search
main
0

Что год учебный нам готовит?

Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

Окончание. Начало в «МП» №35-38

Об актуальных направлениях развития системы профессионального образования

2. Основные тенденции и направления реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования

Решение ключевых задач в сфере среднего профессионального образования осуществляется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», основной целью которого является модернизация СПО, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ с учетом региональных потребностей. К ключевым задачам отнесены:

модернизация инфраструктуры организаций среднего профессионального образования за счет создания сети межрегиональных центров компетенций и региональных площадок сетевого взаимодействия по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения, центров опережающей профессиональной подготовки, мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций;

внедрение практико-ориентированных подходов в реализации образовательных программ, в том числе за счет проведения мероприятий во взаимодействии с ключевыми работодателями и расширения их участия в образовательном процессе, внедрения технологий Ворлдскиллс в деятельность системы СПО, в том числе демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации.

Благодаря реализации этого проекта в субъектах Российской Федерации в 2019 году создано 14 центров опережающей профессиональной подготовки. 160 образовательным организациям из 65 субъектов РФ выделены гранты из федерального бюджета в объеме 3 млрд рублей. За счет указанных средств к декабрю 2019 года создано 800 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой. По результатам конкурсного отбора, проведенного в сентябре – ноябре 2019 года, победителями – получателями грантов в 2020 году признаны 160 заявок из 70 субъектов РФ с общим объемом финансирования из федерального бюджета 4,4 млрд рублей.

Кроме того, в 2019 году продолжили функционирование 7 межрегиональных центров компетенций и 44 региональные площадки сетевого взаимодействия по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения, созданные в 2018 году в 44 субъектах Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий».

В 2019 году процедуру демонстрационного экзамена в рамках ГИА провели 223 образовательные организации, расположенные в 59 регионах, по 26 профессиям и специальностям СПО. Для сравнения: в 2018 году в процедурах демонстрационного экзамена участвовали 44 организации из 24 регионов по 9 профессиям. Таким образом, число образовательных организаций, применяющих данную процедуру, выросло в 8,6 раза. Уровень подготовки, соответствующий стандартам демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Россия, в 2019 году продемонстрировали более 17,3 тыс. выпускников организаций СПО (34%). Распоряжениями Министерства просвещения РФ утверждены методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена.

Разработка и актуализация ФГОС СПО проводится в соответствии с перечнем наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий (Топ-50), с учетом требований профессиональных стандартов по 42 укрупненным группам профессий и специальностей. Во ФГОС СПО сформулированы новые общие компетенции, учтены требования профессиональных и международных стандартов, передовых технологий, указаны требования к результатам освоения образовательной программы, педагогическим работникам, материально-технической базе, основной литературе; в рамках ГИА введен обязательный демонстрационный экзамен.

Сформирован перечень из 89 компетенций Ворлдскиллс и обеспечено повышение квалификации 5300 преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», 1000 человек сертифицированы в качестве экспертов Ворлдскиллс в 2019 году. Для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации определены 28 субъектов Российской Федерации, в которых на базе 92 образовательных организаций функционируют 132 стажировочные площадки.

В 2019 году проведен Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс в Казани. Всего в соревнованиях приняли участие 1354 конкурсанта из 64 стран мира, включая Россию. Национальная сборная Российской Федерации завоевала 14 золотых, 4 серебряных, 4 бронзовых медали и 25 медальонов за профессионализм, обеспечив себе второе место в медальном зачете. Помимо этого, участники из России были отмечены медалями «За высшее мастерство», премией имени Альберта Видала и наградой «Лучший представитель страны».

Система СПО должна быть ориентирована на потребности региональных рынков труда. С этой целью с 2016 года в 20 субъектах Российской Федерации был запущен проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», позволяющий выстроить в регионе систему управления подготовкой кадров, механизмы кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов и передовых технологий.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. №Пр-580 работа по внедрению стандарта продолжена во всех субъектах РФ. По итогам его пилотной апробации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти и крупных промышленных холдингов разработана обновленная версия стандарта. С целью тиражирования полученного опыта функционирует база эффективных практик кадрового обеспечения www.wikiregstandard.ru. Дальнейшая реализация ключевых элементов стандарта будет продолжена в рамках 6 национальных проектов (программ): «Образование», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Наука» и «Цифровая экономика».

