По заданию Департамента образования в 2012 учебном году МГППУ провел «Московский мониторинг выявления одаренных и высокомотивированных детей».
В мониторинге (по объему и задачам ему нет равных) участвовали более 8000 детей (возраст – 9-16 лет) из 63 московских школ, расположенных во всех 10 округах столицы, кроме того, шло обследование учащихся трех специализированных школ, где применяют инновационные образовательные стратегии для работы с одаренными и высокомотивированными школьниками. Всего обследованы 8917 школьников 3-10-х классов, в обработку были включены результаты 7305 школьников, так как в анализ по разным причинам (не все данные, испорчен бланк, повышена вероятность списывания) вошли не все протоколы.Задачами мониторинга стали выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью (одаренных и высокомотивированных детей), рассмотрение связи одаренности с учебными (успеваемость) и внеучебными достижениями (интеллектуальные состязания и проектно-исследовательская деятельность), анализ уровня подготовленности школьных учителей к выявлению интеллектуальных способностей и мотивации саморазвития у школьников.В ходе мониторинга выявляли три параметра развития и деятельности школьника. Одаренность. В мониторинге использовали тесты «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания), и «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США) – на обе эти методики МГППУ имеет соответствующие юридические права, при этом определяли общие (умственные) способности как основу всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка.Мотивация. С помощью методики выявления мотивации саморазвития, которая разработана городским ресурсным центром одаренности МГППУ, выявлялась мотивация саморазвития – деятельная потребность ребенка, направленная на рост и реализацию его интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. Эта мотивация в благоприятных для развития условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную (актуальную) одаренность. Мотивация развития включает два показателя: потребностную сферу (познавательная потребность и потребность в сложности) и характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником.Достижения. В ходе мониторинга регистрировали успехи школьника в учебной (успеваемость) и внеучебной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектно-исследовательская работа).В результате проведения в каждой школе общей выборки были выявлены актуально одаренные и потенциально одаренные (высокомотивированные) дети, в среднем их общее количество по разным тестам составляет примерно 10%, это означает, что каждая школа должна использовать определенные стратегии работы с одаренными и высокомотивированными детьми. В специализированных школах количество одаренных и высокомотивированных детей в среднем почти в 4 раза превышает количество таких детей в общей выборке. Анализ показывает, что такое превышение связано не столько с наличием конкурсного отбора, сколько с использованием эффективных образовательных стратегий обучения и развития детей. Только треть одаренных школьников имеет победы на так называемых интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Иначе говоря, эти состязания выявляют лишь небольшую часть детей, поэтому необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в частности, интеллектуальные тесты и соответствующие психологические методики.В ходе мониторинга была обнаружена умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью. При этом треть одаренных и высокомотивированных детей имеет низкую успеваемость по основным школьным предметам. Успеваемость, таким образом, не может служить адекватной характеристикой развития способностей и (или) мотивации саморазвития школьников.В среднем примерно 40% учителей вполне адекватно оценивают имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности детей и мотивацию саморазвития у своих учеников. В специализированных школах доля учителей, достаточно точно оценивающих своих учеников, возрастает до 75%. Таким образом, значительная часть учителей недостаточно подготовлена как для выявления одаренных детей, так и для соответствующей работы с этим контингентом. Необходима специальная подготовка администраторов школы и учителей для организации эффективной системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.Предложения МГППУ Для администраторов школ, учителей и психологов предлагается обучение в магистратуре МГППУ по профилю «Психология и педагогика образования одаренных детей». Обучение двухгодичное. Документы принимаются с 17.06. по 25.07.2013. Тел. 8 (499) 259-17-38 (раб.), 8 (915) 131-20-84 (координатор магистратуры). Руководителям школ предлагается направлять своих учителей и психологов на обучение работе с одаренными и высокомотивированными детьми в системе профессиональной переподготовки учителей. Выдается сертификат. Тел. 8 (499) 256 -10-27, 8 (916) 343-17-93 С октября 2013 года будет действовать ежемесячный семинар для администраторов, учителей и школьных психологов, где будут обсуждать наиболее значимые проблемы работы с одаренными и мотивированными детьми. Заявки на участие и свои предложения направлять по адресу: YurkevichVS@mgppu.ru.
Комментарии