Чтобы быстро и эффективно исправить плачевную ситуацию с довузовской подготовкой будущих инженеров в нашей стране, нужна новая стратегия геометро-графического образования, которое должно начинаться с изучения азбука графического языка.
Кроме того, специально для маленьких чертежников 9 апреля в Московском музее образования «Ровесник» провел первый турнир по геометрографии для детей младшего возраста. Очень отрадно, что в турнире в Музее образования кроме ребят из «Ровесника» приняли участие ученики начальных школ №887 и №1148 им. Достоевского. Турнир был посвящен Дню авиации и космонавтики, поэтому каждый ребенок должен был в любой технике, которой он лучше владеет, изобразить ракету, космический корабль, орбитальную станцию или выполнить специальное \”космическое\” задание. Например, второклассник Слава в программе КОМПАС 3 легко выполнил 3-модель волшебного кристалла – икосаэдра (правильный двадцатигранник). Ярослав, ученик 3 класса школы №1148, который увидел, как работают его ровесники в КОМПАСЕ только 4 апреля на Международном турнире, а к 9- апреля самостоятельно освоил 3
Так родилась идея, что в школе наравне с вербальными языками глубоко и серьезно, на базе геометрии и теории изображений должен изучаться геометро-графический язык в трех техниках выполнения изображений: ручной (рисунок), инструментальной (ортогональный чертеж) и компьютерной (в российской программе компьютерного 3
D
-моделирования КОМПАС 3
LT
). Предлагаемый курс «Геометрография» – это основы геометрического моделирования формы окружающих предметов и способы их изображения.
Несколько лет преподавания геометрографии в 7-8-х классах общеобразовательной школы показали, что изучать азбуку графического языка надо значительно раньше. Поэтому в октябре 2014 года была набрана первая группа детей дошкольного и младшего школьного возраста от 5,5 до 10 лет в московском Центре досуга «Ровесник» и было создано объединение «Геометрография».
Каждая встреча с малышами на занятиях для меня, имеющей опыт работы не только в школе, но и в вузе – я работала старшим преподавателем черчения и начертательной геометрии в МГТУ им. Баумана и РУДН, – настоящее испытание и в то же время большой праздник. Готовясь к занятию, я иногда часами осваиваю какую-нибудь новую операцию или задачу по 3D-моделированию в программе КОМПАС 3D. В начале урока я показываю ребятам алгоритм построения. Повторять что-то второй раз, как правило, моим ученикам не нужно. А как только они начинают самостоятельно работать, то мне остается только восхищаться и искренне удивляться тому, что и как у них получается. В конце урока мои ученики, как правило, учат меня и друг друга, как им удалось создать нечто невероятное и фантастическое в инженерной программе 3D-моделирования. И что еще очень важно, настоящие технари от Бога, даже если они еще ходят в детский сад, ярко проявляют себя в геометрическом 3D-моделировании практически сразу и становятся костяком группы, а гуманитарии, походив несколько занятий, постепенно «рассасываются».
Когда азбука графического языка была изучена и сложилась группа способных детей, готовых к дальнейшему совершенствованию в инженерном направлении, то передо мной встал вопрос: что делать дальше? Из таких ребят можно и нужно растить настоящих российских инженеров ХХI века. Но как? Серьезная проблема в том, что сегодня ни школа, ни система дополнительного образования не могут предоставить будущему инженеру, который учится еще в начальной школе, возможность длительного и непрерывного «профессионального» роста в кружках технического творчества и моделирования. Что делать с юными звездочками, чей талант и интерес к технике не вызывает сомнения? Очень велика опасность того, что без грамотно организованной системы кружков научно–технического творчества за время учебы в школе эти дети не выдержат нажима со стороны взрослых, забудут о своей детской мечте стать инженером и пополнят армию юристов и экономистов.
Другая проблема, с которой я вплотную столкнулась в процессе работы над курсом «Геометрография – азбука графического языка», – ярое неприятие курса со стороны некоторых чиновников и преподавателей технических вузов, которые, ратуя за возвращение старого курса черчения в школы, не допускают принципиально нового, современного подхода к геометро-графическому образованию. Это и понятно, ведь тогда в технические вузы из школы придет молодежь, которая будет на две головы лучше подготовлена, чем сегодняшние студенты. И что тогда будут делать вузы?
Наше объединение «Геометрография» стало первой экспериментальной, научно-технической инновационной площадкой в области развития геометро-графического образования
В награду за хорошие успехи и для того, чтобы наглядно показать тем, кто скептически относится к новому курсу «Геометрография», его эффективность, младшие школьники и даже дошкольники из «Ровесника» наряду со старшеклассниками и студентами принимали участие в Шестом международном графическом турнире, который прошел 4 апреля 2015 года в РУДН.
Кроме того, специально для маленьких чертежников 9 апреля в Московском музее образования «Ровесник» провел первый турнир по геометрографии для детей младшего возраста. Очень отрадно, что в турнире в Музее образования кроме ребят из «Ровесника» приняли участие ученики начальных школ №887 и №1148 им. Достоевского. Турнир был посвящен Дню авиации и космонавтики, поэтому каждый ребенок должен был в любой технике, которой он лучше владеет, изобразить ракету, космический корабль, орбитальную станцию или выполнить специальное \”космическое\” задание. Например, второклассник Слава в программе КОМПАС 3D легко выполнил 3D-модель волшебного кристалла – икосаэдра (правильный двадцатигранник). Ярослав, ученик 3 класса школы №1148, который увидел, как работают его ровесники в КОМПАСЕ только 4 апреля на Международном турнире, а к 9- апреля самостоятельно освоил 3D-моделирование в КОМПАСЕ, выполнил 3D-модель орбитальной станции собственной конструкции. Интересный и неожиданный для организаторов опыт провел дошкольник Ванечка, который не только сам легко построил 3D-модель ракеты, но и по собственной инициативе обучил этому двоих своих друзей из детского сада, которые принимали участие в турнире в качестве артистов и должны были только лишь читать стихи. Все дети работали с большим интересом – рисовали, лепили, клеили, чертили, тем самым наглядно показали всем собравшимся, как легко они осваивают геометрическое моделирование в разных техниках. В результате, все, кто сомневался в необходимости раннего графического образования и курса «Геометрография», вместо традиционных дискуссий увидели результаты своими глазами и услышали, что думают на этот счет дети. Это самые сильные аргументы в пользу нового геометро-графического образования.
Галина Анисимова, автор курса «Геометрография-азбука графического языка» и организатор Первого турнира по геометрографии для малышей
В прикрепленном файле – Положение о турнире.
Фото из архива организаторов.
Комментарии