Продолжение. Начало в №5, 9 за 2018 год
А мои мысли -Воздушные змеиНа спутанных ниткахГуляют по крыше.Зоя Ященко и группа «Белая Гвардия»19.02Начинаем короткую неделю. Короткую, но насыщенную. Запланированы курсы для организаторов пробных экзаменов. На самом деле все это не так сложно и даже занимает не так много времени.Задумался. Строчка дальше не идет. Когда и о чем я мечтал последний раз? Да ни о чем. О том, что могу стать директором, о своей собственной школе, о возможности работать в Департаменте образования, стать отличным учителем, о котором бы говорили на всю страну.А попробую я помечтать и представлю себя директором…20.02Всегда забываю о том, что в этом году выпускаются дети, которых я взял в четвертом классе. Очень приятно, когда ученица подходит и просит о помощи с физикой и зачетами, а потом, оглядываясь и рассматривая кабинет, говорит: «Когда-то я здесь училась. Целых четыре года. В четвертом классе вы нас взяли. С тех пор я и полюбила учебу». А потом добавляет: «Как же все изменилось!»И не знаешь, что ответить. Просто скромно улыбаешься.Лена продолжает вспоминать: «Помню, как вы не разрешили без схемы решать задачу. А я ведь схемы не умею делать. Вы мне за несколько минут, не отрываясь от урока, объяснили так, что до сих пор ко многим задачам делаю чертежи и схемы. Благодаря вам я перестала бояться выходить к доске».Я не могу поверить, что я, теперь уже как заместитель директора, буду вручать своим бывшим ученикам аттестаты, грамоты и провожать их во взрослый мир. Получается, что некий цикл завершается. Необычно.Помню, мне 20 лет, я только окончил колледж и иду устраиваться на работу. В апреле на ярмарке вакансий подходит ко мне представитель школы и говорит: «Ты же учился у нас. Я помню. Приходи к нам». Я был весьма удивлен, ведь я отучился менее года в той школе. Пришел к директору, она говорит, что берет меня, что класс сложный, но если справлюсь, то вся дальнейшая карьера сложится лучшим образом.Может быть, ее слова были пророческими?21.02Быть начальником по начальной школе гораздо проще. Меньше зон ответственности. Ты сам единолично отвечаешь за весь результат деятельности. И каждый знает твои слабые стороны. В средней школе есть ответственные за каждое направление, и скоординированная деятельность позволяет влиться в работу на любом этапе и спрашивать результаты работы с ответственных. Главное – быть для коллег центром координации.Возвращаюсь мыслями в ту осень 2010 года. Вот они – 4‑й «Б». Кто же они? Какие они? Колючие, как ежики, с недоверчивым взглядом, с заниженной самооценкой. Не самые лучшие, как о них говорили по всей школе.Шли месяцы, шло привыкание. Адаптация. Мы долго и упорно рассматриваем друг друга, изучаем. Не все «излечились» от двоек и троек, у кого-то из отличников, наоборот, понизилась успеваемость. Но постепенно коготки и колючки детки убрали. Они узнали, что они довольно-таки сообразительные и творческие, умные и спортивные и могут дать фору другим параллелям.22.02Готовимся к выходным. Они будут активными. Съезжу в Серпухов. Посмотрю на достопримечательности, сменю обстановку. Такие моменты очень важны и нужны. А в воскресенье новая встреча с Insta-учителями. Нужно будет обсудить прошедшую неделю, поиграть, посмотреть кино.23.02Какая система образования в других городах, странах? Конечно, я могу прочитать все в Интернете. Но куда более интересно увидеть все самому и почувствовать отличия на себе. Сравнить, выбрать только лучшее, сделать из полученного и увиденного свою школу. Вот я слышу, что в подмосковных школах по-другому относятся к учителям родители и администрация. Коллективы там более сплоченные, дружелюбные, родители не звонят без конца и без уважительных причин и знают позволительное время, когда можно писать или звонить, не позволяют себе выяснять отношения с учителем, упрекать его и хамить ему. А администрация всегда стоит на стороне учителя.От чего вообще зависит успешность школы? Несомненно, от администрации, высококвалифицированных учителей, от возможностей среды, в которой находится школа. По моему мнению, успешная школа – школа, которой доверяют ребенок, родители и сам учитель.Недавно в Instagram увидел пост о трудном понедельнике: если в понедельник утром встать на работу или учебу очень трудно, значит, это не тот вид деятельности, не та работа, которая приносит вам радость. Раньше, года три назад, я бы доказывал, что нет, не так все это. А сейчас… Сейчас я сам с трудом просыпаюсь на работу, не мчусь туда к 7 утра… Не потому что мне не нравится моя профессия, мне некомфортно. Будете ли вы работать там, где вам некомфортно? Будете ли улыбаться? Или же все-таки я преувеличиваю, и я просто устал? Пока не хочу ломать себе голову, что бы ответить на этот вопрос. Потом порассуждаю.24.02Есть время, чтобы открыть свой планировщик и расписать март. Ведь начинается очень жаркая пора. Подведение итогов года, экзамены, подготовка планов на будущий учебный год.Итак, что мы получаем. Короткая неделя марта – совещание по итогам второго триместра, обязательная диагностика с четвертого по восьмой класс, учебная комиссия, аттестационная комиссия для неуспевающих, родительские собрания в третьих классах, апробация ОГЭ и ЕГЭ каждую субботу. Вот это чехарда! Но еще, кроме этого, и дополнительные нагрузки. Откуда-то свалившиеся на голову курсы уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.Фух! Попробуем! Сильные не сдаются!25.02Воскресенье. Пора набираться позитива перед предстоящей неделей. Встреча с Insta-учителями всегда дарит хорошее настроение. По пути есть время заскочить в книжный магазин. Люблю книги за то, что, листая страницы захватывающей книги, можно прикоснуться к фантастическому миру, уйти от реальности, сбежать от трудностей.Главное – не запаниковать и не скупить полмагазина. Вижу цель – иду к цели. В этот раз в качестве моей цели книга о мотивации, самооценке. Я считаю, что универсальные базовые знания и приемы помогут мне стать самодостаточным и как следствие успешным.Выхожу из магазина с минимальными тратами.Ну а теперь поиграем!Игра в uno учит наперед продумывать ход и прогнозировать его успешность. Так скажем – анализировать и синтезировать. За игрой и чашечкой крепкого кофе мы обсудили функции классного руководителя, учителя. В ходе разговора вновь вернулись к теме вечной вины учителя за все происходящее в школе и вне ее. Все сошлись на том, что родители в большинстве случаев не контролируют, в каком часу они пишут учителю, что пишут и в каком тоне. А администрация в подходящем случае любой конфликт развернет против учителя. Но мы-то знаем, как не дать себя в обиду.Тихий вечер в кино перед рабочим понедельником, пожалуй, самое прекрасное средство расслабления. Тем более в компании друзей. 26.02Если представить, что я стал директором. Мне дали школу. Какая она? Наверное, она будет нетипового строения, яркая, будет привлекать к себе внимание, состоять из нескольких корпусов для каждого уровня образования, с внутренним двориком. Вокруг школы будут красивые ландшафтные пейзажи. Школа должна привлекать и завораживать ребенка.А что там внутри? Давайте заглянем? Просторный холл с местами для переодевания, комнаты для хранения верхней одежды и шкафчики для личных вещей каждого учащегося. А дальше три коридора, разделенные турникетами: начальная школа, средняя школа и старшие классы. Каждый кабинет – это отдельная возможность погружения в ту или иную среду: техническую, медицинскую, инженерную, творческую, социальную, спортивную. Учителя в этой школе – профессионалы своего дела, с горящими глазами, умными сердцами. Интерактивные панели в каждом классе на любом уровне обучения, кабинеты спроектированы так, что есть возможность разновозрастного обучения. Комнаты, где можно поиграть, расслабиться. Да, может быть, она еще не достроена, но можно с инженерами, архитекторами и дизайнерами продумать помещения для столовой, спортивного зала, лабораторий, библиотек. Может, это уже не фантазия? И такие школы уже есть? Как бы хотелось увидеть такую!Но моя школа должна быть уникальной и единственной.Закрываю глаза и представляю, как на линейке у школы говорят: «Для торжественного открытия школы №… для нового учебного года 20… приглашается Агеев Вячеслав Олегович».Хочется быть полезным людям. Уже не просто на уровне класса или заместителя директора, а именно на уровне руководителя школы. Внести в образование все, что я могу, и даже больше. Создать свою команду. Да! Я хочу стать директором! Не только в мечтах.Я готов принять все риски, все тяготы, все минусы, но мне уже тесно в той оболочке, в которой я работаю.Но пока остановимся мечтать. Надо поработать.27.02‑28.02А работа следует за мной по пятам. Пора возвращаться из фантазий и немного поработать. Скоро начнется апробация экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ. Нужно немного поработать со списком организаторов.В пятом классе возникла небольшая проблема с учителем. Выслушал сторону родителей, пообещав разобраться и выяснив, что вообще происходит. Поговорил непосредственно с классным руководителем и учителем-предметником. Я впервые в жизни был настолько спокоен при этих разговорах, потому что чувствовал, что все три стороны помогают максимально позитивно решить этот спор.Скоро новая встреча с родителями. Думаю, что всех устроит итог моих стараний.Постепенно я привыкаю работать в средней школе. Да, порой сложно переключиться с малышей на старших, справиться с кучей информации, которую нужно запомнить, и с поручениями, которые нужно выполнить. Но и этому потихонечку учусь.А скоро весна.Март. Через месяц будет мое первое спортивное событие этого года: мои новые пять километров. Да-да, я люблю бегать и участвовать в серии забегов «Московский марафон». Я получаю от этого невероятный кайф. Как-то один раз написал в Instagram, что есть три вещи, от которых я получаю удовлетворение: работа, спорт, кино.Первый мой забег был 3 года назад. Тогда я был, так скажем, не в самой лучшей форме. Мой тренер на последнем километре кричал мне, что я смогу, справлюсь и буду героем. И я справился. С тех пор я уже пробежал три полумарафона – это 21 километр, несколько забегов на пять километров.Пусть мне говорят, что эти забеги – пустая трата времени, все равно не стану победителем, лучше на диване поваляться с бутылкой пива, я получаю от них невероятный заряд бодрости. Мне нравится тренироваться, вставать рано утром, ехать в Лужники. А потом окунуться в праздник спорта, здоровья и получать удовольствие от понимания, что я являюсь частью этого огромного спортивного события. Нравится чувствовать волнение перед стартом, вместе с остальными бегунами вести обратный счет до начала старта.Невероятную силу воли нужно иметь, чтобы не перейти на шаг, не сдаться и не пойти пешком до финиша. Помню, как, стиснув зубы, на 20-м километре на полумарафоне прокручиваю у себя в голове мантру: «Беги! Беги! Беги!» Не сдался!Вообще бег по самому центру Москвы проясняет голову. Бежишь, наслаждаешься музыкой в наушниках, видами Москвы. Есть время подумать о волнующем, о проблемах.Ну раз у меня начинаются забеги, то нужно готовиться. Я снова вернулся в спортивный зал и начинаю интенсивные тренировки.Выкладываю в Instagram свою тренировку, сообщение в Direct: «Зал, как выяснилось, здорово снимает учительский стресс».Да, и это так! В зале, как и на забегах, ты переключаешь свое внимание, отключаешь голову от проблем, вместе с потом выходит весь негатив. Из зала я всегда выхожу супердовольным и готовым на новые подвиги. Это потрясающий заряд энергии и бодрости. Мне нравится, что я вернулся в спорт. Мне нравится ставить рекорды и заниматься собой. Да и еще веселее, когда на тренировки ходишь вместе с друзьями. И это так прикольно, когда они подходят с советом, как сделать то или иное упражнение, что нужно, а что не нужно делать. А может, пора переквалифицироваться: утром я учитель, а вечером тренер? Комбосочетание!Выходные проходят быстро. Но самое главное – выспаться! И это удается. Презентация по итогам триместра готова, можно ненадолго отложить дела и посвятить выходные себе.Готовимся к короткой неделе марта. А она насыщенная.6.03Начинаем короткую дистанцию на этой рабочей неделе. «Зомбобудни» – так назовем эту неделю. Успеть за 60 секунд. Может, тяжелое начало недели предвещает легкое окончание? Ну а пока подчищаем отчет за второй триместр. Как же греет мысль о том, что до финала осталось три месяца!У одной Instagram-учительницы натолкнулся на конкурс на создание собственного сборника рассказов. Не успел подать заявку, ведь кое-какой опыт есть по этому вопросу. С 2013 года начал работать над проблемой читательской компетенции в начальной школе. В начале первого класса мы прошли международное исследование iPIPS. Оно нацелено на умение читать и понимать содержание прочитанного. В моем классе я столкнулся с проблемой, что дети уже прочитали все сказки из учебника в детском саду. Мы с детьми придумали выпуск еженедельного школьного журнала «Ты – читатель, ты – писатель». У нас он ведется по нескольким рубрикам. И могу отметить, что это дало свои результаты. От рассказов в одну-две страницы мы к концу уже второго класса перешли на «Хроники Нарнии». Результаты второго этапа iPIPS и независимых мониторингов МЦКО показали то, что это работает! Мы даже в классе смогли прочитать «Черную курицу…» и детально ее проанализировать.Я никогда не запрещаю детям читать. Пусть читают, главное, чтобы перед ними были правильные книги. И если ребенок третьего класса хочет прочитать «Остров сокровищ», так пусть читает. Мы даже голосовали за то, какую книгу прочитать в классе, чтобы она была интересна всем. 7.03Готовимся к выходным?! Нет. Как снег на голову сваливается новость, что я дежурю в праздничный день. С девяти утра и до пяти вечера. Очень омрачило это событие весь день. Да еще и педсовет по итогам второго триместра перенесли. Весь настрой пропал.Но радует и согревает душу встреча с Instagram-учителями.Вечер с ними обещает быть великолепным. И пусть все мы разные, каждый со своим представлением о том, как учить, какими методами пользоваться, но нас объединяют увлеченность нашим делом, оптимизм, ясный взгляд в будущее и общее понимание смысла слова «дружба».8.03Что? Будильник? В праздник? 8.30. Пора отправляться на дежурство. Как же лень! Но надо.Оказывается, что кроме меня еще есть люди в школе. Дежурные на избирательном участке.Спать хочется, но видишь, в каком состоянии кабинет находится, после того как ты в нем практически не бываешь. Начинаешь прибирать тут и там, цветы приводишь в порядок, на рабочем столе устраиваешь идеальный порядок.Ну что, вот и все сделано, сколько там времени?Как? Всего 30 минут прошло?Ну хорошо. Есть еще несколько пачек тетрадей, пара-тройка административных дел, таблицы для аттестации на высшую категорию.Итак, начнем.Ах, как замечательно работается в тишине и спокойствии! Успел проверить все тетради. Отправил все запросы, все документы, все заполнил, написал все официальные письма, начал вносить свои достижения в аттестационный лист.И все это я сделал за два с половиной часа.Дежурство прошло успешно, ни одного происшествия, никаких звонков и проверок.Ну а теперь можно немного отдохнуть и посвятить время себе и только себе.12.03‑14.03Три дня! Три дня с девяти утра и до шестнадцати часов дня. Именно столько времени было потрачено впустую. Чем еще можно загрузить учителя или заместителя директора, кроме его прямых обязанностей? Мы убираем в кабинетах, когда у клининговой компании какие-то сбои, участвуем в проведении выборов любого уровня, организации ГТО. Ну хорошо, с этим еще можно как-то смириться. Но когда к этому списку добавляется обязанность быть уполномоченным по гражданской обороне в школе, когда просиживаешь на учебе много часов подряд без питания, невольно задаешься вопросом: а зачем оно мне надо? Никто не спрашивает моего мнения, интересно мне это или нет. Доплата? Зачем, если я не хочу это делать? Но понимаю, что ведь все равно попросят или заставят под предлогом «вы же прошли курсы».В первую очередь я пришел в профессию, чтобы учить детей. Хорошо, я стал заместителем, значит, я должен заниматься вопросами повышения качества образования. А не запоминать, какое средство индивидуальной защиты и когда я должен применить. Пусть это делают специально обученные бригады МЧС, которые будут работать именно со школами и образовательными организациями.16.03Может, из-за потраченного времени или из-за того, что дела встали и не идут дальше, немного впал в уныние.Я никогда в жизни не сомневался ни в выборе профессии, ни в выборе среднего профессионального образования, ни школы, в которой я работаю. Но сейчас предо мной стоят вопросы, на которые я пытаюсь ответить. И я не всегда могу это сделать. Стоит ли многое из того, что я делаю, всех моих терзаний? Как строчки из песни Земфиры: «Оставляю мечту, может, кто-то захочет // Три тетради сомнений моим неровным почерком».Нет, я не запутался и не сбился с пути. Просто, наверное, вера в лучшее пропала. Или угас задор. Где же он?..Сложная неделя. Нечего сказать. А отсутствие выходных дает о себе знать.18.03Выборы.Что же я могу сказать? Я люблю участвовать в выборах. Готовить избирательный участок, дежурить, наблюдать за самим ходом голосования. Но… Никогда не понимал и не смогу понять, почему учителя и школа должны быть задействованы во всем этом? Складывается ощущение, что учителя самые свободные и несемейные люди.Помещение школы – это помещение, где находятся дети! Тысячи ботинок пройдутся по коридорам и этажам школы с микробами и болячками. А потом эпидемии…И самое главное. Выборы – это долгий процесс. Обычно выборы проходят в воскресенье. И вот я иду домой, на часах половина первого. Пока дойду, будет уже час ночи. А завтра к восьми на работу. Как выспаться? Никак – вот ответ.Лечь бы и проснуться выспавшимся.19.03Начинается восьмой рабочий день. Голова болит так, что невыносимо шевельнуть ею. Но ведь принято решение, что понедельник – рабочий день. Не можешь думать ни о чем другом, кроме того, как быстрее добраться домой и нырнуть в кровать.Но все это мечты.Административное совещание, на котором было дано столько поручений, что на страницах планировщика не хватило строчек, чтобы все их записать.Держись, Вячеслав. Все будет в порядке. Но как же хочется все бросить!Три важных дела, которые не дают мне покоя: решить конфликтную ситуацию с одной из учащихся, провести с учениками учебную комиссию и собрание по выбору модуля основ религиозных культур и светской этики.Ах да, не забыть про апробации, про день открытых уроков, про день открытых дверей для будущих старшеклассников. Не забыл ли я чего-то ?21.03А не кажется ли мне, что я устал? Или кажется? Уроки. Но уроки – это не самое страшное. Совещание о предварительном допуске к экзаменам, собрание родителей по курсу ОРКСЭ… А вон там, вдалеке, тетрадки, которые я все никак не могу проверить. И это еще не все вопросы, которые до сих пор грузом висят на мне.Срочно нужно дать себе отдохнуть, иначе я просто взорвусь. В зал! Нужна серьезная тренировка. Вот последнее заявление от родителей, вот последние указания классным руководителям, и я мчусь за рюкзаком, а потом на тренировку выплескивать стресс.Помогает. Расслабляет.А в работе какой-то ступор. Как будто хожу на одном месте.Хорошо, что с моими ребятками, третьеклашками, все спокойно. Независимые диагностики они напишут. В этом я спокоен.С грустью смотрю на свое портфолио – аттестационная таблица до сих пор не заполнена. Осталась неделя… Успею, справлюсь?Опыт, который я сейчас получаю, по мне, огромнейший. Понемногу начинаю разбираться, как делегировать полномочия и не решать самому все проблемы и вопросы. Сотрудничество с коллегами, выстраивание команды помощников, взаимодействие с другими заместителями реально помогают не свалиться и не задохнуться в ворохе нескончаемых дел.«Все хорошие вещи приходят, к тому, кто их ждет. Спою про счастье и удачу, и они придут, стоит лишь захотеть!»Я не сдамся. Иначе какой смысл во всех моих движениях? А пока нужно взять себя в руки и доказать самому себе, что я достойный учитель, заместитель, а значит, достойный руководитель!«Пока» гравитации скажи, // Рук таких нет, чтобы могли. // К нам дотянуться с Земли».
Комментарии