search
main
0

Что год учебный нам готовит?

Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

 

Продолжение. Начало в «МП» №35, 36

 

О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, установленных в субъектах Российской Федерации в 2019 году

Общероссийским Профсоюзом образования в первой половине 2020 года проведен мониторинг предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, установленных в субъектах РФ в 2019 году. В мониторинге приняли участие 77 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, предоставивших информацию по 80 субъектам РФ. Не представили информацию региональные организации Удмуртской Республики и Еврейской автономной области, нет информации по Ненецкому и Чукотскому автономным округам. Также в мониторинге не представлена информация по мерам социальной поддержки работников образования Москвы, так как, по информации Московской городской организации профсоюза, большинство позиций, запрашиваемых в мониторинге, относится к компетенции работодателя и устанавливается на локальном уровне социального партнерства в коллективном договоре и в соответствующих локальных нормативных актах.
1. Меры социальной поддержки молодых специалистов образовательных организаций применялись в 2019 году во всех субъектах РФ, предоставивших информацию.
Предоставление мер социальной поддержки осуществлялось в различных формах.
Так, в 57 субъектах РФ предоставлялись единовременные денежные выплаты молодым специалистам, впервые устраивающимся на работу в образовательные организации, из них:
– в 35 субъектах РФ данные выплаты предоставлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики;
– в 22 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях;
– наряду с региональными выплатами некоторые муниципалитеты назначили и выплатили свои единовременные выплаты молодым специалистам, впервые устраивающимся на работу в образовательные организации, – в 19 субъектах РФ;
– в 37 субъектах РФ единовременная денежная выплата производилась молодым специалистам, прибывшим на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности.
В 23 субъектах РФ единовременная денежная выплата молодым специалистам в 2019 году не производилась.
Указанная мера социальной поддержки молодых специалистов закреплена в отраслевых соглашениях, заключенных на региональном и территориальном уровнях, в 14 субъектах РФ (Ивановской, Орловской, Рязанской, Московской, Тульской, Вологодской, Кировской, Оренбургской, Тюменской областях, республиках Крым, Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Тыва).
В 26 субъектах РФ молодым специалистам предоставлялись однократные денежные выплаты, как правило, в течение первых 3 лет работы после окончания образовательных организаций профессионального образования, в том числе в 10 субъектах РФ – молодым специалистам, прибывшим на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности;
– в 15 субъектах РФ данные выплаты осуществлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики;
– в 11 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях.
В 54 субъектах РФ однократные денежные выплаты молодым специалистам не предоставлялись.
В 78 субъектах РФ молодым специалистам, окончившим высшее или среднее профессиональное учебное заведение и работающим в образовательных организациях, в течение первых трех лет с момента трудоустройства, выплачивается ежемесячная надбавка (доплата) к должностному окладу (ставке заработной платы), из них:
– в 67 субъектах РФ данные выплаты осуществлялись во всех муниципальных образованиях в рамках единой региональной политики;
– в 11 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях.
В 2 субъектах РФ (Кировской и Сахалинской областях) ежемесячная надбавка (доплата) к должностному окладу (ставке заработной платы) молодым специалистам в 2019 году не производилась.
Указанная выше мера социальной поддержки молодых специалистов закреплена в региональных, территориальных отраслевых соглашениях, коллективных договорах в 20 субъектах РФ (Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тульской, Рязанской, Вологодской, Мурманской, Калининградской, Астраханской, Оренбургской, Курганской областях, республиках Карелия, Адыгея, Мордовия, Татарстан, Бурятия, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях).
В 49 субъектах РФ установлена ежемесячная надбавка (доплата) к должностному окладу наставникам молодых специалистов (в течение периода наставничества), вышеуказанная выплата предусмотрена региональными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами и положениями об оплате труда образовательных организаций и выплачивается наставникам молодых специалистов в основном из стимулирующей части ФОТ образовательных организаций.
Наряду с указанными выше мерами в большинстве субъектов РФ осуществлялась поддержка молодых специалистов и студентов педагогических специальностей в таких формах, как:
призы и выплаты победителям конкурсов профессионального мастерства для молодых специалистов – «Педагогический дебют», «Педагогические горизонты», «Педагогический серфинг», «Фестиваль методических идей молодых педагогов», «Молодой педагог. Открытие» и др.;
в целях обеспечения педагогическими кадрами образовательных организаций в ряде субъектов РФ назначаются дополнительные стипендии студентам педагогических специальностей, а также студентам, заключившим договор о целевом обучении и последующем трудоустройстве в образовательные организации;
предоставление грантов для молодых специалистов, принятых на должность педагогического работника в муниципальные и государственные общеобразовательные организации, в том числе и на селе;
обучение и проведение форумов, профсоюзных педагогических школ для молодых педагогов.
Приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 16.03.2017 в Республике Саха (Якутия) учрежден нагрудный знак для молодых педагогов – «Надежда Якутии».
2. Меры социальной поддержки работников дошкольных образовательных организаций осуществлялись в 2019 году в 58 субъектах РФ в различных формах:
в 39 субъектах РФ для работников дошкольных образовательных организаций предусмотрено снижение платы за содержание их детей в дошкольных учреждениях, из них в 9 субъектах РФ (Белгородской, Брянской, Воронежской, Тульской, Курской, Московской, Оренбургской, Курганской областях, Краснодарском крае) эта мера социальной поддержки работников ДОУ закреплена в отраслевых соглашениях, заключенных на региональном и территориальном уровнях;
в 14 субъектах РФ (Брянской, Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской, Вологодской, Нижегородской, Оренбургской, Челябинской, Тюменской, Омской областях, республиках Кабардино-Балкария, Тыва, Саха (Якутия) в ряде муниципальных образований предоставлялась компенсация оплаты питания для работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с положениями, закрепленными в территориальных соглашениях, коллективных договорах и локальных актах образовательных организаций;
в 41 субъекте РФ, как правило, в отдельных муниципальных образованиях установлено право на первоочередной прием в дошкольные организации детей работников ДОУ;
в большинстве субъектов РФ педагогические работники дошкольных образовательных организаций поощряются премиями и призами за участие в конкурсах профессионального мастерства.
Примечание. В Смоленской, Архангельской, Новгородской, Псковской, Тамбовской, Ленинградской, Астраханской, Пензенской, Ульяновской, Свердловской, Кемеровской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской областях, Пермском, Забайкальском, Камчатском краях, республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Ямало-Ненецком автономном округе – всего в 22 субъектах РФ – меры социальной поддержки работникам дошкольных образовательных организаций в 2019 году не предоставлялись.
3. Меры социальной поддержки педагогических работников, уходящих на пенсию по возрасту либо уже находящихся на пенсии, применялись в 2019 году в 70 субъектах РФ:
в 57 субъектах РФ осуществлялись единовременные денежные выплаты педагогическим работникам, получившим право выхода на пенсию, при этом в 18 субъектах РФ такая выплата производилась педагогическим работникам только при условии оставления работы; указанная выше мера социальной поддержки закреплена в региональных, территориальных отраслевых соглашениях, коллективных договорах образовательных организаций в 30 субъектах РФ;
по информации региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, в 12 субъектах РФ наряду с выделением бюджетных ассигнований на единовременные денежные выплаты таким педагогическим работникам осуществлялись и выплаты из профсоюзного бюджета.
в 11 субъектах РФ осуществлялись ежемесячные доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров, из них: в 3 субъектах РФ (Брянской, Псковской областях и Пермском крае) выплаты производились лицам из числа педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, уволившихся в связи с выходом на пенсию и имеющих стаж по должности руководителей государственных и (или) муниципальных образовательных организаций от 15 до 20 лет; в 5 субъектах РФ (Калужской, Кировской, Тюменской, Томской областях, Республике Мордовия) предоставлялась ежемесячная социальная выплата работникам образовательных организаций, вышедшим на пенсию и прекратившим трудовую деятельность, удостоенным почетных званий «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Отличник просвещения» и пр.; в Вологодской области – за звание «Ветеран труда», в Республике Калмыкия – за звание «Ветеран труда Калмыкии», в Московской области доплатой к пенсиям обеспечиваются ушедшие на пенсию с должностей освобожденных выборных работников областной организации профсоюза в соответствии с Положением о профессиональной системе негосударственного пенсионного обеспечения;
в 38 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление пенсионеров из региональных и (или) муниципальных бюджетов, в том числе в 33 субъектах РФ средства на эти цели предоставлялись также из профсоюзного бюджета;
в 54 субъектах РФ пенсионерам оказывалась материальная помощь к праздникам, юбилейным датам и по другим основаниям, из них в 36 субъектах РФ средства на материальную помощь пенсионерам предоставлялись также из профсоюзного бюджета.
Примечание. Меры социальной поддержки педагогических работников, уходящих на пенсию по возрасту (в том числе досрочную), не установлены в 10 субъектах РФ: Липецкой, Самарской, Свердловской, Иркутской, Кемеровской, Сахалинской областях, республиках Чечня, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Саха (Якутия).
4. Меры социальной поддержки по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работников образовательных организаций:
в 68 субъектах РФ в 2019 году осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников образования, в том числе в 56 субъектах РФ наряду с выделением бюджетных ассигнований средства на эти цели предоставлялись из профсоюзного бюджета;
в 52 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и летний отдых детей работников образования, в том числе в 26 субъектах РФ наряду с выделением бюджетных ассигнований средства на эти цели предоставлялись из профсоюзного бюджета;
в 30 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости проезда работников образования к месту лечения и отдыха, в 20 из них данные выплаты осуществлялись за счет средств профсоюзных организаций;
в 62 субъектах РФ предоставлялась материальная помощь на лечение и оплату стоимости операций работникам образования, из них в 55 субъектах РФ материальная помощь предоставлялась из профсоюзного бюджета.
в 48 субъектах РФ за счет средств профсоюзных организаций осуществлялось финансирование проводимых спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе полная или частичная компенсация стоимости абонементов в тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны и т. п.
5. Меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий работников образования:
в 46 субъектах РФ, по данным мониторинга, мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, в том числе работников образования, осуществлялись через различные региональные и (или) муниципальные целевые программы, в том числе в 20 субъектах РФ в рамках программ по улучшению жилищных условий для молодых учителей, молодых семей;
в Республике Калмыкия в 2019 году завершилось строительство жилого дома «Багшин гер» («Учительский дом»), и 81 семья работников образования получила новые квартиры;
в 32 субъектах РФ работникам образования, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялись служебные квартиры (при наличии жилищного фонда) на условиях социального найма на период работы в образовательной организации, в том числе в 21 субъекте РФ – молодым специалистам;
в 33 регионах предоставлялись комнаты в общежитии, из них в 26 субъектах РФ – молодым специалистам;
в 27 субъектах РФ работникам образования осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости коммерческого найма жилого помещения, в том числе в 22 субъектах РФ – для молодых специалистов;
в 23 субъектах РФ в отдельных муниципальных образованиях работникам образования под строительство жилья выделялись земельные участки либо по льготной стоимости, либо на бесплатной основе, в 19 из них – молодым специалистам.
6. Инновационные формы социальной поддержки работников образования – членов профсоюза применялись в 2019 году в 59 субъектах РФ:
в 29 субъектах РФ в рамках реализации программы дополнительного пенсионного обеспечения работников образования через АО НПФ «САФМАР»;
в 19 субъектах РФ осуществлялось дополнительное медицинское страхование работников, в том числе в 5 субъектах РФ – страхование «Антиклещ»;
в 20 субъектах РФ осуществлялась социальная поддержка работников членов профсоюза через кредитный потребительский кооператив;
в 48 субъектах РФ заключались договоры и соглашения с предприятиями сферы торговли и услуг на предоставление скидок для членов профсоюза.
7. Меры социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, применялись в 2019 году в 78 субъектах РФ (за исключением Санкт-Петербурга и Севастополя).
По сведениям региональных (межрегиональных) организаций профсоюза:
в 57 субъектах РФ работникам образовательных организаций производили в 2019 году выплаты за работу в сельской местности; указанная мера социальной поддержки закреплена в отраслевых соглашениях, заключенных на региональном уровне в 11 субъектах РФ (Воронежской, Курской, Московской, Астраханской, Кировской, Оренбургской, Новосибирской областях, Ставропольском, Краснодарском краях, республиках Башкирия и Тыва);
в 13 субъектах РФ работникам образовательных организаций, проживающим в городах и районных центрах, а работающим в сельских образовательных организациях, производилась полная или частичная компенсация проезда к месту работы и обратно (в Брянской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Курской, Московской, Орловской, Тверской, Тульской, Псковской, Ленинградской, Новосибирской областях и Республике Крым);
в Пензенской области педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), производили в 2019 году компенсацию оплаты коммерческого найма жилого помещения;
в 77 субъектах РФ педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, выплачивалась полная или частичная компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе в 16 субъектах РФ данную выплату производили педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, при условии наличия стажа в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, не менее 10 лет (в Брянской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Мурманской, Новгородской, Астраханской, Волгоградской, Кировской областях, республиках Марий Эл, Калмыкия, Алтай, Краснодарском, Алтайском, Красноярском и Хабаровском краях).
Вместе с тем:
– не все региональные (межрегиональные) организации профсоюза участвуют в ежегодно проводимом мониторинге; начиная с 2012 года максимальное количество участников мониторинга – 76 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза;
– многие устанавливаемые в субъектах РФ меры социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций не носят системного характера, поскольку в большинстве своем не являются обязательствами региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров;
– следует отметить, что с целью повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, привлечения в образовательные организации молодых специалистов требуется обновление системы мер их социальной поддержки, которая на протяжении ряда лет практически не меняется и не имеет для молодых специалистов необходимой привлекательности;
– также требует существенного обновления система мер социальной поддержки работников дошкольных образовательных организаций.

Актуальные вопросы обеспечения трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования, в том числе в условиях режима предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

Сохранение уровня оплаты труда педагогических работников, у которых в 2020 году истекает срок действия квалификационных категорий
В целях обеспечения сохранения уровня оплаты труда педагогических работников, у которых в 2020 году истекает срок действия квалификационных категорий, руководителям органов управления образованием субъектов РФ направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 8 мая 2020 года №ВБ-993/08/221, в котором сообщалось о сложившейся практике включения в отраслевые соглашения, заключаемые в сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, ряда положений, связанных сохранением в отдельных случаях за педагогическими работниками уровня заработной платы с учетом установленной ранее квалификационной категории после истечения срока ее действия.
Такими случаями в 2020 году были признаны условия режима повышенной готовности, предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Данное совместное письмо сохраняет свою актуальность после 1 сентября 2020 года, поскольку действие приказа Минпросвещения России от 28 апреля 2020 г. №193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году» (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2020 г., регистрационный №58340) о продлении срока действия имеющейся квалификационной категории распространяется только на педагогических работников, у которых срок действия квалификационных категорий истекает не позднее 31 августа 2020 года.
При применении совместного письма следует учитывать также дополнительные разъяснения Общероссийского Профсоюза образования, направленные в региональные (межрегиональные) организации профсоюза письмом от 15 мая 2020 г. №229.
О недопустимости снижения уровня оплаты труда работников образовательных организаций
Анализ обращений на горячую линию, организованную Общероссийским Профсоюзом образования, показал, что образовательными учреждениями не всегда в период объявленных нерабочих дней, связанных с условиями режима повышенной готовности, обеспечивалось сохранение за всеми работниками уровня оплаты труда, имевшегося до этого периода.
Были случаи, когда в этот период в нарушение законодательства:
– для отдельных работников вводилось время простоя с частичным сохранением заработной платы в порядке, установленном статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации;
– принимались решения о переводе на неполное рабочее время;
– принудительно оформлялись отпуска без сохранения заработной платы;
– без согласования с работником изменялся график отпусков.
Необходимо призвать руководителей образовательных организаций провести ревизию принятых в этот период решений. Напомнить, что для всех работников образовательных организаций периоды объявленных нерабочих дней, связанных с условиями режима повышенной готовности, предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являлись рабочим временем в соответствии с положениями, предусмотренными в приложении к приказу Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – приказ №536), если эти периоды не совпадали с их ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, предоставленными с соблюдением норм Трудового кодекса Российской Федерации, то есть по графику либо ранее графика, но по просьбе работника.
О необходимости руководствоваться приказом №536 региональные (межрегиональные) организации профсоюза были своевременно проинформированы письмом от 23 марта 2020 г. №164 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а также письмом от 9 апреля 2020 г. №190, которые опубликованы в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».
Кроме того, в апреле – мае в связи с многочисленными обращениями работников образовательных организаций на горячую линию профсоюза не только своевременно давались персональные ответы их авторам, но и публиковались на сайте профсоюза сборники ответов на самые актуальные вопросы.
На часть поступавших вопросов давались также разъяснения, подготовленные специалистами ЦС профсоюза совместно со специалистами Министерства просвещения РФ, к примеру Разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда (письмо Минпросвещения России №ВБ-1107/08 и Общероссийского Профсоюза образования и науки РФ №235 от 22.05.2020 года). Разъяснения опубликованы на сайте профсоюза, а также в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».
О порядке исчисления среднего заработка педагогических и иных работников при предоставлении ежегодных основных и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков
Напоминаем также, что в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» опубликовано письмо Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Департамент) от 18 мая 2020 г. №14-1/В-585 по вопросу исчисления среднего заработка, которое, по убеждению ЦС профсоюза, противоречит пункту 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №922, а также положениям, изложенным в совместном письме Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 22.05.2020 №ВБ-1107/08/235.
Учитывая это, Общероссийский Профсоюз образования обратился к директору Департамента М.С.Масловой с предложением об уточнении разъяснения Минтруда России, считая, что изложенный в нем порядок не может применяться при исчислении среднего заработка всех категорий работников, занятых в различных учреждениях и организациях.
В своем ответе от 3.06.2020 №14-1/В-652 Департамент Минтруда России полностью подтвердил позицию ЦС профсоюза. Подборка переписки по данному вопросу была направлена для руководства в практической деятельности в региональные (межрегиональные) организации профсоюза письмом №250 от 29.05.2020
О необходимости проведения мониторинга, связанного с предоставлением мер социальной поддержки лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей
Как известно, в связи с принятием Федерального закона №350‑ФЗ в положения Федерального закона от 28.12.2012 №400‑ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения, в соответствии с которыми, с одной стороны, за лицами, осуществлявшими не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а с другой стороны, предусмотрено, что досрочно страховая пенсия указанным работникам начиная с 1 января 2019 г. должна назначаться не в год возникновения права на указанный вид пенсии, а позднее на 6-60 месяцев, то есть не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону №400‑ФЗ.
Напоминаем, что ЦС Общероссийского Профсоюза образования в июле 2019 года направил в региональные (межрегиональные) организации профсоюза Информационно-методический бюллетень №3, содержащий извлечения из федерального законодательства по вопросам назначения досрочной страховой пенсии, а также отнесения лиц из числа педагогических работников к предпенсионерам.
В письме Пенсионного фонда России от 31 мая 2019 г. №С4-25-19/11141, содержащемся в информационно-методическом бюллетене ЦС профсоюза, обращено внимание на проведенный ПФР анализ информации о мерах социальной поддержки и социальной помощи, предоставляемых субъектами Российской Федерации лицам предпенсионного возраста. Был отмечен различный подход к определению лиц предпенсионного возраста, в том числе и среди педагогических работников, в отношении которых в целом по Российской Федерации до настоящего времени отсутствует единообразие в предоставлении мер социальной поддержки.
Меры социальной поддержки в ряде регионов предоставляются лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет, тогда как за лицами, осуществлявшими не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, должно быть сохранено право на предоставление мер социальной поддержки в год возникновения права на досрочную страховую пенсию, как это предусматривалось Федеральным законом №400 в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 года, то есть независимо:
– от возраста;
– от отсрочки (от 6 до 60 месяцев) назначения досрочной страховой пенсии, предусмотренной Федеральным законом №350;
– от продолжения педагогическими работниками работы в тех же или иных должностях;
– от оставления в год возникновения права на досрочную страховую пенсию работы в должностях, дающих право на досрочную страховую пенсию, в соответствии со сроками, предусмотренными в приложении №7 к Федеральному закону №400‑ФЗ в редакции Федерального закона №350.
Кроме того, если по состоянию на 31 декабря 2018 года условием сохранения мер социальной поддержки, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживавшим и работавшим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), являлся выход на пенсию (в том числе досрочно) непосредственно из школы, расположенной в указанных населенных пунктах, то начиная с 1 января 2019 года сохранение предоставления указанной компенсации лицам из числа педагогических работников, оставивших работу в школе, должно быть связано не с назначением пенсии, а с выработкой 25‑летнего страхового стажа, необходимого для отнесения педагогического работника к предпенсионерам, независимо от возраста.
Таким образом, педагогические работники, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не должны быть ущемлены в правах на меры соцподдержки, предоставляемые независимо от возраста, по сравнению с лицами в возрасте 55 и 60 лет.
Региональным организациям профсоюза необходимо внимательно изучить принятые органами государственной власти субъектов РФ нормативные правовые акты, связанные с реализацией мер социальной поддержки, в целях недопущения нарушений прав предпенсионеров из числа педагогических работников.
О компенсации проезда к месту отпуска работникам Крайнего Севера
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 г. №887 утверждены особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году. Согласно постановлению лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющие право на оплату один раз в 2 года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно, но не воспользовавшиеся таким правом в 2020 году в связи с ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, могут реализовать это право в 2021 году.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. №887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году.
2. Установить, что уведомление, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», осуществляется по 31 октября 2020 г. включительно.
При этом способы уведомления устанавливаются в локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
3. Рекомендовать руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации создать условия для поездок на работу отдельных специалистов кадровой и бухгалтерской служб, обеспечивающих выплату заработной платы работникам, а также специалистов служб, обеспечивающих бесперебойную работу оборудования, программно-технических средств и средств защиты информации, используемых в работе кадровой и бухгалтерской служб.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2020 г. включительно.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Мишустин

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 июня 2020 г. №887

Особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году
1. Настоящий документ определяет особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году.
2. Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющие право в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации на оплату один раз в 2 года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (далее – компенсация расходов), но не воспользовавшиеся таким правом в 2020 году в связи с осуществляемыми в 2020 году ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (далее – ограничительные меры), могут реализовать это право в 2021 году.
Если указанный период, за который работнику предоставляется право на компенсацию расходов, заканчивается в 2020 году и он его не использовал, право на компенсацию расходов в 2021-2022 годах реализуется в 2022 году.
Полученные работником средства, выплаченные ему работодателем в 2020 году в качестве предварительной компенсации расходов, в случае если он не воспользовался ими в связи с ограничительными мерами, не подлежат возврату работодателю, если транспортная организация предусмотрела пролонгацию на 2021 год срока выполнения обязательств по перевозке пассажира исходя из суммы ранее внесенной провозной платы (либо пролонгацию действия проездных и перевозочных документов на 2021 год) либо не возмещает средства за проездные и перевозочные документы.
Работники, оплатившие проездные и перевозочные документы, но не воспользовавшиеся ими в связи с ограничительными мерами, в течение 7 рабочих дней с даты выхода работника из отпуска (окончания периода осуществления мер, если они распространялись на такого работника):
возвращают работодателю средства, полученные на приобретение проездных и перевозочных документов, в случае их возмещения в денежной форме транспортной организацией (исходя из возмещенной суммы);
информируют работодателя о пролонгации транспортной организацией на 2021 год срока выполнения обязательств по перевозке пассажира исходя из суммы ранее внесенной провозной платы либо о пролонгации действия проездных и перевозочных документов на 2021 год;
информируют работодателя о том, что транспортная организация не возвращает средства за проездные и перевозочные документы и не продлевает срок выполнения обязательств по перевозке, с приложением соответствующих документов. При необходимости работодатель вправе запросить у транспортной организации предоставление соответствующих документов.
Способы информирования работодателя устанавливаются в локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов или их экземпляров на бумажном носителе (при оформлении в электронном виде), если работник воспользовался ими для проезда к месту использования отпуска и (или) обратно, представляется работником работодателю в течение 3 рабочих дней с даты выхода работника из отпуска (с учетом периода осуществляемых по месту использования отпуска или по месту работы работника ограничительных мер, если они распространялись на такого работника).

 

Участие профсоюза в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере труда и образования. Экспертиза и разработка нормативных правовых актов

1. О проекте федерального закона №848142-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)»
Центральным советом профсоюза было подготовлено и направлено в адрес заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России Н.Н.Кузьминой заключение на проект федерального закона №848142-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)».
В своем заключении профсоюз указал, что авторы законопроекта предлагают расширить требования к состоянию здоровья педагогического работника, состоящего в трудовых отношениях, и кандидата на должность педагогического работника в сфере общего и высшего образования, дополнив статью 213 Трудового кодекса РФ положением, согласно которому указанные субъекты проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Профсоюз обратил внимание, что трудовая деятельность педагогических работников не подпадает под перечень видов профессиональной деятельности, сопряженной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, и не связана с источником повышенной опасности. Таким образом, распространение перечня на педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций высшего образования приведет к их необоснованному отстранению и (или) недопуску к педагогической деятельности и является дискриминационным и избыточным.
Профсоюз не поддержал проект федерального закона №848142-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)».
7 июня 2020 года при рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации этот законопроект был отклонен.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам»
Экспертами профсоюза в начале 2020 года был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам».
Законопроектом было предложено ввести институт повышенной ответственности всех участников образовательных отношений за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам (квалифицирующий признак), выражающееся в форме оскорбления и насильственных действий. При этом законопроект содержал комплексный подход по установлению ответственности и предполагал внесение изменений не только в Федеральный закон об образовании, но и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Уголовный кодекс РФ.
Законопроект вызвал общественный интерес и обсуждался в СМИ.
Далее законопроект был передан на рассмотрение в Комитет Государственной Думы по образованию и науке для рассмотрения и обсуждения с социальными партнерами.
В июне 2020 года проект федерального закона «О внесении изменений в статью 334 Уголовного кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья педагогических работников», подготовленный профсоюзом в комплексе упомянутого выше законопроекта (законопроект-спутник), был рассмотрен в Верховном суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года №64‑ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Верховным судом РФ были даны замечания юридико-технического характера по доработке законопроекта.
Экспертами профсоюза проведен детальный правовой анализ представленных замечаний и предложений для дальнейшей комплексной доработки норм законопроекта.
В результате в настоящее время проект закона разделен на два законопроекта (основной законопроект и законопроект-спутник), предусматривающие внесение изменений как в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам, так и в уголовное законодательство в части установления ответственности за причинение вреда здоровью педагогических работников.
Следует отметить, что в условиях развития цифровых технологий и свободного доступа обучающихся к различным интернет-ресурсам, а также массового перехода в режим дистанционного обучения в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции участились случаи обнародования видео- и фотоматериалов с участием педагогических работников на различных интернет-порталах и в социальных сетях (кибербуллинг).
Существующий механизм защиты чести и достоинства педагогического работника в настоящее время не является достаточно эффективным.
В связи с этим законопроектом предлагается усилить ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации в отношении педагогического работника, состоящего в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющего обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Законопроектом-спутником предлагается установить в уголовном законодательстве повышенную ответственность за преступления против физической неприкосновенности личности, выражающиеся в насильственных действиях (побои) в отношении педагогических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Законопроекты в настоящее время подготовлены для дальнейшего публичного обсуждения.
3. О некоторых вопросах правового регулирования проведения государственной итоговой аттестации (ГИА)
В 2019 году в некоторых субъектах РФ стала проявляться негативная практика исключения региональными органами Пенсионного фонда России из специального стажа для досрочного назначения педагогическим работникам страховой пенсии периодов их участия в проведении государственной итоговой аттестации. По инициативе профсоюза была создана рабочая группа, в состав которой вошли руководители и специалисты Минпросвещения России, Рособрнадзора, Минтруда России, ПФР и профсоюза. Правовым отделом аппарата профсоюза проведен анализ судебной практики в регионах по вопросу исключения данных периодов из числа периодов, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Профсоюз настоял на принятии мер по фактам ухудшения правового положения педагогов.
В результате переговоров внесено изменение в законодательство: период участия педагогов в проведении ГИА отнесен к педагогической работе. Это стало основанием для разъяснений Пенсионного фонда РФ о том, что периоды участия педагогов в проведении ГИА, в том числе в предыдущие годы, подлежат включению в стаж для досрочного назначения им страховой пенсии по старости (письмо Пенсионного фонда РФ от 27 мая 2019 г. №С4-25-24/10565 «О досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников», направленное в адрес отделений ПФР).
Экспертами аппарата профсоюза был проведен мониторинг порядка и размера выплаты компенсаций педагогическим и иным работникам образования за участие в организации и проведении ГИА в субъектах Российской Федерации.
В результате проведенной работы участниками рабочей группы было внесено предложение о совместной подготовке профсоюзом, Минпросвещения России и Рособрнадзором методических рекомендаций по соблюдению социальных гарантий педагогических работников, привлекаемых к проведению ГИА.
Разработанные методические рекомендации согласованы с профильными федеральными органами исполнительной власти и направлены в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, письмом заместителя министра просвещения РФ В.С.Басюка от 4.02.2020 №ВБ-175/08. Одновременно они были направлены и в региональные (межрегиональные) организации Общероссийского Профсоюза образования.
Методические рекомендации носят разъяснительный характер, не являются нормативным правовым актом.
В настоящее время ввиду отсутствия единого механизма привлечения педагогических работников к проведению ГИА на федеральном уровне профсоюз продолжает уточнение правового механизма этой работы.
Продолжается активная проработка вопроса о возможном внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части дальнейшего регулирования порядка и условий привлечения педагогических работников к организации и проведению ГИА.
4. О Федеральном законе от 16.12.2019 №439‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»
В связи с вступлением в силу 1 января 2020 года Федерального закона от 16.12.2019 №439‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» правовым отделом аппарата профсоюза подготовлены разъяснения о порядке выбора работником между продолжением ведения его трудовой книжки в бумажном виде и предоставлением ему сведений о трудовой деятельности в соответствии с требованиями новой статьи 66.1 ТК РФ в электронном виде. Разъяснения направлены в адрес региональных (межрегиональных) организаций профсоюза письмом №112 от 21.02.2020.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)»
ЦС профсоюза подготовил и направил в адрес заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России Н.Н.Кузьминой, а также в адрес ответственного секретаря РТК Н.В.Жаровой заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».
Законопроект подготовлен в развитие реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, концепция и механизмы которой закладываются в проектах федеральных законов №850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и №851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятых 17 апреля 2020 года в первом чтении в Государственной Думе.
В настоящее время в отдельных сферах уже проходит пилотное внедрение реформа контрольно-надзорной деятельности, цель которой – повышение уровня безопасности и устранение избыточной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности (основание: поручение Президента Российской Федерации от 30.12.2015 №Пр-2724, неоднократные поручения и распоряжения Правительства РФ, в том числе по реализации механизма «регуляторной гильотины»).
Подготовленные Правительством РФ проекты федеральных законов №850621-7 и №851072-7 направлены на устранение недостатков действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе регулирование вопросов профилактики нарушений обязательных требований.
При этом указанные проекты федеральных законов рассматриваются в пакете с отраслевыми проектами нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по отдельным отраслям.
Одним из таких законопроектов является проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».
Данным законопроектом предлагается систематизировать содержащиеся в трудовом законодательстве обязательные требования, установленные в целях регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (далее – обязательные требования в сфере труда). Под обязательными требованиями в сфере труда законопроектом предлагается понимать установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, условия, ограничения, запреты, иные обязанности, применяемые при регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
При этом в законопроекте определен порядок установления обязательных требований в сфере труда, а также предусматривается перечень обязательных требований (групп требований) в сфере труда применительно ко всем институтам трудового законодательства.
Законопроектом устанавливаются непосредственно обязательные требования к выполнению работодателем самих норм Трудового кодекса Российской Федерации, что позволяет государственным инспекторам труда при осуществлении проверки выявлять не факт соблюдения (или несоблюдения) работодателем норм трудового законодательства, а выполнения требований (норм), содержащихся в ТК РФ.
В своем заключении, поддержав концепцию законопроекта в целом, профсоюз обратил внимание на отдельные позиции, которые требуют уточнений и доработки.
Следует отметить, что в настоящее время федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» приняты и подписаны Президентом Российской Федерации, но пока не вступили в действие.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)» в настоящее время проходит общественное обсуждение.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы»
16 июня 2020 года в Государственную Думу депутатами межфракционной группы «Солидарность» А.К.Исаевым, М.В.Тарасенко, а также другими депутатами и членами Совета Федерации внесен проект федерального закона №973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы».
Напоминаем, что определение дистанционной (удаленной) работы уже содержится в ТК РФ, при этом для устранения правовых коллизий, существующих на сегодняшний день в теории и практике применения законодательства, данные понятия признаются тождественными. Законопроектом четко разграничиваются понятия: дистанционная (удаленная) работа; временная дистанционная (удаленная) работа (режим работы, предусматривающий временное выполнение трудовой функции работника вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя); комбинированная дистанционная (удаленная) работа (режим работы, включающий работу на стационарном рабочем месте и дистанционную (удаленную) работу).
Также в законопроекте регламентируется отказ от требования подписывать трудовой договор о дистанционной (удаленной) работе с использованием квалифицированной электронной цифровой подписи (ЭЦП), стоимость и порядок оформления которой несет дополнительную финансовую нагрузку.
Важной новеллой является изменение норм, связанных с дополнительными основаниями расторжения трудового договора с дистанционным работником (ч. 1 ст. 312.5 ТК РФ), особенность установления которых зачастую приводит к незаконному увольнению работников. Законопроектом предлагается закрепить норму, в соответствии с которой основания расторжения трудового договора с дистанционным работником могут устанавливаться только ТК РФ.
Устанавливается порядок взаимодействия работника и работодателя, связанный с рабочим временем дистанционных работников, вводится понятие времени отдыха для дистанционного работника и ограничения привлечения его к работе в этом время работодателем.
Также одной из важных позиций законопроекта является регулирование оплаты труда дистанционных работников вне времени, установленного порядком взаимодействия работника и работодателя, в случае производственной необходимости. Если работник привлекается к работе во время отдыха, оплата его работы осуществляется в порядке, установленном для оплаты сверхурочной работы, в соответствии со статьей 152 ТК РФ.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в целях совершенствования регулирования работы, временно организованной на удаленном рабочем месте, подготовленном ФНПР
ЦС профсоюза было подготовлено правовое заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предложенный Федерацией независимых профсоюзов России, в целях совершенствования регулирования работы, временно организованной на удаленном рабочем месте.
Законопроектом ФНПР предлагалось законодательно закрепить возможность временного выполнения работниками своих трудовых функций вне стационарного рабочего места с сохранением размера заработной платы посредством заключения с работодателем дополнительного соглашения к трудовому договору. По мнению ЦС профсоюза, законопроект нуждается в существенной доработке. Законопроектом ФНПР предлагается выделить особенности регулирования труда работников, временно направляемых на удаленную работу, в отдельную статью – «Изменение условия трудового договора о месте выполнения трудовой функции. Временная удаленная работа» главы 12 Трудового кодекса РФ, поскольку такой труд имеет отличную от дистанционного труда правовую природу. При этом в рамках статьи законопроекта отдельные права работников предлагается регулировать фрагментарно нормами, которые уже существуют в трудовом законодательстве, например, обеспечение безопасных условий и охраны труда работников, выполняющих свои трудовые функции удаленно (ст. 212 ТК РФ), порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе (ст. 312.3 ТК РФ) и прочее.
В этой связи профсоюз отметил, что понятие удаленной работы в трудовом законодательстве отсутствует, поскольку в сущности такая работа является режимом дистанционной работы, на который работник может быть переведен путем подписания письменного соглашения сторон о возможности удаленной работы в случае возникшей необходимости, например, личных обстоятельств, изменения места жительства работника и прочее. Условия организации труда при режиме удаленной работы регулируются положениями ТК РФ, касающимися прав дистанционных сотрудников (глава 491 ТК РФ).
Также законопроектом предусматривалось положение, с которым профсоюз принципиально не мог согласиться. Так, в частности, заключивший дополнительное соглашение о временном выполнении трудовой функции вне стационарного рабочего места работник обязан организовать свое рабочее место по месту фактического пребывания и создать необходимые бытовые условия для полноценного выполнения трудовой функции.
Профсоюзом было отмечено, что по общему правилу в соответствии с частью 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимым для исполнения ими своих обязанностей оборудованием – программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами определяются трудовым договором о дистанционной работе (ст. 312.3 ТК РФ) или же соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).
В связи с этим профсоюз настоял на исключении из законопроекта указанного положения, поскольку оно ухудшает положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством.
Таким образом, Общероссийский Профсоюз образования, понимая необходимость внесения изменений в правовое регулирование вопросов, связанных с дистанционным трудом, не счел возможным поддержать проект федерального закона, предложенный ФНПР, в представленной редакции.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте