Мы продолжаем публикацию материалов совместной коллегии Департамента образования и Главного управления МЧС России по городу Москве «О мерах по усилению пожарной безопасности в государственных образовательных учреждениях».
«Пожар пожару рознь, мы это прекрасно понимаем»
Расим АКЧУРИН, директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания:
– Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от просвещенности, в том числе и от осведомленности. Все мы прекрасно понимаем, что такое дети и что такое пожарная безопасность, но вместе с этим то, что прозвучало в докладах на коллегии Департамента образования «О мерах по усилению пожарной безопасности в государственных образовательных учреждениях», говорит о том, что далеко не все сделано нами для того, чтобы обеспечить эту пожарную безопасность.
Одна из основных причин возникновения пожара, как отмечено в большинстве документов, – курение, с которым мы плохо боремся. Сегодня курение – это одна из наиболее распространенных проблем не только в здоровьесберегающей системе, но и в обеспечении противопожарной безопасности. Дети курят где попало и, застигнутые врасплох, бросают недокуренные сигареты, так появляется опасность возникновения пожара. Во время новогодних праздников дети используют петарды, хлопушки, бенгальские огни, свечи, которые очень часто не сертифицированы и представляют собой опасность не только для противопожарной безопасности, но и для жизни и здоровья детей. В связи с этим совместно с Управлением перспективного развития, содержания материально-технической базы образования и имущественных отношений Департамента образования наш центр провел выборочно проверку 60 школ во всех округах Москвы. Необходимо отметить, что в школах проводится большая работа по обеспечению пожарной безопасности, что во всех школах созданы «Уголки пожарной безопасности». Для оборудования этих «Уголков» мы вместе с Управлением МЧС по городу Москве и издательством «АРМ-пресс» разработали, издали и распространили по школам комплекты плакатов «Уголок пожарной безопасности» и «Действия при пожаре». Но, к сожалению, эти «Уголки» в некоторых школах поставлены в такое место, что дети их даже не видят. Наверное, это плохо, поэтому, я думаю, мы должны сделать соответствующие выводы. Планы эвакуации при пожаре есть во всех проверенных нами ОУ, но качество их исполнения оставляет желать лучшего, так как «План эвакуации» отображен на листе формата А4 и приклеен к стене канцелярским скотчем, он не вполне читаем, легкоузнаваем лишь для учащихся с хорошим зрением и совсем неузнаваем для тех учащихся, которые имеют плохое зрение.
В школах много используется электробытовых приборов, сопротивление и изоляция не проверяется, думаю, это серьезный вопрос, ведь в школах много, например, электрических чайников, которые дают всплеск напряжения и нагрузки на линию, а это при устаревших линиях приводит к тому, что электропроводка не выдерживает.
Целевые проверки органов Госпожнадзора МЧС по городу Москве показывают, что педагогические коллективы в большинстве случаев не принимают должных мер по выполнению мероприятий, связанных с обучением школьников элементарным правилам пожарной безопасности, быстрой ориентации в экстремальных ситуациях. Я считаю, что необходимо обратить самое серьезное внимание на тренировки по экстренной эвакуации учащихся из здания школы, которые должны иметь реальный, а не формальный характер, проводиться в тренировочной форме не менее трех-четырех раз в год при взаимодействии с представителями Главного управления МЧС России по городу Москве.
Хочу обратить внимание на то, что актуальное значение имеет та методическая литература, которую мы издаем, по безопасности и организации специальных занятий с детьми. Центр разработал такое методическое пособие для учителей 1-4-х и 5-11-х классов «Азбука пожарной безопасности». В рамках школьного курса «Основ безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение на уроках тем, связанных с вопросами пожарной безопасности, но практика показывает, что в программе отведенного времени оказывается недостаточно для полного теоретического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара. Организация профилактической работы по пожарной безопасности в ОУ требует (и мы это прекрасно понимаем) дополнительного внеучебного времени и нуждается в проведении внеклассных мероприятий в течение всего учебного года.
Центр совместно с Московским городским отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и Главным управлением МЧС России по городу Москве проводит городские и окружные конкурсы детского и юношеского творчества на противопожарную тематику, городские и окружные соревнования «Юный спасатель», «Школа выживания», а также учебно-познавательные занятия по пожарной безопасности в оздоровительных лагерях.
На мой взгляд, в дополнение к основным вопросам обеспечения пожарной безопасности каждый руководитель ОУ должен четко определить в каждой школе соответствующий противопожарный режим, в том числе установить порядок уборки горючих отходов и пыли, определить порядок обеспечения исправности электрооборудования, регламентированный порядок проведения временных пожароопасных работ, сроки проведения противопожарного инструктажа. Действия сотрудников охраны тоже должны быть четко определены, но этого, к сожалению, нынче нет. Все это позволит существенно снизить опасность возникновения пожаров и обеспечить максимум условий для плодотворной и успешной учебы и труда. К этому стремятся работники Департамента образования.
Тренировки помогают отработать действия в чрезвычайной ситуации
Сергей ШАНДРУК, заместитель начальника Восточного окружного управления образования по безопасности, начальник управления кадров:
– В Восточном окружном управлении образования работа по пожарной безопасности идет в строгом соответствии с утвержденными планами совместной работы и направлена непосредственно на обеспечение пожарной безопасности объектов образования, обучение мерам пожарной безопасности детей и учащихся образовательных учреждений.
В рамках бюджетного финансирования на противопожарные мероприятия в 2008 году было выделено и освоено 160 миллионов рублей. Основные мероприятия, которые были проведены, это: электромонтажные работы, замена дверей на противопожарные, снятие сгораемой облицовки, огнезащитная обработка штор и горячих перекрытий, ремонт внутреннего водопровода, ремонт пожарных лестниц и ограждений, ремонт и установка во вновь принятых учреждениях систем ППС и вывода сигнала на 01.
Все эти и другие мероприятия, безусловно, улучшили противопожарное состояние в ОУ округа, но вместе с этим нельзя отрицать, что у нас в округе есть 5 случаев возгорания, в том числе случаи возгорания в прогулочных беседках ДОУ. Мы приложили максимум усилий и выявили тех несовершеннолетних лиц, которые устраивали поджоги беседок. Каждый случай возгорания мы рассматриваем на окружных совещаниях с конкретным приглашением руководителей ОУ, где это произошло, и применяем к ним меры административного воздействия.
Совместно с представителями Госпожнадзора сотрудники Восточного окружного управления образования регулярно проводят проверки ОУ, а также различные занятия с преподавателями. Вместе с нами сотрудники региональных отделов ежемесячно планируют проведение таких занятий, стараясь за весь учебный год охватить сто процентов наших ОУ.
Во исполнение совместного плана в 2008 году мы проводили различные мероприятия. Например, состоялась игра «Клуба веселых и находчивых», в которой приняли участие 11 команд округа – от каждого района. На территории пожарной части №18 Восточного окружного Управления МЧС России было проведено соревнование дружин юных пожарных ОУ, в нем приняли участие 16 команд. Во всех образовательных учреждениях 15 апреля и 19 октября 2008 года были проведены единые дни эвакуации, в рамках которых отрабатывались действия персонала и учащихся в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также открытые уроки на противопожарную тематику.
Ежегодно на протяжении последних трех лет мы проводим выездные совещания руководителей ОУ с участием представителей Госпожнадзора, а также непосредственно пожарно-тактические учения с привлечением пожарной техники и использованием первичных средств пожаротушения. Эти совещания проходят у нас регулярно и в тесном взаимодействии с ГО ЧС по ВАО. Вместе с тем мы такие тактические учения проводим не только для руководителей, но и с учащимися районов. Так, в 2008 году у нас порайонно в феврале, мае, июне, сентябре, октябре и ноябре проведены такие учения непосредственно с детьми.
Большое внимание мы стараемся уделять работе с детьми в школах и детских садах. Это выражается в проведении открытых уроков, викторин, занятий. С декабря 2008 года на базе пожарных частей ВАО мы начали проводить уроки по основам безопасности жизнедеятельности.
От первого лица
Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:
– Первое, хочу отметить: важность противопожарной деятельности никто не оспаривает. Мы можем какие-то мероприятия не провести, но все, что касается разных аспектов безопасности детей, это то, чему мы всегда должны уделять самое пристальное внимание. Второй момент – мы никогда не должны успокаиваться, потому что нам иногда кажется, что все привычно, все всё знают, все приказы выпускаем, но как только какая-то самоуспокоенность в этом плане наступает, так обязательно где-то что-то и недосматриваем. Поэтому вопросы, которые связаны с безопасностью на каждом шагу, мы должны постоянно просматривать.
Да, мы поставили во всех ОУ противопожарные системы, но у нас периодически возникает вопрос с их эксплуатацией. Вопросы эксплуатации этих систем у нас должны находиться на самом строгом контроле. Мы ежегодно проводим конкурсы, организации, которые эксплуатируют эти системы, меняются, к нам приходят, к сожалению, разные организации, и здесь мы тоже должны очень четко отслеживать все вопросы.
Притча во языцех – подвалы ОУ. Буду наказывать со всей строгостью, если директора не наведут порядок. Сколько можно говорить?! В эти подвалы бывает и войти невозможно (в помещениях не то что аккуратно что-то поставили у стенки – пять старых парт кто-то все же решил оставить на всякий случай, а все навалом), и возникает пожарный случай. Нужно провести проверку всех ОУ, чтобы все эти замечания в актах перестали присутствовать.
Конечно, для нас очень важны вопросы профилактики и разъяснительной работы. В Южном округе есть кабинеты безопасности, в Северо-Восточном округе активно разрабатывают тему комплексной безопасности. В школах есть «Уголки безопасности», но они должны быть размещены на видном месте, в кабинетах. Это должны быть хорошие кабинеты, где регулярно проводятся встречи, через которые проходят дети, где должны быть вывешены все нормативы, исполнения которых от нас требует постоянно Госпожнадзор. Но у нас еще должна идти серьезная работа с учителями и с детьми. Поэтому, не дожидаясь приказов по созданию подобных кабинетов, директора ОУ должны заниматься этим в спокойном режиме, но уже в нынешнем учебном году. В каждой школе, в каждом образовательном учреждении должен быть создан хороший кабинет безопасности, который мы бы только наполняли всевозможными нашими видеофильмами и видеороликами для того, чтобы показать, как можно обеспечить ребенку безопасную жизнь в таком большом и сложном городе, как Москва. Требования, которые предъявляют сотрудники МЧС к встроенным детским садам, справедливы. С другой стороны, мы живем в реальном мире, и у нас не так много детских садов на первых этажах жилых домов. Но мы продолжаем открывать другие формы для детей: группы кратковременного пребывания, лекотеки и так далее, на первых этажах жилых домов, так как при том остром дефиците мест в детских дошкольных учреждениях, который есть в городе, эта часть ДОУ тоже будет оставаться. Поэтому мы создадим рабочую группу Департамента образования и Главного управления МЧС России по городу Москве для того, чтобы поадресно отработать все эти наши объекты и по каждому выяснить, какие меры должны быть приняты, чтобы этот объект мог существовать и отвечать не просто всем требованиям, а обеспечивать безопасное нахождение там детей. Эта проблема будет выделена в отдельную важную проблему и по каждому объекту (а они все разные) нужно определить все меры. Может быть, какие-то из учреждений, которые находятся в таких условиях, что безопасность не может быть обеспечена никак, придется выводить с первых этажей жилых домов.
Есть отдельные руководители, которые имеют неудовлетворительные знания, но нужно чтобы все руководители ОУ сдали какой-то минимум совместной комиссии, которая бы оценила их знания. Нам не нужно делать из этого какой-то кампании, чтобы это стало формальностью, но пусть директора все же сдадут минимум, и мы будем уверены в их знаниях. Когда назначают нового директора, окружные управления должны записать в план, чтобы он прошел какой-то курс и такой же зачет-минимум сдал. А работающим руководителям ОУ уже нужно поставить задачу, чтобы они такую работу провели внутри своих коллективов со всеми своими заместителями. Есть паспорт готовности ОУ, должен быть и какой-то внутренний документ в каждой школе. Проучили, дали минимум знаний, спросили, как он усвоен, – вот всю эту работу в течение нынешнего учебного года нужно провести.
Мы проводим многочисленные совещания с руководителями ОУ, издаем все необходимые приказы, но нам нужно подумать, как эффективно вести воспитательную работу с детьми. Мы не можем проводить дополнительные уроки или занятия по проблемам безопасности, дети и так перегружены, у них 6-7 уроков. Но у нас есть воспитательная работа, классные часы, которые должны проводиться. Воспитательная работа как раз и должна быть направлена на решение многих проблем. В каждом классном журнале должна быть запись о том, что проведена беседа на тему безопасности, в том числе пожарной безопасности. Но дело, конечно, не в записи, а в том, что мы не должны забывать о том, что это проведено. А то случается так: проводим много всего, а приходят проверяющие, спрашивают, но нет ничего, что подтверждало бы проведенную работу. Самое главное, мы должны проводить воспитательную работу не только в начальной школе, но в средней и старшей школах, в колледжах, в городских педагогических вузах.
Информация к сведению
В решении коллегии Департамента образования от 18 декабря 2008 года предусмотрено обязать руководителей государственных образовательных учреждений:
– Принять действенные меры по обеспечению противопожарного режима в подведомственных государственных образовательных учреждениях, обратив особое внимание на обеспечение безопасности детей.
– Проводить противопожарные осмотры всех помещений по окончании в них работы.
– Не допускать складирования и хранения мебели, оборудования, сгораемого мусора, материалов и т. д. в помещениях, подвалах и на территориях подведомственных государственных образовательных учреждений; применение электронагревательных приборов в не отведенных для этих целей местах.
– Обеспечить своевременное приобретение и перезарядку первичных средств пожаротушения (огнетушителей) согласно нормативам.
– Не допускать сдачу в аренду и перепрофилирование помещений без согласования с должностными лицами отделов государственного пожарного надзора Управлений по административным округам Главного управления МЧС России по г. Москве.
– Обеспечить выполнение противопожарных мероприятий в государственных образовательных учреждениях в соответствии с титульными списками, согласованными с отделами государственного пожарного надзора Управлений по административным округам Главного управления МЧС России по городу Москве, в рамках выделенных целевых бюджетных средств, а также за счет средств капитального и текущего ремонтов.
– Обеспечить поддержание в работоспособном состоянии систем автоматической пожарной защиты (систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, устройств по выводу сигнала о срабатывании систем автоматической пожарной защиты на пульт «01»).
– Ежегодно заключать государственные контракты на техническое обслуживание данных систем.
– Обеспечить надлежащее содержание путей эвакуации, систем аварийного и эвакуационного освещения; работоспособное состояние внутреннего противопожарного водопровода, а также укомплектованность пожарных шкафов внутреннего противопожарного водопровода необходимым инвентарем; организацию эксплуатации электрооборудования в строгом соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил устройств электроустановок и Правил пожарной безопасности.
– Разработать, утвердить и обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на своевременное выполнение технических мероприятий по контролю и содержанию электрохозяйства государственных образовательных учреждений в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил устройств электроустановок.
– Создать (приказом) постоянно действующую комиссию по служебной проверке случаев пожаров, возгораний, произошедших в государственных образовательных учреждениях. Копию приказа представить в Управление перспективного развития, содержания материально-технической базы образования и имущественных отношений.
– По каждому факту пожара, возгорания, задымления проводить комиссией служебные проверки с принятием конкретных мер дисциплинарного воздействия, вплоть до отстранения от должностей виновных лиц, и с изданием распорядительного документа. По каждому факту пожара, возгорания результаты проверок представлять в Управление перспективного развития, содержания материально-технической базы образования и имущественных отношений в течение 2 недель.
– Продолжить работу по обучению мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума руководителей, ответственных сотрудников государственных образовательных учреждений, окружных управлений образования, дирекций по эксплуатации, движению и учету основных фондов на базе специализированных организаций; по обучению должностных лиц государственных образовательных учреждений и дирекций по эксплуатации, движению и учету основных фондов, ответственных за электрохозяйство, с присвоением IV квалификационной группы по электробезопасности.
– Организовать работу по проведению в государственных образовательных учреждениях практических занятий по отработке эвакуации в случае пожара с привлечением сотрудников органов государственного пожарного надзора и служб оперативного реагирования с периодичностью не реже одного раза в квартал.
– Итоги деятельности по состоянию пожарной безопасности за полугодие и год рассматривать на совместных коллегиях, на совещаниях-семинарах с приглашением представителей отделов государственного пожарного надзора Управлений по административным округам Главного управления МЧС России по г. Москве.
– Активизировать воспитательную работу в области обучения и пропаганды мер пожарной безопасности.
– Продолжить работу по организации обучения мерам пожарной безопасности руководителей, ответственных сотрудников государственных образовательных учреждений, окружных управлений образования, дирекций по эксплуатации, движению и учету основных фондов.
Разработать и утвердить на 2009/2010 учебный год план работы по проведению культурно-массовых мероприятий, направленных на агитацию и пропаганду пожарной безопасности и привитие детям навыков пожаробезопасного поведения.
Совместно с Главным управлением МЧС России по г. Москве разработать график посещения учащимися государственных образовательных учреждений выставочных композиций Главного управления МЧС России по городу Москве (ул. Дурова, д. 49); график проведения пожарно-тактических занятий по обеспечению пожарной безопасности и отработке безопасной и быстрой эвакуации в случае пожара на базе одной из школ в каждом административном округе; график проведения во всех образовательных учреждениях тренировок по эвакуации обучающихся и персонала, в том числе и в вечернее время, с корректировкой планов эвакуации в случае пожара и уточнением задач ответственным за каждый этап эвакуации, ночным дежурным и т. п.
Разработать и утвердить в установленном порядке технические условия по обеспечению пожарной безопасности пятиэтажных зданий общеобразовательных школ.
Городской инспекции провести выборочные проверки образовательных учреждений по вопросам обеспечения пожарной и электробезопасности.
Комментарии