Мы меняемся, меняется мир вокруг нас. И школа, будучи живым организмом, претерпевает изменения вместе с нами. Мы привыкли к тому, что в школах есть профильные классы, чаще всего после 9‑го класса учеников делили на математический, гуманитарный.
В 2018 году был запущен проект «Математическая вертикаль». Это довольно интересное нововведение, которое успешно прижилось в школах Москвы. Ученики 7‑9‑х классов, а с 2021 года еще и 10‑х классов, учатся математике по отдельным учебникам, специальной углубленной программе, которую коллектив авторов дорабатывает в режиме реального времени. В программу включаются дополнительные разделы, акцентируется внимание на некоторых моментах, которые, как правило, не освещаются в рамках классической программы. Добавлен отдельный предмет «Теория вероятностей и статистика». В неделю проводится 4‑5 часов алгебры, 2‑3 часа геометрии, 1‑2 часа статистики, 1‑2 часа дополнительных занятий по выбору школы. Проверочные работы проводятся по отдельному графику и разрабатываются также коллективом авторов. Учителя и ученики, участники проекта, проходят специальные отборочные испытания.
Ресурсные центры осуществляют методическую поддержку школ-участниц. К функциям ресурсных центров относится проведение лекций, семинаров, мастер-классов, тренингов по вопросам преподавания математики, занятий и практикумов для школьников, конкурсов и олимпиад.
Почему это интересно ученикам и их родителям? «Удаленка» – это слово прежде было не на слуху, а с 2020 года стало значить многое. Пандемия внесла существенные коррективы в нашу жизнь. Несомненно, эти изменения коснулись и рынка труда. Еще больше стали цениться профессии в сфере IT. Повышен спрос на специалистов в области информационных технологий, современной инженерии и высокотехнологичного производства, строительства, логистики, инвестиций и финансов.
Благодаря проекту «Математическая вертикаль» ученики, выбравшие техническое направление, имеют возможность планомерно в течение целых пяти лет получать фундаментальные знания и навыки, которые отвечают самым современным реалиям. И по окончании с успехом сдать профильный экзамен по математике и продолжить обучение в ведущих вузах страны. Неудивительно, что родители очень заинтересованы в том, чтобы их ребенок учился именно в таком классе.
Чтобы попасть в класс проекта, нужно успешно выполнить вступительную диагностическую работу: решить правильно более 60% заданий. В школе №1248 открыто четыре класса «Математическая вертикаль» (7, 8, 9, 10‑й классы). Ученики показывают высокие результаты при прохождении независимых диагностик и государственной итоговой аттестации. Например, диагностика 9‑х классов по математике показала следующие результаты класса «Математическая вертикаль»: средний процент выполнения работы 58% при городском уровне 45%.
Любому учителю, несомненно, приятно работать с учениками, заинтересованными в его предмете. Еще более приятно, когда у детей все получается. Мне как учителю повезло вдвойне: я выпускник спецшколы, еще с 11‑го класса мечтал преподавать математику, чем и занимаюсь уже шестой год. Кроме того, мне представилась возможность работать в классах проекта «Математическая вертикаль».
Каждый учитель имеет такую возможность, для этого необходимо сдать квалификационную работу для учителей математики на базе одного из ресурсных центров – школ и вузов. Конечно, способность сдать экзамен – это не самый важный критерий. Важно разделять идеи проекта, быть готовым учиться новому и учить по-новому.
Чтобы успешно работать, для учителя есть масса инструментов: учебники, видеоуроки, сценарии уроков на странице Центра педагогического мастерства Московской электронной школы, архив работ (вступительных и тренировочных) на сайте ресурсного центра, например, ресурсного центра на базе школы «Интеллектуал», видеолекции для учителей в большом количестве на самые разные темы на YouTube-канале РЦ «Интеллектуал», учебники и книги советских и досоветских авторов, например, на сайте электронной библиотеки «Математическое образование». Кроме того, сотрудники ресурсного центра всегда помогут, если возникли сложности.
Безусловно, подобные проекты важны и актуальны, а знания, полученные в рамках обучения, пригодятся каждому ученику для самореализации в большом технологичном городе.
Антон НИКОЛАЕВ, учитель математики, куратор проекта «Математическая вертикаль» школы №1248
Комментарии