3. Общая характеристика системы профессионального образования

По данным федерального статистического наблюдения, в 2019 году прием в образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, впервые превысил 1 млн человек, таким образом, в прошедшем учебном году по программам СПО обучались более 3 млн студентов. В связи с ростом востребованности и популярности образовательных программ СПО в ближайшие годы прогнозируется увеличение числа поступающих.

Система высшего образования охватывает 4,07 млн студентов, в том числе по очной форме обучения – 2,4 млн человек (58,6%). При этом, если численность студентов в системе среднего профессионального образования продолжает стабильно расти (прирост 120 тыс. человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом), то численность студентов вузов имеет устойчивую тенденцию к сокращению (в 2019 году на 93 тыс. человек по сравнению с 2018 годом).

На 1 октября 2019 года 1,83 млн студентов (46,3%) обучались за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, 2,18 млн студентов (53,7%) – по договорам об оказании платных образовательных услуг. Из общего числа студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, 10,9% были зачислены в рамках квоты целевого обучения.

Численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования за последние три года приведена в таблице 1.1.

В 2018 году количество студентов, обучающихся за счет ассигнований федерального бюджета, немного увеличилось (на 0,3%), при том что общая численность студентов сократилась на 2%. Дополнив таблицу сведениями за 2019 год, видим, что снижение численности обучающихся наблюдается как за счет студентов-бюджетников, так и за счет обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, и составляет уже 2,2%.

В образовательных организациях СПО численность педагогических работников в последние три года сохраняется на уровне 196 тыс. человек.

В образовательных организациях высшего образования работают 229,3 тыс. человек из числа профессорско-преподавательского состава, при этом тенденция к снижению численности ППС сохраняется. За 2019 год это снижение составило почти 7 тыс. человек.

В таблице 1.2 приведено распределение численности работников образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, по основным категориям персонала.

В докладе Правительства Российской Федерации по итогам 2018 года прогнозировался рост численности профессорско-преподавательского состава с 2019 года, в среднем на 5,2 тыс. человек в год. Однако пока идет планомерное снижение. При этом по-прежнему, начиная с 2016 года, мы наблюдаем рост численности руководящего состава в вузах. Менеджеров становится больше, а преподавателей и их помощников, представителей учебно-вспомогательного персонала на кафедрах – все меньше. И эта тенденция не может не тревожить профсоюз, потому что чем больше менеджеров в вузе, тем больше непрофильных (не относящихся непосредственно к процессу обучения) задач ставится перед преподавателями.

Учредителями образовательных организаций высшего образования являются 20 федеральных органов исполнительной власти. По состоянию на 1 января 2020 года 252 вуза были подведомственны Минобрнауки России, 54 – Минсельхозу России, 47 – Минздраву России, 45 – Минкультуры России, 14 – Минспорту России, 6 – Правительству Российской Федерации, 8 – Федеральному агентству железнодорожного транспорта, 28 – иным федеральным органам исполнительной власти. Кроме того, в 2019 году программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) по контрольным цифрам приема реализовывали 8 научных организаций.

Согласно распоряжению Правительства РФ №907‑Р от 6 апреля 2020 года 33 вуза педагогического профиля переданы из подчинения Минобрнауки России в ведение Минпросвещения.

Планируется, что Минпросвещения России обеспечит прямое включение вузов в систе му профессионального развития педагога. Это существенное обновление содержания образования, усиление практико-ориентированных подходов в реализации образовательных программ, развитие исследовательской культуры обучающихся и педагогов, повышение степени участия студентов в образовании школьников и развитие механизмов наставничества. Также планируется создать эффективную, с точки зрения профессиональной подготовки, взаимосвязь между колледжем и вузом, выпускники педагогических колледжей смогут продолжить обучение в педагогическом вузе по индивидуальному плану. На базе лучших школ планируется создать стажировочные площадки для студентов и уже работающих учителей.

По мнению целого ряда экспертов педагогического образования, передача педагогических вузов в ведение Минпросвещения России позволит улучшить качество практики студентов и систему профориентации.

СКС и КСП профсоюза планируют активно участвовать в создании эффективной системы социального партнерства на уровне вузов и на федеральном уровне, чтобы не только сохранить достигнутые ранее договоренности в рамках коллективных договоров, студенческих соглашений, а также Отраслевого соглашения по подведомственным Минобрнауки России организациям высшего образования, но и обеспечить более высокий уровень социальных гарантий будущих учителей и их наставников – работников педагогических вузов.

Материал публикуется с сокращениями. Полную версию можно найти на сайте Общероссийского Профсоюза образования www.eseur.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте