search
main
0

Что главное в нашей профессии? Размышление

Прошло уже более четверти века с тех пор, как я впервые переступила порог школы в качестве учителя. Срок немалый… С чего начиналась моя Школа? С забот и неурядиц, звонков с уроков и звонков от учеников, походов и поездок, проверок, комиссий, родительских собраний и педсоветов, проб и ошибок, размышлений… А эти бурные 80-е, годы перестройки, крушения прежних идеалов и жизненных ориентиров… Но это было время громадного интереса к педагогам-новаторам, к педагогике сотрудничества. Лысенкова, Ильин, Шаталов – каждый из них нашел свой путь к Школе радости.

Василий Александрович Сухомлинский… Конечно, его имя знакомо каждому со студенческой скамьи. Удивление и изумление вызывает каждая книга, написанная им, и весь его недолгий, но яркий жизненный путь. Именно эти чувства – удивление и изумление – должны испытывать дети на уроках, по мнению Сухомлинского. В его книгах можно найти ответы на многие вопросы обучения и воспитания: «Чтобы ребенок хорошо учился, надо, чтобы он хорошо учился», «Не за знания, а за труд, который приложил ребенок, надо ставить оценку», «Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении»…

Что главное в нашей профессии? Я считаю, доброжелательность и искренность, доверие и любовь к детям, коллегам и окружающим. Читая Сухомлинского, понимаешь, что все проблемы у ребенка в конечном счете возникают из-за отсутствия любви. И там, где учитель посадил в душе ребенка розу, никогда не вырастет чертополох. Каждый шаг, каждое слово, даже взгляд – все это отзывается в сердце ученика.

Нужен ли современной школе Сухомлинский?

Помните, в начале фильма «Чучело» на пороге школы стоит ее директриса и с застывшей на лице улыбкой встречает входящих учеников, подражая Сухомлинскому… Но его школа была подлинным очагом культуры, потому что в ней царили четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова. А в нынешней школе царит культ отметки. ЕГЭ, целью которого является объективная оценка уровня знаний ученика, как дамоклов меч висит над головой учителя. Как же наполнить необходимыми знаниями головы своих учеников, когда престиж знаний катастрофически низок, когда непосильным грузом на плечи педагога (женские плечи!) ложатся социальные бедствия, среди которых на первом месте стоят алкоголизм, безработица и непрочность семьи? Добавьте еще к этому переход на новую систему оплаты труда учителя, которая стимулирует его деятельность, но при этом увеличивает психологический прессинг. А Сухомлинский говорил, что «в школе не должно быть суеты, нервозности, спешки». Он считал, что свободное время учителя – корень, питающий ветви педагогического творчества. Никаких письменных отчетов, никаких дежурств, не хиреть над тетрадями – проверять их выборочно. Как же далеко это от той действительности, которой живет современная школа!

И все же, все же, все же… С 2001 года в нашей школе разработан и действует ценностно-ориентированный курс «Семья. Отечество. Земля». А в одной из сельских школ нашего района за основу воспитания взяли «Десять нельзя» Сухомлинского, среди которых «Нельзя смеяться над старостью, о старости надо говорить с уважением, нельзя делать то, что осуждают старшие, нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения старших, не простившись с ними»…

Сухомлинский нужен современному учителю, чтобы он мог оставаться учителем.

Надежда НИКИТЕНКО, учитель иностранного языка высшей категории школы №1, отличник народного просвещения, победитель конкурса «Лучшие учителя России», 2007 года, Карасукский район, Новосибирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте