search
main
0

Что год грядущий нам готовит?

Нужны системные решения

Традиционно в первом номере «Учительской газеты» мы подводим итоги года ушедшего и делаем прогнозы на год наступивший. Наши эксперты – известные люди в образовании, от которых во многом зависит то, каким будет основной вектор развития нашей российской школы. Мы попросили их ответить на два вопроса: «Каковы, на ваш взгляд, главные события ушедшего года?» и «Что вы ждете нового и прорывного в образовании в 2020 году?»

Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина:

Расставим точки над ё

2 августа 2019 года был утвержден новый состав Совета по русскому языку при Президенте РФ, куда вошли известные российские филологи, лингвисты, представители педагогического сообщества, литераторы, издатели. На первом заседании нового состава совета 5 ноября большое внимание было уделено вопросам функционирования русского языка как государственного и необходимости соблюдения закона о языке в публичной коммуникации. Уверена, что результатом этого в том числе стали увольнения чиновников, которые пользовались обсценной лексикой в профессиональной коммуникации.

Новгородская область узаконила обязательное написание буквы «ё» в названиях всех населенных пунктов и установила систему административных штрафов за нарушение этого требования. В Московской городской Думе также обсуждали необходимость корректировки всех наименований и написания их в соответствии с нормативами в части использования буквы «ё». Отсутствие точек над буквой уже привело к искажению норм употребления ряда наименований московских районов. В Ульяновской области разрабатываются программы развития русского языка, в том числе проект «За русский язык», инициированный лично губернатором Сергеем Морозовым.

Стандарт общего образования представлен и согласован Минпросом, но в настоящее время не утвержден Минюстом. Мы усматриваем в новом стандарте для преподавания русского языка и литературы больше вреда, нежели пользы, поскольку он обнуляет вариативность в преподавании, в том числе учет индивидуальных особенностей детей-мигрантов, детей с ОВЗ, без чего эффективное изучение языка невозможно.

В конце года ушла из жизни президент РАО, выдающийся отечественный лингвист Людмила Алексеевна Вербицкая. Целая эпоха связана с Людмилой Алексеевной. Она была настоящим борцом за чистоту русского языка. Не раз на различных совещаниях мы были свидетелями, как Людмила Алексеевна делала замечания чиновникам и призывала бороться с заимствованиями, пользоваться правильным русским языком.

В результате поправок, внесенных в Закон «Об образовании в РФ», в учебном плане наших школ появился русский язык как родной. Теперь дети должны изучать русский не только как государственный язык, но и как родной. Стоит вопрос, как преподавать русский язык в многонациональных регионах, где ограничена русскоязычная среда и активно функционируют национальные языки. Где та граница, которая проходит между родным и государственным языком? Это большая проблема для методистов, педагогов, пока больше вопросов, чем ответов. Нужно признать, что для изучения русского языка должны быть созданы специальные методики, учителя должны иметь специальные профессиональные компетенции.

Анзор МУЗАЕВ, заместитель главы Рособрнадзора:

В рабочем порядке

При проведении ЕГЭ в 2019 году во всех 85 субъектах РФ использовалась технология печати КИМов в аудитории и сканирования экзаменационных материалов в пунктах проведения экзаменов по завершении экзамена. При этом были использованы технологии передачи экзаменационных материалов в ППЭ через Интернет, сканирование экзаменационных материалов осуществлялось непосредственно в аудиториях ППЭ.
В экзамене приняли участие 743241 человек, включая 656678 выпускников текущего года. Наиболее популярными среди учебных предметов по выбору для сдачи ЕГЭ в 2019 году стали обществознание, физика, биология, история, химия, информатика и ИКТ.

В 2020 году число регионов, использующих технологию передачи КИМов ЕГЭ по Интернету, будет увеличено. С 2021 года планируется провести экзамен по информатике в компьютерной форме, а с 2022 года – обязательный экзамен по иностранному языку, хотя этот вопрос до сих пор обсуждается.

ОГЭ в 2019 году сдавали 1379489 человек. Из них количество участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, выбравших форму ОГЭ, составило 9451 человек (против 8520 в 2018 году). Впервые в штатном режиме проведено итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9‑х классов как условие допуска к ГИА-9.

Планируется, что в 2020 году при проведении ВПР добавятся 8‑е классы, в которых проверочные работы пройдут в режиме апробации. При этом варианты работ по всем предметам и классам будут генерироваться автоматически из банка заданий ВПР. Для каждой школы варианты станут, по сути, индивидуальными, что снизит риск их утечки и повысит объективность проведения проверочных работ. Во всех классах (кроме 8‑х) школы смогут сами выбрать удобный день для проведения ВПР в отведенном интервале. В 11‑х же классах ВПР пройдут в марте, а не в апреле – мае, чтобы не мешать подготовке к ЕГЭ.

Продолжится начатый в 2019 году крупный проект по оценке качества образования в регионах РФ по модели PISA. К исследованию подключатся еще 14 регионов: Сахалинская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Санкт-Петербург, Республика Коми, Республика Ингушетия, Омская область, Республика Тыва, Челябинская область, Владимирская область, Тульская область, Воронежская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия.

Также Рособрнадзор планирует продолжить проведение НИКО, исследовать качество образования в детских садах, СПО, компетенций учителей и директоров школ. Кроме того, предстоит выработать новую модель контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки, которая должна вступить в действие, после того как с 1 января 2021 года действующие нормативные правовые акты в этой сфере утратят силу.
И, конечно же, одно из наиболее ожидаемых событий – опубликование результатов исследования TIMSS-2019, которые станут известны в конце 2020 года.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:

Шаг за шагом

Конечно, главный итог года в образовательной политике – получение опыта реализации национальных проектов в сфере образования. С трудом, но выстраивается система конкретных шагов, позволяющих реально улучшать образовательные результаты. Как соруководителю экспертной группы по национальному проекту «Образование» мне приходилось работать с огромным сообществом экспертов, которые помогали обоим министерствам ясно формулировать задачи и средства их решения. Должен признаться, что это не всегда удавалось, мы иногда видим и имитацию деятельности, и неэффективные мероприятия. Но в целом мне кажется, что уроки 2019 года будут положительно влиять на дальнейшую реализацию национального проекта.
В контексте достижения цели национального проекта «Образование» важным событием года стали результаты PISA – глобального измерения качества школьного образования. Грамотность российских учеников уже не показала роста, привычного в последнее десятилетие. Пожалуй, именно в этом отношении мы ждем действий в 2020 году.

Нам нужны системные решения, которые помогут школам достичь хороших результатов для каждого ребенка. ВШЭ работает над методологией цифровой трансформации образования и тем, какой контент необходимо создавать, чтобы задать высокий стандарт качества для всей России. В Якутии Институт образования ВШЭ запустил уникальный проект – внедрение результатов исследований в практику. Пока это пилот, но в новом году мы сделаем его способным к масштабированию.

Но ни одна технология не заменит учителя. От него зависит, разовьют ли ученики интерес к знаниям, к работе в команде, креативность, критическое мышление. Знания когда-нибудь научатся передавать и машины, а живой интерес может передать только человек. Поэтому очень надеюсь, что в 2020 году учителя почувствуют позитивное влияние образовательной политики.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

Консолидируем усилия

2019 год – особый для системы образования, потому что 25 сентября этого года Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям был создан Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. Его задача – консолидировать усилия общественных организаций, государства, работодателей в целях развития системы квалификаций в образовании. В совет вошли лидеры профессионального сообщества, а его работу обеспечивает Российское общество «Знание».

Важнейшей функцией совета станут разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований, проведение экспертизы ФГОС профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию. Так, на первом заседании совета обсуждалось внедрение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного Минтрудом России в 2015 году. В совет поступил и проект профессионального стандарта «Ректор», он находится на стадии рассмотрения. Совет будет проводить мониторинг рынка труда в сфере образования, мы сможем выявлять реально существующие и только зарождающиеся профессии и новые квалификации.

Новый СПК уже включился в работу над федеральным проектом «Учитель будущего» национального проекта «Образование»: до конца этого года в рамках федерального проекта «Учитель будущего» предстоит открытие 11 центров независимой оценки квалификации педагогов. В 2020 году нам предстоит создать центры еще в 20 регионах, также планируется разработать профессиональные стандарты или дополнительные квалификации инструктора по интернет-серфингу, веб-психолога, педагога онлайн-обучения, школьного модератора, междисциплинарного тьютора.

Нам важно совместными усилиями создать такую систему, которая бы не проявляла недоверия к учителю, а стала инструментом его развития на годы вперед. Поэтому каждый шаг работы совета сопровождается общественными обсуждениями как в очном, так и в дистанционном формате. Мы получили большое количество предложений от учителей. Среди них – придание профессиональному стандарту педагога уровневого характера, перевод, по крайней мере, теоретической части квалификационного экзамена в цифровой формат, объединение систем аттестации и независимой оценки квалификации, связь результатов оценки с индивидуальным планом повышения квалификации. Все они будут учтены при создании модели работы ЦОК в образовании и при разработке регламента оценочных процедур.

Мария ЛАЗУТОВА, доктор исторических наук, профессор, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы:

Судьба ФГОС предопределена

Каждый уходящий год в системе образования – это не только приращение новых знаний школьниками, студентами, поиск новых образовательных технологий, включение в образовательный процесс молодых педагогических кадров, воспитателей, но и прежде всего это новый шаг к трансформации всей системы образования в ответ на современные вызовы.

Завершившийся год ознаменуется тем, что Российская Федерация поставила цель создать такую систему образования, которая будет способна войти в десятку наиболее престижных образовательных систем мира. Именно эта задача решается Министерством просвещения России и органами управления образованием субъектов РФ.

Критерием эффективности работы системы образования в ушедшем году стала разработка методических рекомендаций по совершенствованию организации и управления региональными образовательными системами. Это крайне важный документ, который позволит наконец представить эффективные инновационные модели управления системами образования, увидеть, какие существуют алгоритмы построения организационно-управленческих структур, способные решать на новом уровне региональные задачи образования.

Еще один важный момент в ушедшем году – это результаты исследований PISA, в которых принимала участие Россия, но Москва была выделена как самостоятельный участник и показала высокие результаты. Они свидетельствуют о том, что московская система образования укрепляет свои позиции в мире. По показателю «Естественно-научная грамотность» московские старшеклассники заняли 6‑е место в мире, по показателю «Математическая грамотность» – 5‑е место, «Читательская грамотность» – 3‑е. Как известно, PISA – это одно из основных исследований качества школьного образования в мире.

Прежде всего, на мой взгляд, продолжится работа по совершенствованию всех аспектов образования. Наконец будет определена судьба школьных образовательных стандартов, вокруг которых уже кипят нешуточные страсти, и 2020 год скажет свое последнее слово.

Можно предположить, что в случае их принятия дети получат значительную разгрузку школьного обучения. Как известно, сегодня общая нагрузка школьника составляет около 47 часов в неделю. Для сравнения: рабочая неделя взрослого человека всего 40 часов. И все-таки более активно должна решаться проблема домашних заданий.

Как известно, ОГЭ будет проходить в обновленном формате по ФГОС. Более активно должны проявить себя 101 опорная школа РАН в 32 регионах России с элементами ранней профориентации учащихся по проекту «Билет в будущее». К ним присоединятся школы из других регионов.
Кроме этого, мы все ждем запуск программы «Земский учитель», которая позволит значительно укрепить педагогическими кадрами сельские школы. Это проект Президента России, и на него возлагают большие надежды именно сельские школы. Как известно, среди 42000 школ России 26000 находятся в сельской местности, и в них недостает 12000 педагогических работников.

Российская система образования ждет электронные учебники, которые запланированы программой «Цифровая школа». Отдельно замечу о профстандарте педагога в 2020 году. Процесс создания такого стандарта затянулся, и это вызывает определенное напряжение в педагогическом сообществе.
Наступило время наконец определиться более фундаментально и предметно с реализацией проекта «Цифровая экономика», созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Цель проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качественное и доступное образование всех видов и ступеней.

2020 год – это год 75‑летия Великой Победы. Этот год открывает дополнительные возможности для каждой школы, каждой семьи прикоснуться к страницам нашей Великой Победы.

Пользуясь случаем, особо хочу поздравить с Новым годом коллектив мною очень уважаемой «Учительской газеты». Практически вся моя педагогическая, научная, государственная деятельность шла рядом с этой газетой. В ней всегда работали самые талантливые сотрудники, влюбленные в ученика, учителя, школу. Это настоящие профессионалы, преданные своему делу, преданные самым высоким смыслам образования!

Алихан ДИНАЕВ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018:

На понятном языке

Для меня неожиданностью стала масштабная атака на обязательный ЕГЭ по иностранному языку, который планируется ввести в 2022 году. Его введение было утверждено еще много лет назад, но, похоже, многие политики и общественные деятели узнали об этом совсем недавно, возмутились до глубины души и начали изливать свое негодование везде, где только возможно.

Не менее важным является вопрос с обязательным экзаменом по истории. Все это еще раз показывает, что даже спустя 10 с лишним лет ЕГЭ остается больной темой, вызывающей ожесточенные споры.

Другое значимое событие – ухудшение результатов России в исследованиях PISA. И мне очень интересно, как изменится образовательная политика, какие решения будут приняты, чтобы все-таки достичь главную цель нацпроекта.

Самым важным событием 2019 года, конечно, было широкое и непростое обсуждение новых ФГОС. Каким образом они будут доработаны? Как очередные нововведения воспримут учителя и директора? Ответы на эти вопросы мы должны получить уже в новом году.

Пусть новый год будет незабываемым. И только в хорошем смысле этого слова!

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики»:

Не сдадим позиции!

2019 год показал, что профессиональное сообщество начинает все активнее влиять на образовательную политику в стране. К сожалению, пока это в основном выражается в недопущении не очень обоснованных решений, не случайно такая задержка по освоению средств, выделяемых на национальные проекты! А ситуация с принятием новых школьных стандартов?! Не очень радостное событие – по итогам PISA мы не только не улучшили наши показатели, но по ряду позиций опустились – по читательской грамотности и по числу школьников, не выходящих на минимальные пороги функциональной грамотности. И еще в прошлом году ушли из жизни два моих товарища, много сделавших для российского образования, – Ефим Коган и Михаил Щетинин.

В 2020 году всем нам хороших учеников и умных начальников. И пусть наступит время доказательной образовательной политики!

Максим ДУЛИНОВ, директор ФИРО РАНХиГС:

Все зависит от нас

Важнейшим субъектом системы образования являются учителя, именно от их профессионализма в большей части зависит успех не только национального проекта, а общества в целом. Что принес 2019‑й учителю?
Результаты апробации в 19 субъектах РФ модели аттестации учителей (2017‑2019), основанной на использовании ЕФОМ, выявили ряд проблем, показали необходимость совершенствования данной модели и выявления организационно-методических условий повышения эффективности аттестации учителей как механизма.

Сейчас проблема эффективности аттестации педагогических работников как формирующей и мотивирующей системы приобретает особую актуальность в связи с процессами формирования российской системы независимой оценки квалификации и, в частности, созданием Совета по квалификациям в сфере образования, включенного в реестр советов по профессиональным квалификациям.

В рамках федерального проекта «Учитель будущего» предусмотрено включение в национальную систему профессионального роста педагогических работников функционирования региональных центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. В 11 регионах созданы центры оценки квалификации педагогов, где они смогут получать квалифицированную помощь в своем профессиональном развитии.

Работа по созданию эффективной системы аттестации педагогических работников как формирующей и мотивирующей будет продолжена в 2020 году.

Повышение квалификации педагогов – это сфера, где изменения необходимы уже давно. У нас в стране в каждом субъекте есть институты развития образования, и это колоссальный ресурс для профессионального развития педагогов.

Но при наличии бесчисленного количества методик, подходов и практик можно сказать, что по большей части система носит формальный характер. Учителя не получают должного удовлетворения своих профессиональных потребностей, должной методической поддержки.

В рейтинге методических проблем учителей на первых местах отсутствие мотивации к использованию новых педагогических технологий обучения, недостаточное владение методикой педагогического проектирования и моделирования, неумение организовать исследовательскую, проектную работу обучающихся и… опять же отсутствие методической поддержки учителя.

Поэтому важнейшее направление в работе по преодолению этих затруднений должно быть связано с совершенствованием системы ДПО учителей.

Мероприятия, заложенные в нацпроекте «Образование», отражают эти потребности. Так, в 2019 году был запущен процесс обновления и реорганизации системы повышения квалификации учителей. Уже в 2020 году будет внедрена система непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников.

Безусловно, условия для саморазвития, повышения мотивации к овладению навыками использования современных цифровых технологий для педагога улучшатся.

Структура и содержание основной подготовки педагогических кадров пока остаются за пределами внимания. Например, в нацпроекте много мероприятий посвящено повышению профессионального мастерства уже действующих учителей и преподавателей высшей школы, но нет целостного понимания изменения системы и содержания подготовки. Как бы ни сложилась в дальнейшем судьба ведомственных программ, приоритетность в государственной политике сосредоточена на реализации национальных проектов. Выстраивая новую систему образования, мы рискуем вливать в нее молодых педагогов, не готовых к такой реальности из-за устаревших подходов к их обучению.

В конце 2019 года при Минобрнауки России создан Совет по развитию педагогического образования. В его полномочия как раз и входят выработка государственной политики в сфере гуманитарного и педагогического образования, налаживание межвузовского взаимодействия по вопросам подготовки будущих педагогов.

очется верить, что в 2020 году советом будет предложена стратегия развития педобразования, продолжена разработка критериев профессионального отбора будущих учителей, что создаст условия в том числе и для повышения престижа профессии среди молодежи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте