search
main
0

Что? Где? Когда? Урок истории в 10-м классе на тему «Первые государства Древнего мира»

Подготовка к занятию- Расставить столы в классе по количеству групп.- Выписать отрывки из исторических источников на раздаточные карточки.- Заготовить контурные карты.

Ход занятия1. Мотивация. Организационный моментУчитель: История всегда окружает человека и присутствует в нем самом, но она настолько привычна, что уловить прошлое в настоящем, а тем более сделать прогноз будущего, зная прошлое, совсем непросто. Как точно сказал Марк Туллий Цицерон: «История –  свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». Я очень люблю древнюю историю, люблю путешествовать. В путешествия беру с собой любимые вещи, талисманы. И некоторые из них я взяла сегодня с собой на урок.На столе лежат часы, корабельный штурвал, гадальные карты, буква, шахматная фигура.Какие мои талисманы вы хотели бы иметь у себя?Усложню задачу: это должен быть не индивидуальный выбор, сегодня предлагаю вам поработать в группах. Поэтому сделайте выбор от группы. Посовещайтесь. Один человек от группы выходит и выбирает одну вещь.Представители групп выбирают предметы.Почему вы выбрали эти предметы? Они свидетели далекого прошлого. Вы знаете, что эти предметы пришли к нам из Кемета, Синдху, Чжунхуа?А вы знаете, что это такое Кемет, Синдх, Чжунхуа?2. Объявление темы, ожидаемых учебных результатов и хода занятияУчитель (удивленно): Как, вы не знаете, что такое Кемет, Синдх, Чжунхуа? Если мне что-то очень нравится, какая-то вещь или какое-то событие, я стараюсь о нем узнать как можно больше. Считаете ли вы нужным для себя узнать, что же это такое? Я думаю, мы готовы сформулировать цель нашего урока. Думаю, что многие из вас уже поняли, что Кемет, Синдх, Чжунхуа – это древние государства. Что же нам нужно сделать, чтобы узнать про них как можно больше? На какие вопросы ответить? Быть может, стоит вспомнить знаменитых знатоков, которые всегда отвечают на какие-то три вопроса?Ученики: Что? Где? Когда? Нам необходимо узнать, что это за государства, где они возникли, когда возникли.Учитель: Но мне кажется, что эти вопросы можно и нужно продолжить. Разве государства у людей существовали всегда? Какой еще вопрос напрашивается?Ученики:- Почему возникли государства?- Зачем? Что это дало человеческому обществу?Учитель: Сегодня я предлагаю вам работать с опорными схемами. Запишите тему нашего урока.1. Возникновение первых государств.Дата               Государство   2. Теории возникновения государств.Автор              Названиетеории               теории   3. Интерактивная часть с изучением нового материалаУчитель: Приступим? Но для начала напомните мне, что такое государство. Вы уже знакомились с этим понятием на уроках обществознания. Каждая группа совещается и предлагает собственное определение термина «государство». Не забудьте выбрать представителя, который выступит от группы.Самостоятельная работа в группах. По окончании работы выслушиваем представителя каждой группы.Учитель: Давайте посмотрим на слайд. Перед вами научное определение государства. Что значит научное? Сравните с тем, что вы сказали.Фронтальная беседа с классом.Учитель: Предлагаю вспомнить, что происходит с первобытным обществом к IV-III тыс. до н. э.Работаем со схемой. Повторяем пройденный материал. Самостоятельная работа в группах.Учитель: А теперь самое время ознакомиться с теми государствами, которые возникли в глубокой древности. Продолжаем работать в группах. Но теперь каждая группа получает свое особое задание.1-я группа. Ваша задача – объяснить нам, где появились те государства, о которых мы сегодня говорим. Группа получает контурную карту, отрывки из школьной энциклопедии с описанием первых государств и флажки. Необходимо приклеить флажки на карту в те места, где возникли первые государства.2-я группа отвечает на вопрос, когда появились первые государства. Группа работает с учебником, заполняет таблицу.3-я группа. Попробуйте нам объяснить, почему появились эти государства. Группа получает отрывки из работ разных философов. Определите, как некоторые ученые объясняют появление государств.«…И везде, где люди жили маленькими семьями, они грабили друг друга; это считалось настолько совместимым с естественным законом, что чем больше человек мог награбить, тем больше это доставляло ему чести… Требуется… общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу… Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями… чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица». У.Гоббс. «Левиафан»«…Наряду с племенами в плодородных местностях мы видим племена, живущие в неплодородных; наряду с воинственными и бедными кочевыми пастухами мы находим также и оседлых крестьян, отвыкших от употребления оружия, хозяйство которых дает большие излишки, и т. д. Война становится грабежом или защитой от грабежа, и в основе своей она осталась такою и до сих пор…»К.Каутский. «Этика и материалистическое понимание истории»«…Государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство…»Ф.Энгельс. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»Фронтальная беседа с классом.Учитель: Итак, в долинах крупных рек возникают первые государства. Жил человек в первобытную эпоху, а теперь живет в государстве. Что изменилось? Как мы можем определить, что вот оно, государство? Есть ли у него отличительные черты? Признаки?Работа с признаками государства1. Наличие особой публичной власти.2. Специальный аппарат управления и принуждения.3. Единые законы.4. Налоги.5. Территория с определенными границами.Самостоятельная работа в группах.Учитель: Давайте поближе рассмотрим власть, законы и социальную структуру в первых государствах. Вы знакомитесь с отрывками исторических документов, источников. 1-я группа. Охарактеризуйте власть в первых государствах. Я даю вам картон и набор слов. Ваша задача – приклеить на картон характеристики первых государств.2-я группа. Ваша задача – охарактеризовать социальные отношения в обществе.3-я группа. Охарактеризуйте законы древних государств.Отрывки из исторических документов.Пример. Характеристика власти в древних государствах.Надпись на могильной плите египетского вельможи Схотепабра: «…Прославляйте царя в телесах ваших, носите его в сердцах ваших. Он бог премудрости, живущий в сердцах… Он солнце лучезарное, озаряющее обе земли…»Из книги китайского реформатора Шан Яна: «…Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником… или простолюдином…»Советы фараона Ахтоя своему сыну: «…Твори истину, и ты пребудешь на земле. Успокой плачущего, не притесняй вдову, не отстраняй человека от имущества его отца, не удаляй вельмож с их мест. Не убивай – это не полезно для тебя, но наказывай ударами и заключением, и тогда эта земля процветет, за исключением мятежника, чьи замыслы открыты…»Картинки прикрепляются к доске по мере выступления детей. Примерные характеристики: власть – жестокая, абсолютная, законы – несправедливые, социальная структура – иерархичная.Учитель: Что мы с вами получаем? Мир, который окружал человека того времени.Фронтальная работа с классом.Учитель: С точки зрения современного человека, справедливы ли эти государства? Очень часто их называют восточными деспотиями. Какие ассоциации вызывают слова «деспотия», «деспот»? Ознакомимся с определением. Могло ли в то время государство быть недеспотичным? Почему? Что это дало человеческому обществу? Что развивалось, что изменилось? 4. Подведение итогов занятия.Учитель: Посмотрите еще раз на те предметы, которые вы выбрали. Они появились давно и просуществовали до наших дней. А вы можете мне сказать, где они появились конкретно, в каком государстве? Это и будет творческое домашнее задание для групп. ​Татьяна УСОВА, учитель истории и обществознания лицея №2 Саратова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте