Мы привыкли отводить глаза в сторону от человека, не похожего на всех. Нам кажется нескромным открыто рассматривать чужое несчастье. Вот в метро едет мама, она шепчет на ушко трехлетнему сыну: «Не смотри так пристально, это нехорошо», не задумываясь, что унижает больше всего такое равнодушие. Острее всего это чувствуется в подростковом возрасте, когда приходит понимание: «не такой, как все» – диагноз навсегда. Как часто в таких ситуациях опускаются руки и жизнь кажется бессмысленной.
– Это дом для апельсинов, случайно выросших на яблоне! – смеется Ольга Сергеевна. – У меня идея – сделать герб в виде солнца с девизом . А лучиков будет 90 – по количеству школ, из которых пришли к нам дети, а потом их будет больше и больше, ведь число детей в нашей школе постоянно растет.
В тесноте? Не беда!
В начале прошлого учебного года в Северном административном округе на территории Войковского района открылась Школа надомного обучения №526. В ней учатся дети с проблемами в здоровье и ограниченными возможностями здоровья – все те, кому сложно учиться в массовых общеобразовательных школах. Уроки здесь проходят по особому, «щадящему», расписанию – чуть позже начинаются, чуть раньше заканчиваются, чуть длиннее перемены.
На первом этаже большого жилого дома, в бывшем помещении детского сада, расположились отремонтированные помещения новой школы.
– Вы заметили, что у нас небольшие учебные кабинеты? – встречает меня Ольга Сергеевна Чиркова, директор этого удивительного учебного заведения. – Это потому, что в наших классах по 8 человек.
– Так учиться легче! – поясняют стоящие рядом ребята.
– Зато учебным оборудованием мы обеспечены, как обычные массовые школы и даже лучше. Пойдемте, я вам все покажу! Вот холл для малышей. Здесь с учениками младших классов занимаются психолог, логопед, дефектолог. А в этом кабинете у нас учатся первоклассники.
– А эта парта без стула – для колясочника?
– Нет, для таких ребят у нас есть специальные столы, которые ставятся перед коляской. А вот кабинет истории и географии. Здесь мы готовим экспозицию музея истории русского быта. Дело в том, что наша школа – экспериментальная площадка по изучению русской национальной культуры.
– Где вы берете экспонаты?
– Что-то из дома приносят ребята и их родители, бабушки, дедушки. Какие-то вещи найдены в экспедициях. В этом году мы уже побывали в Кардобольском районе Республики Карелия, в планах – новые интересные экспедиции. В нашем общем увлечении культурой и историей родного края, историей Москвы участвуют и родители.
Странное расписание…
Если посмотреть школьное расписание, то заметно, что оно не совсем обычное. Главные герои в нем не классы, а детские фамилии.
– У нас практикуются занятия как по классам, так и индивидуальные. Есть дети, к которым мы ездим на дом. У каждого такого ребенка свое расписание, – продолжает рассказ Ольга Чиркова.
– А программа в вашей школе обычная образовательная?
– Да. Но мы добавили часы на изучение фольклора и трудовое обучение. Это интересно детям и развивает логическое мышление, моторику, речь!
– А сейчас какие занятия проходят?
– Сегодня суббота, у нас ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс). Дети на улице. Пойдемте, посмотрим. Обратите внимание на эту девочку, у нее правая рука практически не работает, но она все равно старается выполнять все упражнения. При этом вся группа находится под пристальным вниманием педагога и медицинского работника.
Радость творчества
– Обратите внимание на эти картины. Они выполнены из цветного песка. Их сделала Саша Бакулова. У девочки вообще не развита мышечная ткань рук, поэтому она работает либо ногами, либо ртом.
В коридоре на стене висит огромное панно «Маленький принц».
– Догадались, из чего оно сделано?
– Из крышек от пластиковых бутылок?!
– Да! В школе поставлен аппарат для фруктовой минералки. Дети пьют много воды, и остается масса разноцветных пробочек. Вот ребята и придумали сделать из пробок панно. Сами придумывают тематику панно, обсуждают, конструируют, на бумаге рисуют. Говорят, даже интересней, чем поделки из «Лего» собирать.
– Создается впечатление, что все свое время ваши ученики проводят в стенах школы.
– Конечно же, нет! Наши ребята посещают музыкальные школы, где обучаются пению, игре на музыкальных инструментах! Уже в этом году мы приняли участие в городском конкурсе «Надежда». У нас есть целый шкаф народных музыкальных инструментов – дудочек, трещоток. Есть даже баян. И мы разрешаем детям брать эти инструменты домой. На время, конечно. В ближайшем будущем планируем создать детский ансамбль народной музыки.
«Мы – дети солнца!»
Почти каждый ребенок приходит в 526-ю школу с неуверенностью. В глазах многих страх и вопрос: «Зачем меня сюда привели, кому я здесь нужен?»
– Это мои дети! – гордо и уверенно говорит Ольга Сергеевна.
Действительно, уже очень скоро ребята понимают, что их здесь ждут, что они умные, талантливые, способные. Интерес к детям с проблемами здоровья Ольга Чиркова стала проявлять еще в студенческие годы, когда выезжала с детьми за границу, по обмену. Тогда там были специальные школы для детей с ограниченными возможностями. В Москве такие школы существуют уже несколько лет, а вот в Северном округе аналогов не было. А дети были! Им старались создать условия для обучения в обычных массовых школах. Созданы даже специальные отделения при школах – «отделения надомного обучения». И все же открытие 526-й – событие!
– Это дом для апельсинов, случайно выросших на яблоне! – смеется Ольга Сергеевна. – У меня идея – сделать герб в виде солнца с девизом «Мы – дети солнца!». А лучиков будет 90 – по количеству школ, из которых пришли к нам дети, а потом их будет больше и больше, ведь число детей в нашей школе постоянно растет.
– Вы счастливый директор. Это видно. Вы занимаетесь делом, о котором мечтали всю жизнь. А чего не хватает для полного счастья?
– Автобуса! Сегодня у нас колясочники занимаются через день, потому что привезти и отвезти их домой очень сложно. Если бы был автобус, мы бы их сами привозили и увозили.
– Ну и, наверное, огромного нового здания?
– Мечтаем об этом! Причем построенного по индивидуальному проекту…
– Что-то подсказывает мне, что вы этот проект нарисуете хоть сейчас…
– Конечно! – улыбается Ольга Чиркова
Мнение
Елена ЕГОРОЧЕВА, мама Лизы Егорочевой, ученицы 4-го «А» (работает в школе бухгалтером):
– Я по профессии бухгалтер, семь лет не работала, потому что с дочкой без конца мотаемся по больницам. О том, что в Северном административном округе появилась Школа надомного обучения, я прочитала в районной газете и решила сходить к директору. А Ольга Сергеевна мне и говорит: «Нам нужен ваш ребенок, и вы нужны».
Я почему-то сразу поверила директору. Решили с дочкой попробовать вместе: она за партой, а я с бухгалтерскими документами. Прошел учебный год, и мы ни о чем не жалеем. Эта школа – наш лучик, освещающий жизнь наших детей, это наша надежда на их уверенность в будущем.
Ольга ЧИРКОВА, директор школы №526:
– Нашу школу создавали очень быстро и в очень короткие сроки, когда приезжали комиссии и любое начальство, то был всегда один вопрос: «А вы успеете?» Мы всегда отвечали: «Успеем!» и, надеюсь, оправдали доверие округа. Сегодня мы принимаем большое количество детей, хотя на самом деле в нашей школе их мало – всего 115, но это дети из 90 школ. В течение года к нам все время идут дети, каждый день я вижу родителей и детей, которые до того сменили по пять-шесть школ. Дети хотят учиться и действительно несут в школу все. Теперь они пришли и говорят: лучше стало, но нужно что-то переделать. Дети-инвалиды хотят изменить свою жизнь, я вижу, что у них потенциал большой. Такая школа, как наша, одна-единственная. Да, есть общеобразовательные школы, можно подойти к одному, другому директору, попросить о помощи и услышать в ответ: «У вас специфика другая». Мы объехали все школы надомного обучения, какие только есть в Москве, возили туда учителей, все посмотрели, взяли все, что можно, из опыта их работы. За год мы поднимемся и будем участвовать во всех олимпиадах, потому что наши дети этого хотят. В этом году наши детки приняли даже участие в субботнике на Воробьевых горах. Родители привезли колясочников. Я никогда не думала, что это будет так, но это было.
Комментарии