 72 субъектах РФ молодым специалистам, окончившим образовательные организации, реализующие программы высшего или среднего профессионального образования, и работающим в образовательных организациях, в течение первых трех лет с момента трудоустройства выплачивается ежемесячная надбавка (доплата) к должностному окладу (ставке заработной платы), из них:- в 62 субъектах РФ данные выплаты осуществлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики;- в 10 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях.Указанная мера социальной поддержки молодых специалистов закреплена в региональных, территориальных отраслевых соглашениях, коллективных договорах в 19 субъектах РФ (Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Архангельской, Новгородской, Астраханской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Новосибирской областях, республиках Карелия, Адыгея, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Бурятия, Краснодарском крае).В 45 субъектах РФ установлена ежемесячная надбавка (доплата) к должностному окладу наставникам молодых специалистов (в течение периода наставничества), вышеуказанная выплата предусмотрена региональными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами и положениями об оплате труда образовательных организаций и выплачивается наставникам молодых специалистов в основном из стимулирующей части ФОТ образовательных организаций.Наряду с указанными выше мерами в большинстве субъектов РФ осуществлялась поддержка молодых специалистов и студентов педагогических специальностей в таких формах, как: призы и выплаты победителям конкурсов профессионального мастерства для молодых специалистов «Педагогический дебют», «Педагогические горизонты», «Педагогический серфинг», «Фестиваль методических идей молодых педагогов» и др.; дополнительные стипендии студентам, осваивающим профессиональные образовательные программы по педагогическим специальностям, а также студентам, заключившим договор о целевом обучении и последующем трудоустройстве в образовательные организации; предоставление грантов молодым специалистам, принятым на должность педагогического работника в муниципальные и государственные общеобразовательные организации; обучение и проведение форумов, организация профсоюзных педагогических школ для молодых педагогов.В ряде субъектов РФ в качестве мер социальной поддержки молодых специалистов реализовывались специальные проекты (программы): «Мобильный учитель» (Пермский край); «Профсоюзная страховка» для всех молодых специалистов на случай увольнения в связи с сокращением численности или штата работников (Владимирская область); ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд на всех видах общественного транспорта в размере 50% стоимости единого месячного проездного билета (Санкт-Петербург); культурно-образовательный тур для молодых педагогов (Тюменская область).2. Меры социальной поддержки работников дошкольных образовательных организаций осуществлялись в 2018 году в 61 субъекте РФ также в различных формах: в 40 субъектах РФ для работников дошкольных образовательных организаций предусмотрено снижение платы за содержание их детей в дошкольных учреждениях, из них в 9 субъектах РФ (Белгородской, Брянской, Воронежской, Тульской, Курской, Оренбургской, Курганской областях, Республике Карелия и Краснодарском крае) эта мера социальной поддержки работников ДОУ зафиксирована в региональных и (или) территориальных соглашениях; в 9 субъектах РФ (Брянской, Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской, Нижегородской, Саратовской, Челябинской и Омской областях) в ряде муниципальных образований предоставлялась компенсация оплаты питания для работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с положениями, закрепленными в территориальных соглашениях, коллективных договорах и локальных актах образовательных организаций; в 41 субъекте РФ в отдельных муниципальных образованиях установлено право на первоочередной прием в дошкольные организации детей работников ДОУ; в большинстве субъектов РФ педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций выплачиваются премии и вручаются призы за участие в конкурсах профессионального мастерства.Наряду с вышеперечисленными мерами социальной поддержки педагогических работников дошкольных образовательных организаций в ряде муниципальных образований осуществляются иные меры поддержки. Например, в Московской области работникам предоставляются дополнительно оплачиваемые 2 календарных дня к отпуску за работу без больничных листов, в Омской области поварам, работающим в дошкольных образовательных организациях, предоставляются дополнительно оплачиваемые 6 календарных дней к отпуску, во Владимирской области работникам компенсируют стоимость проезда из города на работу в сельскую местность.Примечание. В 18 субъектах РФ: в Смоленской, Архангельской, Новгородской, Псковской, Ленинградской, Астраханской, Пензенской, Свердловской, Иркутской, Магаданской областях, Пермском, Забайкальском, Камчатском краях, республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Ямало-Ненецком автономном округе – меры социальной поддержки работникам дошкольных образовательных организаций в 2018 году не осуществлялись.3. Меры социальной поддержки педагогических работников, уходящих на пенсию по возрасту либо уже находящихся на пенсии, применялись в 2018 году в 71 субъекте РФ: в 58 субъектах РФ осуществлялись единовременные денежные выплаты педагогическим работникам, получившим право выхода на пенсию, при этом в 20 субъектах РФ такая выплата производится педагогическим работникам только при условии оставления работы. В 30 из 58 субъектов РФ наряду с выделением бюджетных ассигнований на единовременные денежные выплаты таким педагогическим работникам осуществлялись и выплаты из профсоюзного бюджета. Указанная мера закреплена в региональных, территориальных отраслевых соглашениях, коллективных договорах образовательных организаций в 35 субъектах РФ; в 20 субъектах РФ осуществлялись ежемесячные доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров, из них в 10 субъектах РФ – ежемесячные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, имеющим почетные звания и/или ученую степень; в 38 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление пенсионеров из региональных и (или) муниципальных бюджетов, в том числе в 32 субъектах РФ средства на эти цели предоставлялись также из профсоюзного бюджета; в 55 субъектах РФ пенсионерам оказывалась материальная помощь к праздникам, юбилейным датам и по другим основаниям, из них в 50 субъектах РФ средства на материальную помощь пенсионерам предоставлялись из профсоюзного бюджета.Примечание. Меры социальной поддержки педагогических работников, уходящих на пенсию по возрасту (в том числе досрочную), не установлены в 8 субъектах РФ: в Липецкой, Самарской, Свердловской, Иркутской областях, Чеченской, Карачаево-Черкесской республиках, Адыгее, Республике Алтай).4. Меры социальной поддержки по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работников образовательных организаций: в 68 субъектах РФ в 2018 году осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников образования, в том числе в 59 субъектах РФ наряду с выделением бюджетных ассигнований средства на эти цели предоставлялись из профсоюзного бюджета; в 49 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и летний отдых детей работников образования, в том числе в 22 субъектах РФ наряду с выделением бюджетных ассигнований средства на эти цели предоставлялись из профсоюзного бюджета; в 29 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости проезда работников образования к месту лечения и отдыха, в 23 из них данные выплаты осуществлялись за счет средств профсоюзных организаций; в 62 субъектах РФ предоставлялась материальная помощь на лечение и оплату стоимости операций работникам образования, из них в 58 субъектах РФ материальная помощь предоставлялись из профсоюзного бюджета. в 48 субъектах РФ осуществлялось финансирование проводимых спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе полная или частичная компенсация стоимости абонементов в тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны и т. п., в 38 из них – за счет средств профсоюзных организаций.5. Меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий работников образования: в 47 субъектах РФ, по данным мониторинга, мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, в том числе работников образования, осуществлялись через различные региональные (муниципальные) целевые программы, в том числе в 25 субъектах РФ в рамках программ по улучшению жилищных условий молодых учителей, молодых семей; в 25 субъектах РФ работникам образования, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялись служебные квартиры, квартиры на условиях социального найма на период работы в образовательной организации, в том числе в 16 субъектах РФ – молодым специалистам; в 29 регионах предоставлялись комнаты в общежитии, в том числе в 21 субъекте РФ – молодым специалистам; в 29 субъектах РФ работникам образования осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости коммерческого найма жилого помещения, в том числе в 23 субъектах РФ – молодым специалистам; в 19 субъектах РФ в отдельных муниципальных образованиях работникам образования под строительство жилья выделялись земельные участки либо по льготной стоимости, либо на бесплатной основе, в 15 из них – молодым специалистам.6. Инновационные формы социальной поддержки работников образования – членов профсоюза применялись в 2018 году в 61 субъекте РФ: в 26 субъектах РФ в рамках реализации программы дополнительного пенсионного обеспечения работников образования через АО НПФ «САФМАР»; в 16 субъектах РФ осуществлялось дополнительное медицинское страхование работников, в том числе в 4 субъектах РФ – страхование «Антиклещ»; в 23 субъектах РФ осуществлялась социальная поддержка работников, членов профсоюза, через кредитный потребительский кооператив; в 43 субъектах РФ вошло в практику заключение договоров с предприятиями сферы торговли, услуг и т. п. на предоставление скидок для членов профсоюза.7. Иные меры социальной поддержки работников образования – членов профсоюза применялись в 2018 году в 69 субъектах РФ.По сведениям региональных (межрегиональных) организаций профсоюза: в 60 субъектах РФ работникам образовательных организаций производятся выплаты за работу в сельской местности; в 77 субъектах РФ педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, осуществляют компенсацию оплаты жилых помещений и коммунальных услуг.Кроме этого, в региональных, территориальных отраслевых соглашениях и коллективных договорах закрепляются дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий работников образования, например: дополнительные оплачиваемые отпуска по различным основаниям (за эффективное использование рабочего времени, родителям первоклассников); единовременные выплаты за подготовку учеников-медалистов, победителей олимпиад; компенсация стоимости проезда к месту работы и обратно; доплаты работникам, имеющим отраслевые награды в сфере образования; поощрение работников к юбилейным, праздничным датам; материальная помощь по различным основаниям; призы педагогическим работникам – победителям, призерам муниципальных и региональных конкурсов профессионального мастерства и др.Проведенный Общероссийским Профсоюзом образования анализ мер социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, установленных в субъектах Российской Федерации в 2018 году, позволяет сделать вывод о том, что перечисленные в этом разделе меры в том или ином виде устанавливаются в большинстве регионов.Вместе с тем:- не все региональные (межрегиональные) организации профсоюза участвуют в ежегодно проводимом мониторинге; начиная с 2012 года максимальное количество участников мониторинга – 76 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза;- информация о результатах проводимого мониторинга из многих региональных (межрегиональных) организаций поступает в аппарат профсоюза в нарушение установленных сроков после неоднократных напоминаний (только 55 из 76 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза предоставили запрашиваемую информацию в установленные сроки);- многие устанавливаемые в субъектах РФ меры социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций не отличаются положительной динамикой на протяжении ряда лет. Так, наметилась тенденция к снижению мер социальной поддержки молодых специалистов, мер, направленных на улучшение жилищных условий педагогических работников, мер социальной поддержки работников дошкольных образовательных организаций.Следует обратить внимание на то, что меры социальной поддержки работников образования во многом не носят системного характера и не являются обязательствами региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров, что отрицательно сказывается на их эффективности и стабильности их предоставления.Продолжение следует
Комментарии