search
main
0

Что делать родителям, если ребенок стал зачинщиком травли

В школьной травле страдает не только жертва, но и агрессор. Для развязывания буллинга у ребенка обычно есть причина. Важно выяснить, чем спровоцировано агрессивное поведение школьника. Как в таком случае быть родителям, рассказал клинический психолог.

Фото: ru.freepik.com

Агрессия по отношению к другому человеку имеет свою причину – ее важно выяснить, чтобы помочь ребенку. О том, что важно знать взрослым о травле в детском коллективе, рассказала клинический психолог, эксперт программы «Травли NET» АНО «БО «Журавлик» Мария Афонина.

Что такое травля

Под травлей сегодня понимают агрессивное, целенаправленное поведение, наносящее вред другому человеку в контексте дисбаланса власти. Исходя из этого можно выделить три важные характеристики травили:

  • агрессия является намеренной, а не случайной;
  • ее эпизоды регулярны;
  • жертва агрессии не может себя защитить из-за неравенства силы или власти.

Травля может быть вербальной (оскорбления, унизительные комментарии и угрозы), социальной (жертву исключают из группы, игнорируют или распускают сплетни); физической (портят вещи, применяют силу). Это может быть также кибербуллинг (травля в интернете). Как правило, начинается травля с первых двух видов. Надо понимать, что это явление групповое – в травле участвует весь коллектив. Его члены выполняют определенные роли: агрессоры (преследователи, зачинщики), последователи («свита агрессоров»), жертвы, наблюдатели («группа молчаливой поддержки»).

Кто страдает от травли

В процессе буллинга страдают все. Жертвы ощущают социальную тревожность, для них становится характерным тревожное расстройство, нарушается социальная адаптация, наступает депрессия. Негативные последствия наступают и для остальных участников травли.

Фото: pixabay.com

У детей-агрессоров во взрослом возрасте чаще развивается тревожное и депрессивное расстройства, они более склонны злоупотреблять психоактивные вещества и нарушать закон. Бывшие агрессоры, как правило, имеют более низкий уровень образования, им сложнее найти работу, сохранять отношения с друзьями, нередки случаи насилия в отношениях с близкими.

Как реагируют родители агрессора

Факт того, что ребенок стал зачинщиком травли, для родителей является шоком. Им сложно принять, что близкий человек поступил так, как поступать в обществе не принято. Так что нередко родители заявляют, что проблема надумана, дети просто играют. Нередко начинают обвинять жертву, считая, что она спровоцировала агрессию, ставшую ответной справедливой мерой. Немногие родители признают, что агрессивное поведение их ребенка является проблемой. Об этом эксперт напоминает на ресурсе Растимдетей.рф.

На деле некоторые дети могут учинить травлю в ответ на агрессивное поведение в свой адрес. Так они стараются восстановить разрушенную самооценку, стать сильным и значимым, чтобы больше не было преследования. Однако это не единственная причина принятия роли агрессора. Некоторые ребята таким образом пытаются установить свою власть в коллективе, ослабить влияние «конкурентов». Иногда насилие используется как способ снять напряжение, накопившееся из-за проблемных ситуаций и отсутствия поддержки. Некоторые школьники развязывают травлю от скуки либо чтобы наказать кого-то из группы после конфликта. Причин у агрессора может быть много. Чтобы их понять, нужно поговорить с ребенком.

Как поговорить с ребенком

Разговаривать с зачинщиком травли следует спокойно, без криков, угроз и оскорблений. К понимающему взрослому ребенок начинает прислушиваться, начинает полноценно  беседовать, старается разобраться в проблеме и взять на себя ответственность за свои действия.

Полезно кратко описать ситуацию, о которой вы узнали. Затем деликатно с проявлениями любви и заботы расспросить, какие чувства ребенок испытывает, что он стремится получить такими методами. Необходимо дать ребенку возможность выговориться полностью, рассказать о своих чувствах (злости, тревоге, зависти, страхе показаться слабым).

Фото: pixabay.com

В помощь родителям эксперт рекомендует использовать книгу Н. Кедровой «Азбука эмоций». В ней довольно ясно описаны разные чувства. Родителю нужно поддержать ребенка в его праве испытывать любые эмоции, но дать понять, что нельзя идти на любые действия. Так что в беседе необходимо объяснить ребенку, как именно можно другими способами достичь желаемой цели. Кроме того, нужно назвать вещи своими именами: причинять вред другом – это насилие. Ответственность за это всегда лежит на агрессоре.

Ребенку следует посоветовать не давать страху взять верх, ведь нет угрозы в том, что кто-то выглядит или ведет себя не так, как ожидает ребенок – поэтому нет необходимости для нападения или самозащиты. Стоит укреплять самооценку: просите ребенка составлять список его достоинств и размышлять над тем, в какой степени эти достоинства зависят от одобрения окружающих. Помогите ребенку тренировать самоконтроль, учиться справляться с гневом другими способами (дыхательные упражнения, когда выдох немного длиннее вдоха; выход из помещения; крик в уединенном месте; перевод внимания на мир за окном; музыка и др.).

Рекомендуйте ребенку замечать в себе «черную» зависть и превращать ее в «белую», направляя энергию на достижение своих целей. Научите ребенка обращаться за помощью, рассказывать о своих переживаниях близким. Имейте в виду, что в трудных для вас ситуациях может помочь психолог.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте