Информационно-аналитические материалы к августовским совещаниям 2010 года.
В соответствии с предложениями Министерства образования и науки РФ, озвученными на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, 7 июля 2010 года (г. Улан-Удэ), основное внимание на августовских совещаниях в текущем году будет уделено обсуждению следующих вопросов:
• подготовка к введению Федерального закона №83-ФЗ, формирование государственного (муниципального) задания;
• разработка интегрированного федерального законопроекта «Об образовании в РФ»;
• реализация ФГОС начального общего образования.
Эти и целый ряд других наиболее актуальных проблем предполагается обсудить на традиционно проводимом в сентябре в городе Сочи совместном семинаре-совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.
О разработке проекта федерального бюджета Российской Федерации на
2011 год и плановый период
2012-2013 годов
Работа над формированием проекта федерального бюджета на предстоящий трехлетний период ведется на основе Бюджетного послания Президента РФ, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011-2013 годах.
Бюджетное послание Президента РФ во многом базируется на принятой Правительством РФ Программе по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Напомним основные задачи бюджетной политики на предстоящие три года, определенные в Бюджетном послании.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.
Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, что предполагает возврат к разработке долгосрочных планов экономического развития, введение четких правил оценки объема действующих расходных обязательств и процедур принятия новых расходных обязательств, предусматривающих повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
Правительство РФ работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения.
С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ. 2011 год будет переходным периодом.
На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений.
Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
Пятое. Повышение качества человеческого капитала. В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.
При определении основных приоритетов бюджетных расходов в Бюджетном послании выделены:
1. Повышение эффективности социальной защиты.
2. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.
С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции предложено увеличить на 6,5% с 1 апреля 2011 года денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 года – фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 года – стипендиальный фонд.
3. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
Должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизация экономики, удовлетворение потребности рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим, но и со средним и начальным профессиональным образованием.
В рамках соответствующих государственных программ следует обеспечить реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», продолжить развитие федеральных и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутой во многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье».
При планировании социальных расходов бюджета следует обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.
4. Обеспечение обороноспособности страны.
5. Реформа органов внутренних дел.
6. Развитие транспортной инфраструктуры.
7. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.
Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России).
Справочно: Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №1101-р и призвана обеспечить реализацию основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Данная Программа является новым этапом бюджетной реформы, которую Правительство РФ начало в 2000 году.
Напомним, что основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ознаменовал вступивший в силу в 2000 году Бюджетный кодекс РФ, в котором постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
В Программе названы недостатки и нерешенные проблемы современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, которые и определили актуальность разработки и реализации очередной системы мер, обусловленной необходимостью достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации в условиях адаптации бюджетной системы к замедлению темпов роста бюджетных доходов.
К таким недостаткам Минфин России, являющийся автором-разработчиком данной Программы, отнес: сохраняющиеся стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, отсутствие условий для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом; отсутствие действенных методик оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов; низкую заинтересованность регионов и муниципалитетов в наращивании доходной базы региональных и местных бюджетов; продолжающийся рост бюджетной сети (перевод бюджетных учреждений в автономные произошел только в нескольких субъектах Российской Федерации и практически не состоялся на федеральном уровне); ограниченный опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий. Названные недостатки определяют основные направления Программы.
Целью Программы заявлено создание условий для повышения эффективности деятельности субъектов РФ и муниципальных образований (публично-правовых образований) по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей в них граждан и общества, а также для реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются в том числе: определение сфер ответственности публично-правовых образований, органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования, целеполагание бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленной цели; усиление роли федерального бюджета в решении вопросов модернизации и инновационного развития российской экономики. Необходимым условием решения поставленных задач является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ.
Для решения указанных задач в 2010-2012 годах в рамках Программы предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
– внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
– применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета;
– переход к утверждению «программного» бюджета;
– развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и др.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации названо необходимым условием решения задач Программы, а проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности.
В Программе четко сформулированы принципы такой ответственной бюджетной политики, а также представлен перечень основных мер для их внедрения на федеральном уровне. При этом подчеркивается, что аналогичные принципы и меры могут быть реализованы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Программа в очередной раз называет одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов программно-целевой принцип организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, которому посвящен отдельный раздел.
В данном разделе еще раз дается определение термина «государственная программа», определены общие принципы разработки и реализации государственных программ, формируемых исходя из целей и индикаторов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иных стратегических документов, утвержденных Президентом РФ и Правительством РФ. На ведомственном уровне инструментом стратегического и операционного планирования остаются преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти. Этот же инструмент будет использоваться и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети «Интернет».
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджетов и соответственно корректировки бюджетной классификации Российской Федерации.
В разделе Программы «Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг» описываются цели, задачи и мероприятия по повышению качества государственных (муниципальных) услуг.
В Программе поясняется, что существующая в Российской Федерации сеть государственных (муниципальных) учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности оказания государственных услуг. Перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел в массовом порядке только в нескольких субъектах РФ и практически не реализован на федеральном уровне. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований ведется по большей части методом индексации существующих расходов при сохранении их структуры в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества государственных (муниципальных) услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг государственных (муниципальных) учреждений;
внедрение в деятельность государственных (муниципальных) учреждений элементов конкурентных отношений.
Заявлено, что для достижения указанных целей необходимо решить три взаимосвязанные задачи:
– совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений;
– внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
– повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, для потребителей этих услуг.
Предусмотрено, что мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Они направлены на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг в условиях сохранения либо снижения темпов роста расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих государственные (муниципальные) услуги:
перевести их с 1 июля 2012 года со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность государства (муниципального образования) по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган государственной власти или орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений – казенных учреждений, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
На первое полугодие 2011 года будет установлен переходный период, который позволит как федеральным бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и федеральным казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).
При этом первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждением и нормативы затрат на содержание закрепленного за ним имущества должен определять федеральный орган государственной власти – главный распорядитель средств федерального бюджета, исходя из размера бюджетных ассигнований, предоставленных данному федеральному учреждению по смете в 2010 году.
Кроме того, будут предприняты следующие меры, направленные на создание для федеральных органов государственной власти условий и стимулов для оптимизации сети подведомственных учреждений:
– упрощение процедуры реорганизации (в форме слияния и присоединения) и ликвидации учреждений с передачей соответствующих полномочий от Правительства РФ федеральным органам исполнительной власти;
– сохранение объемов бюджетных ассигнований федеральным органам государственной власти – главным распорядителям бюджетных средств при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).
Перевод бюджетных учреждений со сметного финансирования на предоставление субсидий потребует совершенствования практики формирования государственных (муниципальных) заданий для государственных (муниципальных) учреждений и их финансового обеспечения.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений в 2010 году необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе РФ принцип использования проектов государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг при планировании бюджетных проектировок на 2011-2013 годы.
В этих целях федеральным органам исполнительной власти, разрабатывающим проекты государственных заданий для федеральных государственных учреждений, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета разрабатывать и представлять в Министерство финансов РФ сводные показатели государственных заданий.
Об основных направлениях реализации приоритетных национальных проектов на 2011-2013 годы
В настоящее время идет активное обсуждение, связанное с определением приоритетов в реализации национальных проектов и проектов модернизации экономики страны в 2011-2013 годах.
Эти вопросы обсуждались на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте РФ 29 июля. При этом на заседании совета Дмитрий Медведев заявил, что работа над проектом федерального бюджета и определением основных направлений ПНПО должна быть синхронизирована с тем, чтобы «сам бюджетный процесс не подминал под себя эти проекты, а, наоборот, несмотря на все сложности, шел за национальными проектами, то есть они были бы одной из доминирующих частей нашего бюджета».
Президент России вновь отметил, что приоритетные национальные проекты оказались самым эффективным инструментом для решения как социальных, так и экономических проблем за последние 10 лет. Именно поэтому решено не только продолжить работу с национальными проектами, но и максимально адаптировать их к процессам модернизации, которые идут в стране.
В связи с этим в качестве одной из ведущих тем заседания совета 29 июля было избрано внедрение в национальные проекты инновационных технологий и программ повышения энергоэффективности.
В выступлении заместителя председателя Правительства РФ Александра Жукова, а затем министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко были даны характеристики основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» в 2011-2013 годах, сопряженных с приоритетными направлениями модернизации экономики страны.
Первое направление, озвученное министром на заседании совета, – развитие прикладных исследовательских компетенций вузов как важного элемента национальной инновационной системы. Базой для развития этого направления ПНПО послужили, как было заявлено, в первую очередь результаты нацпроекта по поддержке инновационных программ вузов, а также создание федеральных и национальных исследовательских университетов.
В целях достижения поставленной задачи в предстоящий период намечено реализовать три новых мероприятия:
– конкурсная поддержка кооперации вузов и высокотехнологичных предприятий в сфере прикладных исследований. Справочно: постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» утверждено правило предоставления на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета производственным предприятиям для финансирования комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых совместно предприятиями и высшими учебными заведениями. При этом организация нового высокотехнологичного производства осуществляется за счет собственных средств предприятия, а не менее 20% средств выделяемой субсидии должно быть использовано на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы с участием российских вузов;
– конкурсная поддержка развития инновационной инфраструктуры высшей школы (создание малых инновационных предприятий при вузах). Справочно: постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» предусматривает выделение бюджетных ассигнований федеральным вузам на основе конкурсного отбора программ развития их инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в 2010-2012 годах. Участниками конкурса могут быть образовательные учреждения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, эффективно реализующие образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры;
– привлечение на конкурсной основе ведущих ученых, работающих за рубежом, в российские вузы с целью обновления и развития российских научных школ.
Финансирование данных мероприятий из федерального бюджета планируется в объеме 39 млрд. рублей на три года.
Эти проекты, как подчеркнул Андрей Фурсенко, помогут вузам выйти на новый качественный уровень создания и реализации собственных программ развития, встроить исследовательский и образовательный секторы вузов в новую экономику, а также обеспечить более тесную интеграцию науки, образования и экономики. Такие программы развития вузов должны стать, по мнению министра, базой для формирования госзадания при реализации Федерального закона №83-ФЗ, а самим вузам помогут стать более самостоятельными и эффективными.
Планируется, что к 2013 году доля образовательных программ различного уровня и направлений, разработанных ведущими университетами на базе собственных образовательных стандартов, возрастет с 5 до 15%. Доля работников, аспирантов и студентов других вузов, повысивших квалификацию, прошедших переподготовку и стажировку в ведущих университетах, увеличится с 5 до 25% от их общей численности.
На формирование качественного бизнес-образования в системе высшей школы в 2011 году планируется выделить около 4,7 млрд рублей из федерального бюджета в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).
По мнению министра, основанному на результатах вскрытия конкурсных заявок по всем трем мероприятиям, которое было проведено уже в конце июля, через фактическую включенность вузов в конкурсы на участие в этих проектах произошел реальный отбор вузов-лидеров. Определилось их ядро – порядка 150 вузов. И именно эти вузы, как сказал министр, должны стать двигателем системных изменений в высшем образовании.
В целом на поддержку программы развития ведущих российских университетов в 2011-2013 годах, включая федеральные и национальные исследовательские университеты, запланированы бюджетные ассигнования в объеме более 41 млрд рублей, которые предусмотрено направить на покупку современного учебного, научного оборудования, на развитие кадрового потенциала, разработку новых образовательных программ.
Помимо поддержки развития ведущих российских университетов и бизнес-образования мирового уровня в рамках предложенного Минобрнауки России одного из основных направлений ПНПО на 2011-2013 годы – «Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний» – включены еще два мероприятия: «Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших по контракту в Вооруженных Силах РФ», а также «Развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования путем внедрения новых экономических механизмов управления и содержания образовательных программ с учетом потребности рынка».
Для реализации последнего из двух мероприятий предполагается ежегодная поддержка не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления. На эти цели в течение трех лет потребуется порядка 4 млрд рублей, которые предполагается выделить из федерального бюджета в составе Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).
Второе направление, озвученное министром на заседании совета, – это внедрение современных стандартов и технологий в общем образовании. В его основу также положены результаты реализации нацпроектов в 2007-2009 годах. В первую очередь результаты поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования, позволивших добиться существенных системных изменений на пилотных площадках победителей.
В предстоящий период, по словам министра, поставлена задача, чтобы все общеобразовательные учреждения России перешли на новый высокий уровень, который задан в национальной инициативе «Наша новая школа».
Справочно: Министерством образования и науки РФ на 2011-2013 годы предложено такое направление ПНПО, как «Достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Это направление предусматривает внедрение во всех субъектах РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования, а также создание общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.
Выступая на заседании Совета при Президенте РФ, министр заявил, что для реализации этой задачи предусмотрено новое мероприятие – конкурсная поддержка так называемых стажировочных площадок по распространению успешной практики модернизации образования во всех регионах и муниципалитетах России. Такие площадки (предположительно их будет 32) планируется создать во всех федеральных округах для кадровой переподготовки управленцев по различным направлениям реализации современных механизмов в экономике образования (НСОТ, НПФ и др.), а также руководителей и педагогов – по вопросам реализации новых образовательных стандартов, новых требований к результатам и условиям обучения, по использованию электронных образовательных ресурсов. Средства на подготовку «стажировочных площадок» и обучение на них муниципальных команд (при непосредственном участии руководителей муниципалитетов) запланированы в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Предусмотрено, что обучение на этих «стажировочных площадках» за три предстоящих года пройдут более 17 тысяч управленцев и школьных педагогов.
В рамках направления «Достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», кроме перечисленных мер, запланированы и те мероприятия, которые реализовывались в рамках ПНПО в предыдущий период. В частности:
– сохранится государственная поддержка лучших учителей из федерального бюджета;
– будут сохранены на 2011-2012 годы выплаты денежного вознаграждения за классное руководство за счет федерального бюджета; с 2013 года эти выплаты предполагается перевести на финансирование из бюджетов субъектов РФ;
– будут продолжены мероприятия по поддержке талантливой молодежи, на базе 6 ведущих вузов страны предполагается создать центры поддержки одаренных старшеклассников школ;
– предполагается в 2012 году завершить эксперимент по организации школьного питания и в дальнейшем распространить его результаты во всех регионах;
– предполагается стимулировать реализацию во всех субъектах РФ программ по развитию дистанционного образования детей-инвалидов, планируется, что 30 тысяч детей-инвалидов смогут воспользоваться такими технологиями обучения.
Министерством образования и науки РФ предложено новое направление ПНПО – «Обеспечение доступности дошкольного образования», учитывая, что в настоящее время очередь в детские дошкольные учреждения составляет порядка 1,5 млн человек, притом что более 5 млн человек посещают эти учреждения.
В целях повышения квалификации управленческих кадров и распространения опыта регионов, разработавших и успешно внедривших современные модели организации дошкольного образования, в 2011-2013 годах предусмотрена реализация нового мероприятия – конкурсной поддержки «стажировочных площадок» по распространению во всех регионах и муниципалитетах успешной практики. Планируется создать такие площадки во всех федеральных округах для обучения муниципальных команд во главе с руководителями муниципальных образований (предполагается обучить порядка 10 тысяч человек).
По информации министра, к 1 сентября текущего года в Правительство РФ будут представлены предложения по развитию семейных групп и негосударственного сектора в дошкольном образовании, в том числе в части изменения санитарных требований по отношению к различным видам организации дошкольного образования. Предполагается, что все эти меры позволят к 2013 году радикально улучшить ситуацию с обеспечением доступности дошкольного образования.
В рамках еще одного направления ПНПО в 2011-2013 годах, предложенного Минобрнауки России, – «Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании» – планируется переход к оказанию государственных услуг в сфере образования в электронном виде и включение школ в систему комплексного электронного мониторинга.
На уровне регионов и школ будет апробировано представление в электронном виде паспорта образовательного учреждения. В школах и учреждениях профессионального образования предполагается внедрить электронные дневники и электронные журналы. Будут апробированы технологии по дистанционному зачислению в образовательные учреждения. К 2013 году на федеральном уровне в электронном виде будут доступны 60% государственных услуг, к 2015 году – 100%.
Планируется создать общероссийскую информационную систему контроля и мониторинга достижения стратегических ориентиров, заявленных в инициативе «Наша новая школа».
Третье направление, озвученное министром на заседании совета, – это энергоэффективность. Это направление Минобрнауки России предполагает разработать для реализации в сфере образования в трех основных аспектах:
– исследования и разработки в области энергоэффективности, которые проводятся в учреждениях высшего профессионального образования;
– создание воспитательного эффекта, который достигается при обучении экологичной жизни, энергоэффективной экономики;
– внедрение новых подходов к организации финансирования образовательных учреждений, когда учреждения на примере экономии электроэнергии получают практические основы самостоятельного рационального хозяйствования. По оценке министра, средняя общеобразовательная школа может экономить в год до 900 тыс. рублей за счет повышения энергоэффективности. При этом, по мнению Андрея Фурсенко, для достижения этой задачи требуется предоставить образовательным учреждениям возможность использовать сэкономленные средства на решение собственных задач, в том числе и на повышение оплаты труда работников.
В целом на реализацию национального проекта «Образование» пока предполагается за три года выделить из федерального бюджета 96,7 млрд рублей, в том числе в 2011 году – 38,5 млрд, в 2012 году – 33,1 млрд в 2013 году – 25,1 млрд.
О федеральных целевых программах
Федеральные целевые программы (ФЦП) будут по-прежнему занимать важное место в системе управления отечественной экономикой на нынешнем этапе ее развития, в условиях необходимости преодоления кризисных явлений.
На состоявшемся 29 июля заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос о перечне федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011-2013 годах. Из материалов заседания Правительства РФ следует, что в проект этого перечня, представленный Минэкономразвития России, включены 42 действующие программы, проекты 15 новых ФЦП и проекты 3 новых государственных программ. Таким образом, с 2011 года предлагается реализовывать 60 программ, в 2010 году реализуется 53 ФЦП.
С 2011 года предусматривается реализовать программы по следующим приоритетам: «Развитие высоких технологий», «Жилище», «Транспортная инфраструктура», «Дальний Восток», «Социальное развитие села», «Социальная инфраструктура», «Безопасность», «Развитие регионов» и «Развитие государственных институтов».
Значительный прирост объемов финансирования программ в 2011 году по сравнению с 2010 годом (более 25%) планируется по таким приоритетам, как «Развитие регионов», «Безопасность», «Социальная инфраструктура», «Развитие высоких технологий», «Развитие государственных институтов». В то же время по программам «Жилище» и «Дальний Восток» объемы финансирования снижаются (примерно на 20%).
Специалисты аппарата ЦС профсоюза изучили материалы, связанные с реализацией таких федеральных целевых программ, как «Социальное развитие села до 2012 года», «Жилище на 2002-2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Своевременное и квалифицированное информирование членов профсоюза об их правах при реализации таких федеральных программ позволит более эффективно решать актуальные проблемы, связанные с улучшением условий труда отдельных категорий работников образования, повышением качества их жизни и уровня социальной защищенности.
Однако конкретной информацией о том, что в настоящее время педагогические работники стали участниками указанных программ, в первую очередь, «Социальное развитие села до 2012 года» и «Жилище на 2002-2010 годы», Центральный Совет профсоюза сегодня не располагает, а значит, не может дать объективную оценку эффективности мероприятий, проводимых в рамках ФЦП. Устан
Комментарии